Исследование взаимосвязи территориальных структур блоков хозяйства
Достаточно хорошо изучены связи между ТС материального производства, особенно промышленности, и расселением. Введены такие специальные понятия, как расселение промышленности, урбанистическая структура промышленности. Взаимодействиями между указанными блоками географы интересовались чаще, чем другими, что объясняется их ведущим характером в хозяйстве любой страны.
Расселение промышленности — это размещение промышленности (в целом, групп отраслей, отдельных отраслей и производств) по населенным пунктам разного ранга; размещение промышленности по городам — урбанистическая структура промышленности. Доля городов разной людности в промышленном производстве отражает характер указанной структуры. В узлах расселения — городах, прежде всего больших, с их концентрацией контактов по самым различным направлениям — «складываются» в общую сложную цепь разные виды производственной и непроизводственной деятельности, в том числе и те, которые направлены на освоение природных ресурсов. Будучи основой развития расселения, материальное производство испытывает его обратное влияние, которое заключается, в частности, и в том, что формирование территориальной структуры материального производства подчинено в той или иной мере задаче создания удобных для населения форм расселения, что вызывает дополнительные расходы.
Инфраструктура же отличается прежде всего своей связующей ролью во всем народном хозяйстве, соединяя с ресурсами производство, а его — с потреблением. Определяя во многом характер всего расселения, в том числе его местные и групповые формы, она в то же время в немалой степени им обусловлена, так что причины и следствия здесь обратимы, со временем они меняются местами.
Изучение взаимодействия территориальной структуры промышленности, расселения и инфраструктуры привело к выработке таких понятий, как промышленно-городская агломерация — городская агломерация, в которой промышленное производство выполняет градообразующую функцию. Это важный элемент урбанистической структуры промышленности. Введены также такие понятия, как экономическая ось, полимагистраль (инфраструктурный жгут) и др.
Знание механизма взаимодействия территориальных структур функциональных блоков необходимо при изучении вопросов инерционности ТСХ, ее оптимальности, а также для практических целей, связанных с территориальной политикой.
Задача раскрытия интегральных элементов ТС хозяйства — это проблема генерализации и синтеза.
Целостная ТСХ рассматривается как триединая, состоящая из нескольких основных, неразрывно сцепленных между собой форм (трех подструктур):
Первая,важнейшая (с позиции задач страноведения) из них — интегрально-пространственная, или ареально-синтетическая, подструктура, характеризующая взаимодействие определенным образом взаимосвязанных и взаиморасположенных частей страны (зон, районов, подрайонов и вообще любых хозяйственно-своеобразных относительно целостных территориальных единиц разного ранга), так или иначе взаимодополняющих друг друга в народнохозяйственном отношении, что обычно и составляет основу страны как экономически единого целого. Основными ее особенностями (по Маергойзу) являются:
- интегралъностъ, что означает охват этой подструктурой всех сфер (на схеме блоков) хозяйства во всем их взаимодействии с территорией и населением страны. На уровне страны учитываются лишь те элементы, которые участвуют в территориальном разделении труда на общегосударственном (а тем более международном) уровне;
- континуальность в географическом смысле как охват этой подструктурой всей (или всей освоенной) территории страны;
- дифференцированностъ ТСХ страны как территориального континуума, ее подразделение на взаимодействующие структурно-функциональные интегрально-территориальные единицы, охватываемые территориальным разделением труда в масштабе всей страны. Поэтому только применительно к этим пространственно фиксируемым единицам континуума можно говорить о генеральных территориальных пропорциях в народном хозяйстве;
- разноуровенностъ, так как структурные единицы, участвующие в территориальном разделении труда на общегосударственном уровне, не одинакового, а разного ранга. Если применительно к России оставить вне рассмотрения экономические зоны как макрорегионы, то этих основных рангов три: а) крупные экономические районы; б) экономические подрайоны; в) локальные территориально-производственные образования. Маергойз предлагал в качестве четвертого ранга рассматривать городские или про-мышленно-городские агломерации [Маергойз, 1986];
- нестрогая иерархичность. Многие отдельные экономические подрайоны, локальные территориальные образования, важные для страны в целом, взаимодействуют с ТСХ независимо (минуя крупные экономические районы). Этому способствуют многие тенденции информационно-технологической революции: появление отраслей со «свободным» размещением, пространственный разрыв отдельных стадий технологической цепочки, развитие вертикальной деконцентрации, вызывающее появление группы предприятий, включенных в производственные связи многих районов и даже стран. При строгом иерархическом подходе все это теряется на уровне анализа крупных экономических районов.
Вторая — множественная территориально-отраслевая структура, представляющая взаимодействие территориальных структур отдельных отраслей в масштабе страны. В принципе она охватывает все подсистемы хозяйства (и их отрасли или виды деятельности, за исключением «линейнообразных» отраслей инфраструктуры), но практически включает лишь те их отрасли или виды деятельности, которые:
а) «внутри себя» взаимодействуют в масштабе страны (есть немало отраслей, между предприятиями которых нет или почти нет существенных связей вообще, особенно в общегосударственных рамках); б) взаимодействуют в том же масштабе с несколькими другими отраслями, что делает важными соотношение и взаимосвязь их территориальных структур между собой; в) неповсеместно распространены. Речь идет о тех отраслях, функционирование территориальных структур которых взаимосвязано по стране в целом. Каждая из них по-своему зависит от территориальной структуры природных ресурсов, инфраструктуры, расселения и территориальной структуры других отраслей (т.е., говоря традиционно, имеет свои факторы размещения).
Особенности множественной территориально-отраслевой структуры:
- наибольшее взаимодействие в рамках страны, прежде всего между территориальными структурами отраслей, технологически и экономически связанными между собой;
- избирательность, заключающаяся в различии условий и факторов размещения различных отраслей;
- разноуровенность (но не равнозначность), так как все основные отрасли в принципе могут быть одинаково необходимыми, выполняя функции обеспечения потребностей народного хозяйства;
- дискретность территориальной структуры отдельно и всех отраслей вместе, совпадающих и не совпадающих в пространстве одна с другой. Есть страны, в которых, например, территориальная структура черной металлургии (если она в основном передельная) почти совпадает с таковой машиностроения. В разных странах черная металлургия по-разному связана с коксовыми и рудными базами, территориальные структуры старых и новых отраслей могут и не совпадать. То же касается взаимосвязанности территориальной структуры сельского хозяйства и отраслей обрабатывающей промышленности.
Следует отметить, что оперировать рассматриваемой весьма сложной структурой гораздо труднее, чем первой, интегрально-пространственной [Маергойз, 1986].
Третья — питательно-распределительная структура, охватывающая инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением.
К ее особенностям относятся (по Маергойзу):
- дискретность (сетчатость), выражающаяся в линейно-сете-узловой морфологии. Однако ее влияние сказывается на всей территории, а не только непосредственно вдоль этих линий, фиксирующих трассы экономического взаимодействия;
- универсальность, так как она обслуживает все хозяйство, все его отрасли и сферы независимо от характера их организации (по принципу центральных или нецентральных функций), пронизывает своей сложной сетью всю территорию. Поэтому она играет объединяющую роль, способствуя интеграции районов внутри страны, а также связям с другими странами;
- системность— каждый отдельный элемент структуры (и в значительной мере все они вместе взятые) внутри себя замкнут, ибо все звенья связаны между собой жестким ритмом действия. В то же время эта «кровеносная» структура играет системообразую-щую роль для хозяйства в целом, обеспечивая его непрерывное функционирование, объединяя его составные части в целостность как по горизонтали (районы разного ранга), так и по вертикали (сферы и отрасли), — это и составляет главную цель развития этой сетеузловой структуры;
- корпускулярность, так как ей свойственно не только узловое строение, но и строгая ритмичность. Узлы — центры «давления» на окружающие территории, которые испытывают на себе наибольшие импульсы рассматриваемой структуры именно через ее узлы;
- функциональная иерархичность, определяемая питательными и распределительными линиями. Здесь обычно действует непреложный закон кратчайшего пути по иерархии, так как локальный пункт системы сообщается с другими только по схеме: «источник — распределительная линия — питающая линия — главная магистраль» и обратно через промежуточные узлы и центры. Развитие структуры идет и в разветвлении отростков для более широкого охвата территории, и в магистрализации, концентрации работы на главных линиях (и в повышении роли наилучшим образом расположенных узлов). Питательные линии при этом становятся распределительными, отдельные немногие магистрали, куда вливаются все большие потоки, становятся еще мощнее.
Рассматриваемую структуру нельзя смешивать с известным представлением Баранского о городах и дорогах как об опорном каркасе страны, о ее основе, своего рода «стропилах», цементирующих всю хозяйственную ткань, которая держится на этом каркасе.
Внешне в обоих случаях есть известные сходные черты, но по существу каркас следует интерпретировать как обобщенный слепок интегрально-континуальной структуры, т.е. как взаимодействие промышленно-городских агломераций, которые выходят на общегосударственный функциональный уровень территориального разделения труда (независимо от ранга регионов, которые они в нем представляют). Понятие «каркас» информативно и облегчает ориентацию в интегрально-континуальной структуре хозяйства.
В питательно-распределительной структуре магистрали играют, как правило, и скрепляющую роль, но в отличие от каркаса они не только скрепляют и поддерживают, но прежде всего питают хозяйственную «ткань». Таким образом, это далеко не полностью совпадающие структуры, хотя с каркасом в значительной мере может и совпасть генерализованный рисунок сети.
Подытоживая, можно сказать, что фактически сочетание взаимоположения и взаимодействия множественно-отраслевой и питательно-распределительной структур (которые могут быть восприняты и на карте, лишенной сетки административного деления) в большой мере формируют живую хозяйственную ткань страны. Подавляющая часть территории страны составляет ткань, т.е. материальный субстрат, структурно подчиненный каркасу. Интегральная же структура передает их сложное единство в отдельных частях страны, обладая дополнительно и новыми, весьма существенными, специфическими чертами.
Соотношение всех трех видов территориальных структур, характер их взаимоувязанности и взаимодействия различны в отдельных странах, так как они зависят от множества конкретных условий.
Например, в Венгрии питательно-распределительная структура представлена широко, интегральная — слабо, множественно-отраслевая — очень слабо. В Чешской Республике очень слабо развита каркасная структура, но здесь есть районы, в которых значительно развито взаимопроникновение отраслевых территориальных структур. Для оценки каждой из структур в отдельности, и тем более интегральной ТСХ, необходима выработка количественных параметров.