Подходы к изучению инфраструктуры в страноведении
При географическом подходе сложность анализа заключается в том, что в территориальном разрезе инфраструктура— это понятие иерархическое. Речь может идти об инфраструктуре международной, внутригосударственной, межрайонной, внутрирайонной (межузловой) и локальной (узловой, внутригородской). Нередко выделяют сельскую инфраструктуру или инфраструктуру агропромышленного комплекса. Для всех этих видов инфраструктуры можно разработать специальные методы и критерии их оценки.
Своеобразие развития инфраструктуры определяется целым рядом региональных факторов:
- масштабами и темпами экономического развития района, О структурой материального производства (например, по материале- или энергоемкости),
- фондоемкостью отраслей хозяйства,
- объемом внутренних и внешних связей района,
- степенью развитости кооперационных связей,
- особенностями природной среды,
- свойствами экономико-географического положения и т.д.
Поэтому уровень развития и состав инфраструктуры существенно варьируются по территории, в значительной степени влияя на размещение производительных сил, на процессы индустриализации, интенсификацию сельского хозяйства, развитие рекреационных систем и т.п. Подчас насыщенность района инфраструктурными мощностями служит даже ведущим фактором размещения.
В географической литературе имеются примеры того, что эффект от ориентации на инфраструктуру во многих случаях перекрывает эффект от приближения к источникам сырья и топлива, даже в ряде случаев для отраслей с ярко выраженной тошшвно-сырьевой ориентацией. В капиталистических странах особенно ярко проявляются сверхконцентрации производительных сил в районах и центрах с развитой инфраструктурой. Поэтому сейчас нередки случаи, когда наиболее динамичны староосвоенные районы.
Отмеченная тенденция делает актуальным географический подход к изучению инфраструктуры как предпосылки размещения производительных сил, конечным результатом которого является выделение частей страны с разным характером и насыщенностью инфраструктуры, в том числе психообщественной.
Несмотря на то что размеры и состав инфраструктурных отраслей зависят от экономико-географической ситуации района, по-видимому, определенный минимум инфраструктурной обеспеченности необходим для всех районов. Выявление оптимальных региональных характеристик инфраструктуры — задача экономической географии.
Это направление территориальных сопоставлений инфраструктуры, особенно транспортной, развивается давно, и именно в нем наиболее ярко прослеживается подход к изучению «пассивной» (недвижимой) ее части и не затрагивается, как правило, активная.
Более глубокий с теоретической точки зрения подход к изучению инфраструктуры отмечается в географии с начала 1980-х годов. Часто применявшаяся до этого афористическая трактовка транспортной инфраструктуры как «сосудистой» («кровеносной») системы хозяйства получила в экономической географии углубленное и прикладное обоснование. Истоки этого мы находим еще в работах Баранского.
Основная идея подхода состояла в том, чтобы показать место и роль инфраструктуры в интегральной территориальной структуре хозяйства страны или района; определить научные принципы формирования «географически логичной» инфраструктуры, т.е. увязанной в своем развитии с экономике- и физико-географическими особенностями. Эти вопросы, как правило, выпадают из поля зрения других специалистов.
В то же время территориальные проблемы развития инфраструктуры чрезвычайно актуальны:
Во-первых, как уже было сказано выше, качественные и количественные показатели развития инфраструктуры зависят среди прочих факторов от многих экономике- и физико-географических условий. Например, такие показатели, как конфигурация и линейная концентрация транспортной инфраструктуры, часто определяются рельефом, рисунком гидрографической сети, физико-географическим положением. Эти же показатели зависят от величины и конфигурации территории страны, сети расселения, от территориального соотношения староосвоенных и пионерных ресурсных районов, экономико-географического положения и многого другого, что в целом может быть определено как географическая специфика страны или района.
Во-вторых, инфраструктура активно участвует в формировании интегральной территориальной структуры хозяйства страны и интеграционных группировок стран.
Территориальная структура хозяйства возникает на достаточно высоком уровне развития хозяйства как единого комплекса, когда отдельные районы страны соединяются в целое. Она является продуктом интеграции некогда обособленных частей страны в результате прогресса территориального разделения труда.
Инфраструктура играет при этом системообразующую роль, соединяя, в частности, территориально-производственные ячейки и ускоряя экономический оборот в масштабе всей страны.
В ряде крупных стран, где отчетливо выделяются экономически активные и неосвоенные районы с ресурсными резервами, возникает острая проблема создания инфраструктуры, необходимой для преодоления разрыва между ресурсами и производством. Категория экономической географии «опорная база активизации территории» по своему содержанию «инфраструктурное» понятие, обогащенное учетом фактора экономико-географического положения [Космачев, 1981].
Таким образом, инфраструктура играет наряду с расселением системообразующую роль в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства страны.
Глава 9