Фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта»

«Гроза стихла, но она вызвала в атмосфере значительное скопление паров, насыщенных электричеством, и привела их в бурное движение. Образовался колоссальный ………………. , словно сгусток тумана конической формы, вершина его находилась внизу, основание – вверху; Этот …………….соединил грозовые тучи с бушевавшими водами. Вскоре он приблизился, крутясь с невероятной быстротой. Он втягивал в себя во время вращения воду, которую как бы выкачивал из озера, и бешенная от этого вращения тяга воздуха всасывала в неё всё, что было на пути. Внезапно……………………налетел на огромное исполинское дерево и охватил его со всех сторон. Дерево задрожало и в мгновение ока рухнуло. А ……………

понесся дальше, выворачивая деревья и сметая всё на своём пути».

О какой природной опасности идёт речь? Это ____________.

Чему равен балл, скорость ветра и название ветрового режима?____________________________________________________________________

а) время существования с – ……………. мин.;

б) скорости вращения – до ………..м/с;

в) удар вращающейся стенки (давление – до ….. т на 1 м2) способен разрушить капитальные строения.

Каковы должны быть действия человека в условиях подобной опасности?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 18

Классификация (шкала) скорости ветров

Баллы Скорость ветра Ветрового режим Признаки
  м/с км/ч    
Штиль (полное затишье) Дым идет прямо
0,9 3,24 Тихий Дым изгибается
2,4 8,64 Легкий Листья шевелятся
4,4 15,84 Слабый Листья двигаются
6,7 24,12 Умеренный Листья и пыль летят
9,3 33,48 Свежий Тонкие деревья качаются
12,3 43,30 Сильный Качаются толстые ветки
15,5 55,80 Крепкий Тоже
19,1 68,80 Буря Стволы деревь­ев изгибаются
22,9 79,41 Шторм, буря Ветви ломаются
26,4 95,00 Сильный шторм Черепица и трубы срываются
30,5 110,00 Жестокий шторм Деревья вырываются с корнем
34,8 122,00 Ураган Везде повреждения
39,2 145,00 Сильный ураган Большие разрушения
43,8 158,00 Тоже Тоже
48,6 175,00 Жестокий ураган — » —
53,6 193,00 Тоже — » —
>58 >200 — » — —» —

6. Выберите 2 правильных ответа. Наиболее вероятные места возникновения ураганов – это:

а) город; б) лес; в) пустыня: г) зона с влажным климатом; д) зона с сухим климатом.

7. Опишите причины зарождения урагана (рис. 22).

Фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - student2.ru Рис.22. Схема зарождения урагана

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - student2.ru

Рис. 23. Места зарождения циклонов

8. Опишите места зарождения циклонов на планете Земля используя рис.23.

Где больше всего возникает ураганов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

9. Опишите: Что такое «глаз» тайфуна? _____________________________

________________________________________________________________________

10. Дополните предложение. Шквальные бури (……………………….)и смерчи ……………………….) – это вихри, возникающие в ……………………………….. время года на мощных атмосферных фронтах. Наименьшая по размерам и наибольшая по скорости вращения форма вихревого вращения воздуха называется ……………………(в Америке – ………………………………..).

11. Ответьте на вопрос. Как прогнозируется ураган?_____________________

____________________________________________________________________

12. Вставьте пропущенные цифры. Как выделяют зимы по абсолютной снежности:

а) бесснежные (толщина менее …….. см),

б) малоснежные (до …….–……. см),

в) многоснежные (более ………см).

13. Укажите ЧС при снежных заносах.

а) h = 5–10 см –____________________________________________________ ;

б) h =20–30 см_–_______________________________________________________ ;

в) h более 30 см –_______________________________________________________; ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

14. Укажите способы предупреждения заносов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

15. Ответьте на вопрос. Чем отличаются бугры пучения от наледей?

Пучение – это ________________________________________________________

Наледь – это_____________________________________________________________

16. Дополните предложение. Повреждения, наносимые молнией, обусловлены высо­ким ………………….. электрического поля ( Вт ), большой …………. ……….( А ) в канале молнии и высочайшей…………………… ( °С).

17. Решите задачу. Рассчитайте приблизительное расстояние до эпицентра грозы, чтобы принять меры по обеспечению своей безопасности.

Дано: время между вспышкой молнии и последующим раскатом грома равно 3 сек. Известно, что скорость распространения звука в воздухе равна примерно 344 м/с. ________________________________________________________________________

18. Отметьте правильные ответы. Ваши действия во время грозы:

а) спокойно продолжите говорить по телефону;

б) закроете окна, двери и дымоходы;

в) будете смотреть телевизор, чтобы отвлечься от грозы;

г) отойдёте от берега реки, спуститесь в низину;

д) спуститесь в укрытие, подвал дома или погреб.

19. Дополните предложения: Средства защиты при высоких и низких температурах воздуха следующие: для защиты от неблагоприятного воздействия климатических факторов используются средства индивидуальной защиты: ……………………, …………….., средства защиты ……. и ……………….. уборы.

Спецодежда для защиты от низкой температуры, ветра и атмосферных осадков изготавливается из ……………………………… тканей с водоотталкивающими и другими пропитками, из натурального или искусственного меха и синтетических утеплителей.

Выполнил: Проверил:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (оценивается 2 баллами)

Задача 3. Определите высоту и радиус защиты стержневого молниеот­вода (тип Б – 95 %) для жилого дома. Размер защищаемого дома (hx и rx,), принять индивидуально.

Защитное действие от молнии зданий и сооружений основано на свойстве молний поражать наибо­лее высокие и хорошо заземленные металлические конструкции.

Защита состоит из трех основных элементов: молниеприемника, токоотвода и заземлителя. Заземнитель молнезащиты – один или несколько заглубленных в землю электродов, предназначенных для отвода в землю токов молнии. Для защиты небольших строений применяют стержневые молниеприемники из оцинкованной (луженой) стали.

Каждый молниеотвод имеет определенную зону защиты – часть пространства, внутри которого обеспечивается защита здания с определенной степенью надежности. Рассмотрим, какую зону защиты образует стержневой отдельно стоящий молниеотвод (рис. 4). Как следует из рисунка, зона защиты для данного молниеот­вода представляет собой конус высотой h0 с радиусом основания на земле r0. Обычно высота молниеотвода (h) не превышает 5 м. Остальные размеры зоны в зависимости от величины (h, м) следующие (табл. 19).

Существуют также зависимости, позволяющие, задаваясь размерами защищаемого объекта (hx и rx,), определить величину h. Эта зависимость для зоны Б имеет вид:

h = ( rx +1,63 hx)/1,5;

Таблица 19

Параметры зоны защиты для молниеотвода

Параметр, м
Величина параметра для зоны Б
h0 0,92h
R0 1,15 h
rx 1,5·(h – hx/ 0,92)

Фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - student2.ru Рис. 24. Зона защиты одиночного стержневого молниеотвода

1 – граница зоны защиты на уровне высоты объекта; 2 – то же, на уровне земли; h – высота молниеотвода; h0 – высота конуса защиты; hx – высота защищаемого объекта; rx– радиус зо­ны защиты на уровне высоты объекта; r0 – радиус зоны защиты объекта на уровне земли.

Токоотводы соединяют молниеприемник с заземлением. Они вы­полняются из оцинкованной круглой стальной проволоки диаметром не менее 5–6 мм, угловой или полосовой стали, труб сечением 50 мм для наружной проводки и не менее 25 мм для внутренней.

Способы соединения показаны на рис. 25. В соединении применя­ют свинцовые прокладки, а сверху заливают эпоксидным клеем.

Токоотводы крепят к стенам строений через 1,5–2 м с помощью скоб, гвоздей; на легковоспламеняемой крыше их устанавливают на деревянных стойках высотой 15–20 см с шагом 50–60 см.

На сухих грунтах применяют вертикальные заземлители –2–3 стержни, вбитые на расстоянии 3 м и соединенные на глубине 0,5 м перемычкой, к которой в середине присоединен токоотвод. Перемычку делают из металлопроката сечением не менее 100 мм. Все элементы соединяют сваркой (рис. 25, В).

Горизонтальные заземлители эффективны на влажных грунтах. Они представляют собой металлические профили длиной 3–5 м из стальной проволоки диаметром 15–20 мм, полосовой стали сечением 160 мм, уголков 40–50 мм, водопроводных труб диаметром 25–60 мм. Заземлители укладывают на расстоянии не менее 5 м от крыльца, дорожек. Можно использовать сам токоотвод, уложенный на метровую глубину (рис. 26, Б).

В домах с металлической крышей токоотвода крепят к обоим скатам и соединяют его с заземлителем.

В домах с неметаллической крышей крепят стальную проволоку, натягивая ее вдоль конька между деревянными стойками, делая молниеприемники выше всех элементов строения (рис. 27). Молниеприемники в виде стоек можно оборудовать на оголовке трубы в виде вилки на высоте не менее 300 мм над трубой.

Для небольшого дома можно использовать цельный кусок прово­локи диаметром 5–8 мм с односторонним спуском токоотвода и одним заземлителем. При этом подземная часть должна быть как можно длиннее, ее располагают обычно вдоль отмостки дома. Используют для защиты и высокие деревья, отстоящие от дома не менее чем в 3 м. Проволоку диаметром 5–8 мм прокладывают по дереву и соединяют с заземлителем

Системы молниезащиты регулярно осматривают. Места, повреж­денные коррозией, окрашивают, зачищают, гайки подтягивают. При необходимости вкапывают рядом новый заземлитель, присоединяя его к токоотводу.

Фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - student2.ru Фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - student2.ru

Рис.26. Вертикальный (электрод­ный) за

землитель (А) и заземлитель горизонталь ного типа (Б).

1 – пешеходная дорожка, 2 – попереч­ная шина, 3 – токоотвод, 4 – вертикаль­ный стержень (электрод), 5 – водосточ­ная труба, 6 – влагопоглощающая об­кладка, 7 – горизонтальный заземлитель (УГВ – уровень грунтовых вод).  
Рис. 25. Устройство молниезащиы.

А, Б– молниеприемники из стальной

проволоки. В– способы присоединения

гокоотводов к металлической кровле и

между собой: 1– бандаж из оцинкован

ной проволоки диаметром 1,5–2 мм, 2 –

проволока-ка­танка диаметром 6–8 мм, 3

– свинцовая прокладка, 4– кровля, 5

–стальные пластины, 6– болт.

Фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - student2.ru Рис. 27. Система молниезащиты

1 – стержневой молниеприемник, 2 – тросовый молниеприемник, 3 – стойки,

4 – отмостка, 5 – заземлитель, 6 – зона увлажнения, 7 – пешеходная дорожка,

8 – токоотвод.

Занятие 7

Наши рекомендации