Состав географической оболочки.
Задания для контрольной работы «Совр. проблемы СЭГ»
1. Объясните особенности метатеоретических проблем экономической и социальной
географии
2. Оцените феномен географии в современных реалиях. В чем заключается критерий
географичности?
3. Как проявляется идея единства географии как целостной фундаментальной науки? Каковы общие черты и главные различия физической и социально-экономической
географии?
4. В чем проявляются различия и взаимообусловленное единства объекта и предмета науки? Что является предельны объектом экономической и социальной географии?
5. Проанализируйте подходы к определению предмета экономической и социальной географии. В чем заключается специфика ТСЭС и ТОС как основных предметов познания экономической и социальной географии?
6. По каким направлениям проявляется консолидация экономической, социальной и политической географии? Как она проявляется в учебном процессе?
7. Какова структурная дифференциация экономической и социальной географии на основе предметной принадлежности и методологической ориентации?
8. В чем заключается структуризация экономической и социальной географии по территориальным масштабам, времени и подходам исследования?
9. Сравните подходы к классификации социально-экономической географии отечественных и зарубежных ученых.
10. В чем сложности определения места экономической и социальной географии в системе научного знания? Чем они обусловлены?
11. Что является объединяющим началом социально-экономической географии с физической географией? Оцените роль теоретической географии и страноведения в интеграции географических наук.
12. Какие линии связей социально-экономической географии с общественными и техническими науками являются наиболее существенными?
13. Какие категории экономической и социальной географии являются базовыми? Почему?
14. В чем заключается роль научных парадигм в формировании теоретикометодологических основ экономической и социальной географии? Какие парадигмы, по вашему мнению, являются наиболее перспективными и конструктивными?
15. Дайте оценку деятельности научных общественно-географических школ, функционирующих в разных странах и регионах.
16. Почему происходит трансформация экономической и социальной географии в общественную географию? В чем проявляется тенденция фундаментализации социально- экономической географии?
17. Определите роль теории в развитии экономической и социальной географии. Назовите основные направления фундаментализации науки.
18. Что такое «географическое пространство и время»? Оцените научные подходы к определению географического пространства и времени.
19.Охарактеризуйте основные свойства социально-географического пространства. В чем заключается сущность пространственно-временной парадигмы Т. Хегерстранда?
20. Оцените подходы к категории «географическое время». Какова роль циклов Н.Д. Кондратьева в общественно-географических исследованиях?
21. Дайте определение понятию «территория». В чем заключаются процессы социализации современной территории.
22.Раскройте особенности территориального подхода к решению проблем взаимодействия общества и природы.
23.Назовите основные мероприятия по совершенствованию процессов природопользования.
24.В чем проявляется сущность учения об эколого-экономических районах и территориальных общественно-экологических системах?
25.Какие черты характерны для новой эпохи ноосферы? Раскройте возможности цивилизованного решения проблем взаимодействия природы и общества.
26.Какие процессы территориальной организации общества оказывают влияние на рост благосостояния и всестороннее развитие личности?
27.Назовите основные принципы и факторы территориальной организации общества. В чем заключается специфика их современного проявления?
28.Какие формы территориальной организации общества являются наиболее перспективными?
29.Какова роль районирования в теории и практике экономической и социальной географии?
30.Дайте оценку действенности принципов экономического, социально- экономического и эколого-экономического районирования.
31.В чем заключаются особенности подходов к выявлению иерархической структуры социально-экономического районирования?
32.Назовите основные закономерности территориальной организации общества и пространственной структуры производства и населения. В чем проявляется уникальность конкретного места?
33.Какие характерные черты присущи современной системе территориального разделения труда?
34.Какова роль базисных учений в процессах фундаментализации общественной географии?
35.В чем заключается сущность учения о ТПК? Назовите характерные особенности ЭПЦ. МОК и кластеров.
36.Почему учение о ТОЛ является базовым в общественной географии? Оцените условия формирования и развития территориальных общностей людей.
37.Кто из отечественных географов внес элементы новизны в учение о территориальных системах расселения? Вспомните работы, в которых раскрываются научные основы расселения населения.
38.Какие особенности и закономерности наблюдаются в формировании и развитии ТОС? Чем ТОС отличаются от ТСЭС?
39. Проанализируйте концептуальную модель ТОС и ее множественную структуру.
40. В чем заключается специфика формирования учения об общественном землеведении? Оцените процессы глобализации и их последствия для разных стран.
41. Какие типы страноведения наиболее распространены в современном мире? Дайте характеристику стран «Большой семерки».
42. Определите место региона в системе общественно-географического знания. Какие черты присущи современным социально-экономическим районам?
43. Объясните причины структуризации регионов. В чем заключается роль городов в региональном развитии?
44. В чем заключается сущность учений о регионах, городах и сельской местности?
45. Какие направления возрождения сельской местности являются наиболее актуальными и приоритетными?
46. По каким направлениям осуществляются практические разработки по оптимизации развития и совершенствованию территориальной организации общества?
47. Какие географические идеи являются наиболее востребованными?
48 Какие проблемы территориального расселения стати наиболее актуальными? Раскройте особенности функционирования региональной экономики.
49. Выполните алгоритм общественно-географического прогнозирования. Какие вилы прогнозов имеют наибольшую востребованность?
50. Объясните логику структуризации интегральных прогнозов.
51. Какие принципы территориального управления являются основополагающими в современных условиях?
52. Раскройте взаимосвязь регионального управления и интересов территории.
53. В чем заключается общественно-географическая основа разработки и реализации региональной политики?
54. Какова внутренняя структура региональной политики? Объясните особенности региональной политики на разных территориальных уровнях.
55. Какие концептуальные положения стали основополагающими при территориальном программировании?
56. Какие разделы включают территориальные комплексные программы?
57. Воспроизведите структурную модель территориальной программы. Объясните причины появления позитивных и негативных явлений в процессе реализации программы.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по Физической географии
Основные требования:
Иметь представление о закономерностях строения, динамики и функционировании географической оболочки в целом, её компонентов и природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации.
Иметь представление об общих планетарных и крупных региональных закономерностях возникновения, развития, распространения и хозяйственного освоения ландшафтов.
Уметь анализировать природные факторы, формирующие разнообразие современных ландшафтов материков: географического положения, истории развития природной среды, морфоструктурных, литологических и геоморфологических особенностей, климата, почвенно-растительного покрова, а также хозяйственного воздействия человека ка среду.
Получить основы знаний в области регионально комплексной физической географии России с характеристикой теоретических закономерностей структуры, функционирования и эволюции ландшафтов.
Понимать роль отдельных факторов в дифференциации физико-географических условий территории России.
Научиться понимать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов ландшафтов, зональную и провинциальную структуру физико-географических стран.
Давать комплексную физико-географическую характеристику региона России (зоны, страны, провинции).
Иметь представление о состоянии географической науки в разные исторические эпохи, ориентироваться в её современных достижениях и видеть тенденции дальнейшего развития.
По экономической и социальной географии
Основные требования
Знать основные концепции и теории экономической и социальной географии; географические закономерности развития территориальных социально-экономических систем; демографические, социальные и экономические тенденции развития современного мирового сообщества.
Знать закономерности эволюции, воспроизводства и территориальной организации населения, владеть навыками географического анализа населения и трудовых ресурсов, уметь выявлять и анализировать современные демографические, этнические и трудовые проблемы.
Иметь представление о территориально-политической структуре общества и размещении политических систем; о политических особенностях различных стран.
Понимать закономерности формирования пространственных хозяйственных структур и территориальных форм организации жизни общества на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях.
Знать методику изучения территориальной организации производительных сил страны и ее отдельных районов в соответствии с общими и региональными природными, экономическими и социальными условиями, знать особенности размещения отраслей народного хозяйства и специфику социально-экономических районов России. Знать политическую карту мира и пространственные особенности современного мирового хозяйства и его отраслей, сложившиеся мировые экономические связи и тенденции экономических отношений, проблемы интеграции.
Знать закономерности и фактическое размещение предприятий сферы материального производства и непроизводственной сферы, размещение населения, природопользования с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости.
Знать особенности расселения городского населения, типы городов, роль города в расселении и территориальной структуре хозяйства, владеть экологическими, демографическими и экономическими проблемами городов, владеть географическими основами градостроительной политики, понимать специфику урбанистических структур и владеть социально-экономической политикой регулирования развития городов.
Знать методы управления экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном (региональном) аспекте, понимать взаимодействие и соотношение движущих сил регионального развития и вырабатывать рекомендации социально-экономического характера, способные оптимизировать меры по развитию регионов.
Основное содержание
Физическая география
Понятие о географической оболочке как объекте землеведения. Географическая оболочка как вещество, созданное процессами и явлениями самой Земли, сконцентрированное в виде нескольких взаимопроникающих и взаимодействующих сфер: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы и их контактных маргинальных образований в виде криосферы, педосфсры, морфосферы, гляциосферы и антропосферы (техносферы). Краткая история вопроса и современные представления о границах геофафической оболочки, ее соотношение с ландшафтной оболочкой и иными географическими понятиями. w *'$JN
Земля во Вселенной. Вселенная и ее эволюция. Солнечная система, ее образование и эволюция. Общая характеристика Земли к ее взаимодействие с Космосом. Общие черты строения планет Солнечной системы. Внутреннее строение Земли - гипотезы и факты. Роль космологических гипотез в понимании функционирования геофафической оболочки.
Задания для контрольной работы «Совр. проблемы СЭГ»
1. Объясните особенности метатеоретических проблем экономической и социальной
географии
2. Оцените феномен географии в современных реалиях. В чем заключается критерий
географичности?
3. Как проявляется идея единства географии как целостной фундаментальной науки? Каковы общие черты и главные различия физической и социально-экономической
географии?
4. В чем проявляются различия и взаимообусловленное единства объекта и предмета науки? Что является предельны объектом экономической и социальной географии?
5. Проанализируйте подходы к определению предмета экономической и социальной географии. В чем заключается специфика ТСЭС и ТОС как основных предметов познания экономической и социальной географии?
6. По каким направлениям проявляется консолидация экономической, социальной и политической географии? Как она проявляется в учебном процессе?
7. Какова структурная дифференциация экономической и социальной географии на основе предметной принадлежности и методологической ориентации?
8. В чем заключается структуризация экономической и социальной географии по территориальным масштабам, времени и подходам исследования?
9. Сравните подходы к классификации социально-экономической географии отечественных и зарубежных ученых.
10. В чем сложности определения места экономической и социальной географии в системе научного знания? Чем они обусловлены?
11. Что является объединяющим началом социально-экономической географии с физической географией? Оцените роль теоретической географии и страноведения в интеграции географических наук.
12. Какие линии связей социально-экономической географии с общественными и техническими науками являются наиболее существенными?
13. Какие категории экономической и социальной географии являются базовыми? Почему?
14. В чем заключается роль научных парадигм в формировании теоретикометодологических основ экономической и социальной географии? Какие парадигмы, по вашему мнению, являются наиболее перспективными и конструктивными?
15. Дайте оценку деятельности научных общественно-географических школ, функционирующих в разных странах и регионах.
16. Почему происходит трансформация экономической и социальной географии в общественную географию? В чем проявляется тенденция фундаментализации социально- экономической географии?
17. Определите роль теории в развитии экономической и социальной географии. Назовите основные направления фундаментализации науки.
18. Что такое «географическое пространство и время»? Оцените научные подходы к определению географического пространства и времени.
19.Охарактеризуйте основные свойства социально-географического пространства. В чем заключается сущность пространственно-временной парадигмы Т. Хегерстранда?
20. Оцените подходы к категории «географическое время». Какова роль циклов Н.Д. Кондратьева в общественно-географических исследованиях?
21. Дайте определение понятию «территория». В чем заключаются процессы социализации современной территории.
22.Раскройте особенности территориального подхода к решению проблем взаимодействия общества и природы.
23.Назовите основные мероприятия по совершенствованию процессов природопользования.
24.В чем проявляется сущность учения об эколого-экономических районах и территориальных общественно-экологических системах?
25.Какие черты характерны для новой эпохи ноосферы? Раскройте возможности цивилизованного решения проблем взаимодействия природы и общества.
26.Какие процессы территориальной организации общества оказывают влияние на рост благосостояния и всестороннее развитие личности?
27.Назовите основные принципы и факторы территориальной организации общества. В чем заключается специфика их современного проявления?
28.Какие формы территориальной организации общества являются наиболее перспективными?
29.Какова роль районирования в теории и практике экономической и социальной географии?
30.Дайте оценку действенности принципов экономического, социально- экономического и эколого-экономического районирования.
31.В чем заключаются особенности подходов к выявлению иерархической структуры социально-экономического районирования?
32.Назовите основные закономерности территориальной организации общества и пространственной структуры производства и населения. В чем проявляется уникальность конкретного места?
33.Какие характерные черты присущи современной системе территориального разделения труда?
34.Какова роль базисных учений в процессах фундаментализации общественной географии?
35.В чем заключается сущность учения о ТПК? Назовите характерные особенности ЭПЦ. МОК и кластеров.
36.Почему учение о ТОЛ является базовым в общественной географии? Оцените условия формирования и развития территориальных общностей людей.
37.Кто из отечественных географов внес элементы новизны в учение о территориальных системах расселения? Вспомните работы, в которых раскрываются научные основы расселения населения.
38.Какие особенности и закономерности наблюдаются в формировании и развитии ТОС? Чем ТОС отличаются от ТСЭС?
39. Проанализируйте концептуальную модель ТОС и ее множественную структуру.
40. В чем заключается специфика формирования учения об общественном землеведении? Оцените процессы глобализации и их последствия для разных стран.
41. Какие типы страноведения наиболее распространены в современном мире? Дайте характеристику стран «Большой семерки».
42. Определите место региона в системе общественно-географического знания. Какие черты присущи современным социально-экономическим районам?
43. Объясните причины структуризации регионов. В чем заключается роль городов в региональном развитии?
44. В чем заключается сущность учений о регионах, городах и сельской местности?
45. Какие направления возрождения сельской местности являются наиболее актуальными и приоритетными?
46. По каким направлениям осуществляются практические разработки по оптимизации развития и совершенствованию территориальной организации общества?
47. Какие географические идеи являются наиболее востребованными?
48 Какие проблемы территориального расселения стати наиболее актуальными? Раскройте особенности функционирования региональной экономики.
49. Выполните алгоритм общественно-географического прогнозирования. Какие вилы прогнозов имеют наибольшую востребованность?
50. Объясните логику структуризации интегральных прогнозов.
51. Какие принципы территориального управления являются основополагающими в современных условиях?
52. Раскройте взаимосвязь регионального управления и интересов территории.
53. В чем заключается общественно-географическая основа разработки и реализации региональной политики?
54. Какова внутренняя структура региональной политики? Объясните особенности региональной политики на разных территориальных уровнях.
55. Какие концептуальные положения стали основополагающими при территориальном программировании?
56. Какие разделы включают территориальные комплексные программы?
57. Воспроизведите структурную модель территориальной программы. Объясните причины появления позитивных и негативных явлений в процессе реализации программы.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по Физической географии
Основные требования:
Иметь представление о закономерностях строения, динамики и функционировании географической оболочки в целом, её компонентов и природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации.
Иметь представление об общих планетарных и крупных региональных закономерностях возникновения, развития, распространения и хозяйственного освоения ландшафтов.
Уметь анализировать природные факторы, формирующие разнообразие современных ландшафтов материков: географического положения, истории развития природной среды, морфоструктурных, литологических и геоморфологических особенностей, климата, почвенно-растительного покрова, а также хозяйственного воздействия человека ка среду.
Получить основы знаний в области регионально комплексной физической географии России с характеристикой теоретических закономерностей структуры, функционирования и эволюции ландшафтов.
Понимать роль отдельных факторов в дифференциации физико-географических условий территории России.
Научиться понимать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов ландшафтов, зональную и провинциальную структуру физико-географических стран.
Давать комплексную физико-географическую характеристику региона России (зоны, страны, провинции).
Иметь представление о состоянии географической науки в разные исторические эпохи, ориентироваться в её современных достижениях и видеть тенденции дальнейшего развития.
По экономической и социальной географии
Основные требования
Знать основные концепции и теории экономической и социальной географии; географические закономерности развития территориальных социально-экономических систем; демографические, социальные и экономические тенденции развития современного мирового сообщества.
Знать закономерности эволюции, воспроизводства и территориальной организации населения, владеть навыками географического анализа населения и трудовых ресурсов, уметь выявлять и анализировать современные демографические, этнические и трудовые проблемы.
Иметь представление о территориально-политической структуре общества и размещении политических систем; о политических особенностях различных стран.
Понимать закономерности формирования пространственных хозяйственных структур и территориальных форм организации жизни общества на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях.
Знать методику изучения территориальной организации производительных сил страны и ее отдельных районов в соответствии с общими и региональными природными, экономическими и социальными условиями, знать особенности размещения отраслей народного хозяйства и специфику социально-экономических районов России. Знать политическую карту мира и пространственные особенности современного мирового хозяйства и его отраслей, сложившиеся мировые экономические связи и тенденции экономических отношений, проблемы интеграции.
Знать закономерности и фактическое размещение предприятий сферы материального производства и непроизводственной сферы, размещение населения, природопользования с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости.
Знать особенности расселения городского населения, типы городов, роль города в расселении и территориальной структуре хозяйства, владеть экологическими, демографическими и экономическими проблемами городов, владеть географическими основами градостроительной политики, понимать специфику урбанистических структур и владеть социально-экономической политикой регулирования развития городов.
Знать методы управления экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном (региональном) аспекте, понимать взаимодействие и соотношение движущих сил регионального развития и вырабатывать рекомендации социально-экономического характера, способные оптимизировать меры по развитию регионов.
Основное содержание
Физическая география
Понятие о географической оболочке как объекте землеведения. Географическая оболочка как вещество, созданное процессами и явлениями самой Земли, сконцентрированное в виде нескольких взаимопроникающих и взаимодействующих сфер: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы и их контактных маргинальных образований в виде криосферы, педосфсры, морфосферы, гляциосферы и антропосферы (техносферы). Краткая история вопроса и современные представления о границах геофафической оболочки, ее соотношение с ландшафтной оболочкой и иными географическими понятиями. w *'$JN
Земля во Вселенной. Вселенная и ее эволюция. Солнечная система, ее образование и эволюция. Общая характеристика Земли к ее взаимодействие с Космосом. Общие черты строения планет Солнечной системы. Внутреннее строение Земли - гипотезы и факты. Роль космологических гипотез в понимании функционирования геофафической оболочки.
Состав географической оболочки.
Литосфера - ее строение, состав и функционирование, роль пород разного генезиса: тверженных, эффузивных, осадочных н остаточных, тектонические движения и создаваемые структуры земной коры, разновозрастность движений и наложен ноет ь процессов и явлений, неотектоника и неровности поверхности планеты. Рельеф как суммарное отражение строения и эволюции литосферы, как эффект изменчивого во времени и пространстве взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов.
Атмосфера - ее строение, состав, функционирование, граничные горизонты, озоновый экран.
Гидросфера - ее особенности в виде различных бассейнов: рек, озер, болот, морей; специфика вод в горных породах.
Криосфера - льды, ледники, мерзлоты и их роль в географической оболочке.
Биосфера как особое пространство, проникающее во все земные сферы. Понятие биосферы, организмы биосферы, строение биосферы и ее эволюция. Геофафическая предопределенность морфологической выраженности биосферы. Закономерности пространственно-временных изменений биосферы и ландшафтного разнообразия Земли.
Педосфера - специфическое поверхностное биокосное формирование, типы почв, геофафические основы распространения и роль в геофафической оболочке.
Строение географической оболочки. Поясно-зональные структуры, зонально-азональные черты природы Мирового океана, вертикальная ярусность геофафической оболочки, геофафическая зональность, ее причины и следствия, общие черты строения земной поверхности и асимметрия расположения материков и океанов, ландшафтные системы (геосистемы) и их многоранговость, пространство и время в геофафической оболочке.
Динамика географической оболочки. Источники энергии в геофафической оболочке. Радиационный баланс. Перенос и распределение теплоты. Распределение температуры. Атмосферная циркуляция и движения вод. Незамкнутость круговоротов веществ и энергий в геофафической оболочке - основа ее поступательного развития и частных трансформаций. Круговороты воды разного порядка. Биологические и геохимические круговороты и их роль в геофафической оболочке. Перенос минерального вещества. Периодические перемещения энергий и вещества в геофафической оболочке и саморегулирование ее развития. Антропогенные и техногенные потоки вещества и их воздействия на естественный ход функционирования геофафической оболочки и ее отдельных частей.
Глобальные изменения в географической оболочке. Тревожные антропогенные изменения природной среды. Изменения парникового эффекта атмосферы Земли и его возможные последствия, реакция разных сфер геофафической оболочки на глобальное потепление. Роль полярных льдов и наземных изменений ландшафтов в функционировании геофафической оболочки. Влияния человека, его численности, расселения, особенностей производственной деятельности на устойчивость природных систем и характер геофафической оболочки.
Антропосфера - современное состояние геофафической оболочки, т.е. задачи землеведения исследовать современное пространство - время как среду жизнедеятельности человека на фоне не вполне согласных тенденций естественного развития геофафической оболочки и планомерных вмешательств человека с его хозяйственной деятельностью в окружающую его геофафическую среду. Современное значение человека в сохранении природы, ее охране и использовании в согласии с естественным ходом процессов и явлений.
Материки и океаны. Взаимодействие между материками и океанами как важный фактор формирования основных черт природы Земли. Общие особенности материковой суши, сравнительная характеристика отдельных материков. Основные принципы физико-геофафического районирования материков и океанов. Геофафические пояса и зоны земного шара. Секторность. Региональные проявления географической зональности на различных материках.
Проблемы современного состояния природной среды: истощение природных ресурсов, нарушение систем жизнеобеспечения, зафязнение окружающей среды, дефадация ландшафтов; их проявление в различных районах земного шара и в странах с различными социально-экономическими системами.
Евразия.Природные особенности материка в связи с его геофафическим положением, размерами, устройствами поверхности. Сложность природной структуры и отличие от других материков, внутриматериковые и природные различия, деление на подконтиненты.
Зарубежная Европа.История формирования природы. Геоструктурный план: Европейская докембрийская платформа, эпигерцинская платформа, Альпийский геосинклинальный пояс.
Минеральные ресурсы. Объемы запасов основных видов ископаемого сырья, их размещение, приуроченность к тектоническим структурам.
Рельеф Европы. Равнины и возвышенности платформенных областей. Складчатые среднегорья и высокогорья Альпийского геосинклинального пояса; блоково-складчатые массивы и хребты, наследующие срединные массивы, аккумулятивные равнины краевых прогибов.
Основные климатообразующие факторы. Циркуляция воздушных масс по сезонам года и особенности местных типов климата. Влияние климата на формирование ландшафтов и возможности их хозяйственного использования.
Речной сток и стокообразующие факторы; водные ресурсы; их хозяйственное освоение.
Географические пояса и зоны. Зонально-поясная структура природы Европы. Особенности зональных типов ландшафтов, обусловленные положением в приатлантическом секторе и палеогеографическим развитием. Мозаичность чередования равнинных и горных ландшафтов в связи с особенностями рельефа.
Особенности землепользования в зонах смешанных и широколиственных лесов умеренного пояса, в степной и лесостепной зонах умеренного пояса, в зоне летнесухих субтропических лесов (средиземноморской). Дефицитность продуктивных земель, применяемые мелиорации (водные, химические, агротехнические и др.). Примеры негативных и позитивных последствий современного землепользования в различных европейских странах.
Зарубежная Азия. История формирования природы. Основные черты геоструктурного плана. Древние ядра консолидации - Аравийская. Индийская и Китайская платформы. Складчатые структуры палеозойского, мезозойского и кайнозойского возраста.
Минеральные ресурсы. Металлогенические провинции, центры накопления нефти, природного газа и угля.
Рельеф Азии. Равнины платформенных областей, эпиплатформенные и эпигеосинклинальиые горные пояса. Основные типы морфоструктур. рельеф.
Климатообразующие факторы. Циркуляция воздушных масс по сезонам года; типы климата. Гумидные и аридные области.
Внутренние воды и их хозяйственное освоение.
Палеогеографическая история почвенно-растительного покрова.
Географические пояса и зоны. Структура природных ландшафтов. Особенности высотной поясности. Основные факторы изменения ландшафтов.
Структура современных ландшафтов в районах орошаемого и богарного земледелия, кочевого скотоводства. Освоение земельных и лесных ресурсов в различных природных зонах. Проблемы обезлесения и опустынивания ландшафтов.
Северная Америка. Основные особенности природы в сравнении с Евразией. История формирования природы. Важнейшие этапы геологической истории. Северо-Американская платформа, возникновение каледонских и герцинских складчатых структур. Мезозойская и кайнозойская складчатости в геосинклинапьных бассейнах и на платформе. Плейстоценовое оледенение и его роль в формировании природы материка.
Минеральные ресурсы, их связь с геологическим строением материка.
Рельеф. Отражение геоструктурного плана в рельефе материка. Равнины на платформах и эпиплатформенные горы В не кордильерс кого востока.
Факторы формирования климата. Циркуляция воздушных масс по сезонам года, типы климата. Воды и их хозяйственное освоение.
Дифференциация почвенно-растительного покрова. Географические пояса и зоны. Влияние океанов, циркуляции атмосферы и орографии на расположение и структуру географических, зон.
Хозяйственное освоение территории. Антропогенные факторы формирования ландшафтов. Структура современных ландшафтов.
Африка. Особенности географического положения и природных условий в приэкваториальных и тропических широтах по сравнению с другими материками.
История формирования территории. Древность Африканской платформы, ограниченное распространение герцинских и альпийских структур. Роль неотектонических движений в формировании морфоструктур. Морфоструктурные особенности и рельеф.
Полезные ископаемые. Нефтегазовые пояса северной Африки; богатство восточных и южных районов материка месторождениями рудных ископаемых.
Основные климатообразующие факторы. Циркуляция воздушных масс по сезонам года. Радиационный баланс и термические условия. Распределение осадков и типов увлажнения. Широкое развитие территорий недостаточного увлажнения. Неравномерность выпадения осадков, засухи. Типы климата. Водный баланс материка. Преобладание водно- дефицитных районов. Воды и их хозяйственное освоение.
Крупные реки и их использование. Озера Африки.
Основные типы почвенно-растительного покрова. Проблемы борьбы с эрозией и дефляцией. Географические пояса и зоны. Особенности хозяйственного воздействия на природу во влажных и аридных тропических районах. (Процессы обезлесения и опустынивания. Традиционные способы природопользования).
Южная Америка. Особенности географического положения и конфигурации материка и их влияние на природные условия. История формирования территории. Развитие Южноамериканской платформы: архейские ядра, протерозойские складчатости и их роль в консолидации платформы. Складчато-глыбовый Андийский орогенический пояс, роль интрузий и вулканизма.
Морфоструктуры и рельеф. Андийская геосинклиналь и Внеандийский Восток. Основные типы морфоструктур (плоскогорья, равнины, меридиональный геосинклинальный пояс Анд). Полезные ископаемые и их приуроченность к различным геологическим структурам.
Основные климатообразующие факторы. Циркуляция воздушных масс по сезонам года. Радиационный баланс, термические условия. Закономерности в распределении годовых осадков и годовом ходе увлажнения. Значительное распространение сезонно влажных областей. Типы климата.
Воды и водный баланс. Распространение областей внутреннего стока.
Крупные реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова; типы высотной поя<