Социально-педагогический институт
МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
М.А. Микляева
Студента 5 курса
Ф.И.О. ___________________
__________________________
МИЧУРИНСК-НАУКОГРАД 2017
Микляева М.А.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Биогеография», для студентов – 2-е изд., перераб. – Мичуринск МГПИ, 2017. – 44 с.
Данное учебное пособие создано на основе многолетнего опыта в организации самостоятельной работы по курсу биогеографии. Пособие включает таблицы, рисунки, схемы, облегчающие индивидуальную работу студентов при освоении учебного материала. Способствует более глубокому изучению биогеографии, формированию у студентов логического мышления и эволюционного понимания изучаемого материала.
© Микляева М.А. 2017
Оглавление
Ареал и его характеристики……………………………………………... | |
Флористическое подразделение суши………………………………….. | |
Фаунистическое подразделение суши………………………………….. | |
Биотическое подразделение суши………………………………………. | |
Характеристика биомов тундры России………………………………... | |
Характеристика биомов лесной зоны России………………………….. | |
Характеристика биомов степной зоны России…………………………. | |
Характеристика биомов пустынь……………………………………….. | |
Характеристика биомов саванн…………………………………………. | |
Тропические влажные вечнозеленые леса……………………………… | |
Высотная поясность гор…………………………………………………. | |
Темы рефератов…………………………………………………………... | |
Требования к реферату…………………………………………………... | |
Зачетная контрольная работа……………………………………………. | |
Карточка успеваемости…………………………………………………... |
АРЕАЛ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. Дайте определение ареала.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите причины формирования ареала.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Охарактеризуйте основные методы изучения ареалов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что определяет структуру ареала?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Используя учебник, заполните таблицу. Охарактеризуйте основные виды ареалов, их формы, типы пространственных взаимоотношений.
№ | Тип ареала | Пример | Характеристика |
I. | Сплошной | ||
II. | Разорванный (дизъюнктивный) А. Для животных: биполярный амфибореальный амфиатлантический амфипацифический американско-восточно-азиатский | ||
III. | Разорванный (дизъюнктивный) Б. Для растений: Евразийско-североамериканский Северотихоокеанский Пантропический Южнотихоокеанский Южноатлантический Антарктический Австралийский | ||
IV. | Эндемичный Палеоэндемики Неоэндемики | ||
V. | Реликтовый | ||
VI. | Космополитный |
6. На фрагментах карт назовите тип ареала и дайте краткую характеристику.
Рис. 1. Ареал зайца-беляка в Европе (по Н. А. Бобринскому, 1965)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 2. Ареал Hepatica nobilis (по А. И, Толмачёву, 1974)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 3. Пример широко распространенного, эндемичного для Арктики вида Draba subcapitatа (по А. И. Толмачеву, 1974)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 4. Ареал ламинариевых водорослей (по Т. Ф. Щаповой, 1977)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 5. Ареал семейства пальмовых (по R. Good, 1953)
____________________________________________________________________
7. Охарактеризуйте границы ареалов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Укажите факторы, обуславливающие границы ареалов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя _____________(Микляева М.А.)
БИОТИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СУШИ
6. Укажите биотические царства суши с подразделением на области, принципы их выделения.
Рис. 8. Биотические регионы суши
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя________________(Микляева М.А.)
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ ГОР
1. Дайте определение высотной поясности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Укажите отличия между широтными зонами и высотными поясами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите экологические факторы, влияющие на распределения растительных сообществ горах.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опишите шесть индивидуальных черт высотных поясов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Рассмотрите рисунок. Какие климатические факторы формируют высотные пояса.
Рис. 9. Зеркальное отображение широтных зон в высотных поясах гор
(по D. Chiras)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Опишите адаптации растений к жизни в горах.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Перечислите адаптации животных к жизни в горах.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Укажите значение живого покрова в горах.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя_________________(Микляева М.А.)
■*.
Требования к реферату
Оформление:
1. Объем 20–25 страниц.
2. Текст набирается в программе Microsoft Word в формате Times New Roman, кегль 14, расстановка переносов, полуторный интервал, поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см, абзац – 1,25, выравнивание – по ширине.
3. ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА ИЛИ (ОБЗОР). ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА (жирно, по центру).
4. В тексте каждый раздел должен иметь название. Например: Введение.
Глава I. (название и т.д.)
5. В тексте обязательно должны быть ссылки на литературу, например:
На полях отмечено 25 видов птиц, плотность которых в среднем за месяц составляла 275 особей на объединенный км2 (Белоусов, 2003).
6. Наличие иллюстрированного материала: таблицы, схемы, рисунки, фотографии.
7. При сдаче реферата необходимо предоставить электронную версию реферата (Диск 3,5 (А) или СD-R (RW)).
Содержание:
1. Введение (актуальность темы, цель и задачи).
2. Состояние проблемы.
3. Пути решения проблемы.
4. Заключение.
5. Библиографический список.
Зачётная контрольная работа
Задание №1
1. Предмет биогеографии. Биогеография как наука, пограничная между биологией и географией, ее связь с другими науками.
2. Принципы биогеографического районирования Мирового океана.
Задание № 2
1. Основные этапы исторического развития биогеографии как науки. Её роль в рациональном природопользовании, охране здоровья человека.
2. Характеристика подобласти литорали и пелагиали в пределах каждой биогеографической области океана.
Задание № 3
1. Основные разделы биогеографии и основные понятия.
2. Органический мир водной среды. Особенности экологических условий.
Задание №4
1. Понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Биомасса и продукция в биосфере, на суше, в океане, сообществах: тундры, леса, степи, пустыни.
2. Характеристика экологических групп обитателей вод: планктона, нектона, бентоса, нейстона.
Задание № 5
1. Викарные ареалы.
2. Распределение организмов в горах.
Задание №6
1. Характеристика Голарктического и Антарктического биотического царства суши.
2. Биоценоз, его характеристика.
Задание №7
1. Типы биотических отношений между организмами в сообществе.
2. Характеристика биомов и биоты полярных пустынь,
Задание №8
1. Интродукция, акклиматизация.
2. Высотная поясность сообществ и ее соотношение с широтной зональностью.
Задание №9
1. Характеристика Мадагаскарского и Капского биотического царства
суши.
2. Чем отличаются высотные пояса гор континентальных и океанических областей.
Задание №10
1. Гидрологический фактор и его характеристика.
2. Роль биогеографических исследований в программе экологического мониторинга и прогноза состояния окружающей среды.
Задание №11
1. Характеристика биомов вечнозеленых жестколистных лесов и кустарников.
2. Орографический фактор и его характеристика.
Задание № 12
1. Характеристика биоты и биомов полупустынь, их охрана.
2.Что такое цепи питания, пирамиды чисел и пирамиды масс?
Задание №13
1. Принципы выделении фаунистических и флористических областей.
2. Стадии возникновения биоценоза. Флуктуации сообществ.
Задание № 14
1. Характеристика Неотропического флористического царства. Охрана
его флоры.
2. Космополиты. Эндемики. Реликты. Соотношение понятий реликт и эндемик.
Задание №15
1. Характеристика Голарктического флористического царства. Охрана
его флоры.
2. Палеоэндемичные и неоэндемичные ареалы.
Задание №16
1. Характеристика Капского флористического царства. Охрана его флоры.
2. Сходство и различие Ориентального и Афротропического биотического царства суши.
Задание №17
1. Характеристика Австралийского флористического царства. Охрана его флоры.
2. Типы ареалов по величине и форме.
Задание №18
1. Характеристика Палеонеромического флористического царства. Охрана его флоры.
2. Типы дизьюнкций и их причины.
Задание №19
1. Характеристика биомов биоты тундры.
2. Биогеографическое картографирование как метод анализа географических и экологических связей сообществ.
КАРТОЧКА УСПЕВАЕМОСТИ
Текущая успеваемость | |||
№ | Виды | Оценка | Подпись преподавателя |
Лекции | |||
Лабораторные занятия: | |||
Реферат. Тема реферата: | |||
Самостоятельная работа | |||
Итоговая успеваемость |
МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
М.А. Микляева
Студента 5 курса
Ф.И.О. ___________________
__________________________
МИЧУРИНСК-НАУКОГРАД 2017
Микляева М.А.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Биогеография», для студентов – 2-е изд., перераб. – Мичуринск МГПИ, 2017. – 44 с.
Данное учебное пособие создано на основе многолетнего опыта в организации самостоятельной работы по курсу биогеографии. Пособие включает таблицы, рисунки, схемы, облегчающие индивидуальную работу студентов при освоении учебного материала. Способствует более глубокому изучению биогеографии, формированию у студентов логического мышления и эволюционного понимания изучаемого материала.
© Микляева М.А. 2017
Оглавление
Ареал и его характеристики……………………………………………... | |
Флористическое подразделение суши………………………………….. | |
Фаунистическое подразделение суши………………………………….. | |
Биотическое подразделение суши………………………………………. | |
Характеристика биомов тундры России………………………………... | |
Характеристика биомов лесной зоны России………………………….. | |
Характеристика биомов степной зоны России…………………………. | |
Характеристика биомов пустынь……………………………………….. | |
Характеристика биомов саванн…………………………………………. | |
Тропические влажные вечнозеленые леса……………………………… | |
Высотная поясность гор…………………………………………………. | |
Темы рефератов…………………………………………………………... | |
Требования к реферату…………………………………………………... | |
Зачетная контрольная работа……………………………………………. | |
Карточка успеваемости…………………………………………………... |
АРЕАЛ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. Дайте определение ареала.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите причины формирования ареала.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Охарактеризуйте основные методы изучения ареалов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что определяет структуру ареала?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Используя учебник, заполните таблицу. Охарактеризуйте основные виды ареалов, их формы, типы пространственных взаимоотношений.
№ | Тип ареала | Пример | Характеристика |
I. | Сплошной | ||
II. | Разорванный (дизъюнктивный) А. Для животных: биполярный амфибореальный амфиатлантический амфипацифический американско-восточно-азиатский | ||
III. | Разорванный (дизъюнктивный) Б. Для растений: Евразийско-североамериканский Северотихоокеанский Пантропический Южнотихоокеанский Южноатлантический Антарктический Австралийский | ||
IV. | Эндемичный Палеоэндемики Неоэндемики | ||
V. | Реликтовый | ||
VI. | Космополитный |
6. На фрагментах карт назовите тип ареала и дайте краткую характеристику.
Рис. 1. Ареал зайца-беляка в Европе (по Н. А. Бобринскому, 1965)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 2. Ареал Hepatica nobilis (по А. И, Толмачёву, 1974)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 3. Пример широко распространенного, эндемичного для Арктики вида Draba subcapitatа (по А. И. Толмачеву, 1974)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 4. Ареал ламинариевых водорослей (по Т. Ф. Щаповой, 1977)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 5. Ареал семейства пальмовых (по R. Good, 1953)
____________________________________________________________________
7. Охарактеризуйте границы ареалов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Укажите факторы, обуславливающие границы ареалов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя _____________(Микляева М.А.)