Социально-педагогический институт

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

социально-педагогический институт - student2.ru

социально-педагогический институт - student2.ru М.А. Микляева

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Студента 5 курса

Ф.И.О. ___________________

__________________________

МИЧУРИНСК-НАУКОГРАД 2017

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Микляева М.А.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Биогеография», для студентов – 2-е изд., перераб. – Мичуринск МГПИ, 2017. – 44 с.

Данное учебное пособие создано на основе многолетнего опыта в организации самостоятельной работы по курсу биогеографии. Пособие включает таблицы, рисунки, схемы, облегчающие индивидуальную работу студентов при освоении учебного материала. Способствует более глубокому изучению биогеографии, формированию у студентов логического мышления и эволюционного понимания изучаемого материала.

© Микляева М.А. 2017

Оглавление

Ареал и его характеристики……………………………………………...
Флористическое подразделение суши…………………………………..
Фаунистическое подразделение суши…………………………………..
Биотическое подразделение суши……………………………………….
Характеристика биомов тундры России………………………………...
Характеристика биомов лесной зоны России…………………………..
Характеристика биомов степной зоны России………………………….
Характеристика биомов пустынь………………………………………..
Характеристика биомов саванн………………………………………….
Тропические влажные вечнозеленые леса………………………………
Высотная поясность гор………………………………………………….
Темы рефератов…………………………………………………………...
Требования к реферату…………………………………………………...
Зачетная контрольная работа…………………………………………….
Карточка успеваемости…………………………………………………...

АРЕАЛ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Дайте определение ареала.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите причины формирования ареала.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Охарактеризуйте основные методы изучения ареалов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что определяет структуру ареала?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Используя учебник, заполните таблицу. Охарактеризуйте основные виды ареалов, их формы, типы пространственных взаимоотношений.

Тип ареала Пример Характеристика
I.     Сплошной        
II. Разорванный (дизъюнктивный) А. Для животных: биполярный амфибореальный амфиатлантический амфипацифический американско-восточно-азиатский    
III. Разорванный (дизъюнктивный) Б. Для растений: Евразийско-североамериканский Северотихоокеанский Пантропический Южнотихоокеанский Южноатлантический Антарктический Австралийский    
IV.   Эндемичный   Палеоэндемики   Неоэндемики        
V.   Реликтовый      
VI.   Космополитный      

6. На фрагментах карт назовите тип ареала и дайте краткую характеристику.

социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 1. Ареал зайца-беляка в Европе (по Н. А. Бобринскому, 1965)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 2. Ареал Hepatica nobilis (по А. И, Толмачёву, 1974)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 3. Пример широко распространенного, эндемичного для Арктики вида Draba subcapitatа (по А. И. Толмачеву, 1974)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 4. Ареал ламинариевых водорослей (по Т. Ф. Щаповой, 1977)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 5. Ареал семейства пальмовых (по R. Good, 1953)

____________________________________________________________________

7. Охарактеризуйте границы ареалов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Укажите факторы, обуславливающие границы ареалов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя _____________(Микляева М.А.)

БИОТИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СУШИ

6. Укажите биотические царства суши с подразделением на области, принципы их выделения.

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 8. Биотические регионы суши

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя________________(Микляева М.А.)

ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ ГОР

1. Дайте определение высотной поясности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите отличия между широтными зонами и высотными поясами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите экологические факторы, влияющие на распределения растительных сообществ горах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Опишите шесть индивидуальных черт высотных поясов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Рассмотрите рисунок. Какие климатические факторы формируют высотные пояса.

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 9. Зеркальное отображение широтных зон в высотных поясах гор

(по D. Chiras)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Опишите адаптации растений к жизни в горах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Перечислите адаптации животных к жизни в горах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Укажите значение живого покрова в горах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя_________________(Микляева М.А.)

■*.

Требования к реферату

Оформление:

1. Объем 20–25 страниц.

2. Текст набирается в программе Microsoft Word в формате Times New Roman, кегль 14, расстановка переносов, полуторный интервал, поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см, абзац – 1,25, выравнивание – по ширине.

3. ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА ИЛИ (ОБЗОР). ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА (жирно, по центру).

4. В тексте каждый раздел должен иметь название. Например: Введение.

Глава I. (название и т.д.)

5. В тексте обязательно должны быть ссылки на литературу, например:

На полях отмечено 25 видов птиц, плотность которых в среднем за месяц составляла 275 особей на объединенный км2 (Белоусов, 2003).

6. Наличие иллюстрированного материала: таблицы, схемы, рисунки, фотографии.

7. При сдаче реферата необходимо предоставить электронную версию реферата (Диск 3,5 (А) или СD-R (RW)).

Содержание:

1. Введение (актуальность темы, цель и задачи).

2. Состояние проблемы.

3. Пути решения проблемы.

4. Заключение.

5. Библиографический список.

Зачётная контрольная работа

Задание №1

1. Предмет биогеографии. Биогеография как наука, пограничная между биологией и географией, ее связь с другими на­уками.

2. Принципы биогеографического районирования Мирового океана.

Задание № 2

1. Основные этапы исторического развития биогеографии как науки. Её роль в рациональном природопользовании, охране здоровья человека.

2. Характеристика подобласти литорали и пелагиали в пределах каждой биогеографической области океана.

Задание № 3

1. Основные разделы биогеографии и основные понятия.

2. Органический мир водной среды. Особенности экологических условий.

Задание №4

1. Понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Биомасса и продукция в биосфере, на суше, в океане, сообществах: тундры, леса, степи, пустыни.

2. Характеристика экологических групп обитателей вод: планктона, нектона, бентоса, нейстона.

Задание № 5

1. Викарные ареалы.

2. Распределение организмов в горах.

Задание №6

1. Характеристика Голарктического и Антарктического биотического царства суши.

2. Биоценоз, его характеристика.

Задание №7

1. Типы биотических отношений между организмами в сообществе.

2. Характеристика биомов и биоты полярных пустынь,

Задание №8

1. Интродукция, акклиматизация.

2. Высотная поясность сообществ и ее соотношение с широтной зональностью.

Задание №9

1. Характеристика Мадагаскарского и Капского биотического царства

суши.

2. Чем отличаются высотные пояса гор континентальных и океанических областей.

Задание №10

1. Гидрологический фактор и его характеристика.

2. Роль биогеографических исследований в программе экологического мониторинга и прогноза состояния окружающей среды.

Задание №11

1. Характеристика биомов вечнозеленых жестколистных лесов и кустарников.

2. Орографический фактор и его характеристика.

Задание № 12

1. Характеристика биоты и биомов полупустынь, их охрана.

2.Что такое цепи питания, пирамиды чисел и пирамиды масс?

Задание №13

1. Принципы выделении фаунистических и флористических областей.

2. Стадии возникновения биоценоза. Флуктуации сообществ.

Задание № 14

1. Характеристика Неотропического флористического царства. Охрана

его флоры.

2. Космополиты. Эндемики. Реликты. Соотношение понятий реликт и эндемик.

Задание №15

1. Характеристика Голарктического флористического царства. Охрана

его флоры.

2. Палеоэндемичные и неоэндемичные ареалы.

Задание №16

1. Характеристика Капского флористического царства. Охрана его флоры.

2. Сходство и различие Ориентального и Афротропического биотического царства суши.

Задание №17

1. Характеристика Австралийского флористического царства. Охрана его флоры.

2. Типы ареалов по величине и форме.

Задание №18

1. Характеристика Палеонеромического флористического царства. Охрана его флоры.

2. Типы дизьюнкций и их причины.

Задание №19

1. Характеристика биомов биоты тундры.

2. Биогеографическое картографирование как метод анализа географичес­ких и экологических связей сообществ.

КАРТОЧКА УСПЕВАЕМОСТИ

Текущая успеваемость
Виды Оценка Подпись преподавателя
Лекции      
Лабораторные занятия:      
Реферат. Тема реферата:        
Самостоятельная работа      
  Итоговая успеваемость      

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

социально-педагогический институт - student2.ru

социально-педагогический институт - student2.ru М.А. Микляева

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Студента 5 курса

Ф.И.О. ___________________

__________________________

МИЧУРИНСК-НАУКОГРАД 2017

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Микляева М.А.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Биогеография», для студентов – 2-е изд., перераб. – Мичуринск МГПИ, 2017. – 44 с.

Данное учебное пособие создано на основе многолетнего опыта в организации самостоятельной работы по курсу биогеографии. Пособие включает таблицы, рисунки, схемы, облегчающие индивидуальную работу студентов при освоении учебного материала. Способствует более глубокому изучению биогеографии, формированию у студентов логического мышления и эволюционного понимания изучаемого материала.

© Микляева М.А. 2017

Оглавление

Ареал и его характеристики……………………………………………...
Флористическое подразделение суши…………………………………..
Фаунистическое подразделение суши…………………………………..
Биотическое подразделение суши……………………………………….
Характеристика биомов тундры России………………………………...
Характеристика биомов лесной зоны России…………………………..
Характеристика биомов степной зоны России………………………….
Характеристика биомов пустынь………………………………………..
Характеристика биомов саванн………………………………………….
Тропические влажные вечнозеленые леса………………………………
Высотная поясность гор………………………………………………….
Темы рефератов…………………………………………………………...
Требования к реферату…………………………………………………...
Зачетная контрольная работа…………………………………………….
Карточка успеваемости…………………………………………………...

АРЕАЛ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Дайте определение ареала.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите причины формирования ареала.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Охарактеризуйте основные методы изучения ареалов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что определяет структуру ареала?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Используя учебник, заполните таблицу. Охарактеризуйте основные виды ареалов, их формы, типы пространственных взаимоотношений.

Тип ареала Пример Характеристика
I.     Сплошной        
II. Разорванный (дизъюнктивный) А. Для животных: биполярный амфибореальный амфиатлантический амфипацифический американско-восточно-азиатский    
III. Разорванный (дизъюнктивный) Б. Для растений: Евразийско-североамериканский Северотихоокеанский Пантропический Южнотихоокеанский Южноатлантический Антарктический Австралийский    
IV.   Эндемичный   Палеоэндемики   Неоэндемики        
V.   Реликтовый      
VI.   Космополитный      

6. На фрагментах карт назовите тип ареала и дайте краткую характеристику.

социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 1. Ареал зайца-беляка в Европе (по Н. А. Бобринскому, 1965)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 2. Ареал Hepatica nobilis (по А. И, Толмачёву, 1974)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 3. Пример широко распространенного, эндемичного для Арктики вида Draba subcapitatа (по А. И. Толмачеву, 1974)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
  социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 4. Ареал ламинариевых водорослей (по Т. Ф. Щаповой, 1977)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

социально-педагогический институт - student2.ru

Рис. 5. Ареал семейства пальмовых (по R. Good, 1953)

____________________________________________________________________

7. Охарактеризуйте границы ареалов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Укажите факторы, обуславливающие границы ареалов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя _____________(Микляева М.А.)

Наши рекомендации