Назначение и задачи, решаемые по обзорным топографическим картам
Назначение и задачи, решаемые по обзорным топографическим картам
1. Изучение и оценка местности;
2. Планирование и предварительные расчеты при проектировании и строительстве крупных сооружений.
3. Планирование и инженерные изыскания при разработке природных ресурсов.
4. Планирование и проведение военных операций.
5. Ориентирование на местности при быстрых способах перемещения.
6. В качестве источника для карт более мелких масштабов, тематических и специальных карт.
История создания
1:200 000. Начало — 1918-е г.г. Создавалась смешанным способом (частично наземная съемка, частично — по одно-верстовым картам).
Недостатки:
§ Не было единых условных знаков и руководств;
§ Большой разнобой в высотах сечения рельефа (5, 10, 20, 40, 50, 80, 100, 200 м);
§ Разная классификация дорожной сети;
§ Разные проекции.
Наиболее удачный вариант — для Ленинградской области.
Во время Великой Отечественной войны 1:200 000 наиболее удобный масштаб для создания оперативной дорожной карты.
1942 г. — создана инструкция. Основное внимание уделено дорогам, переправам. Указывалась пропускная способность, даты проходимости.
Недостатки:
§ hсечения = 40 м
§ Рельеф с исходного изображения брался не обобщенный;
§ Грубо генерализованы НП;
§ Широкий условный знак дорог;
§ Растительность и элементы ландшафта показаны слабо.
Эта карта не устраивала гражданские ведомства.
1963 г. — вышел новый сборник УЗ для карты м-ба 1:200 000. Карту переработали и приблизили к 1:100 000.
Принят региональный подход к высоте сечения:
20 м — равнина;
40 м — низкогорье;
80 м — высокогорье.
На карте сохранили дорожную специализацию:
1. Основные характеристики дорог сохранены;
2. На оборотной стороне дается справка о местности (отражаются те особенности местности, которые нельзя отобразить на карте):
§ Для населенных пунктов: административное, промышленное и транспортное значение, характер планировки и застройки, ширина и покрытие улиц;
§ Для дорожной сети: высота и густота обсадки, проходимость во время снеготаянья и дождя, наличие дорожных сооружений;
§ Для растительности: наличие и густота подлеска в лесу, проходимость просек для разных видов транспорта, климат по сезонам.
3. Схема грунтов (на основе почвенной карты 1:1 000 000).
В настоящее время карта создается в соответствии с условными знаками 1983 года.
1:500 000. Предшествующий масштаб: в 1 дюйме — 10 верст (специальная карта Европейской России 1:420 000) 1968–1871 г.г. Ее переиздавали вплоть до 1935 г.
Основные работы по 1:500 000 — во время войны. Называлась Генеральной картой.
В настоящее время карта создается в соответствии с условными знаками 1983 года.
Впервые появляется два варианта издания:
§ основной — с отмывкой рельефа и гипсометрической окраской;
§ бланковый — без отмывки и гипсометрической окраски, с бледными цветами, с сеткой ПВО.
Эти карты предназначены для с/х, авиации, на них впервые появляются изогоны и линии аномалий.
1:1 000 000. Является завершающей картой. Из топографических карт сохранила детальность и точность, из общегеографических — достаточную обзорность.
Территория СССР покрывается 183 листами. Начало создания: 20-е г.г в основном на пограничные территории. Перед войной принято решение о создании Государственной карты масштаба 1:1 000 000, создаются наставления по составлению. Карта создавалась по разным источникам (экспедиционные материалы и др.).
1-ое издание 1941–1945 г с белыми пятнами. Второе издание, завершенное в 60-е годы уже не имело белых пятен.
Варианты издания:
§ основной — с гипсометрической окраской и отмывкой;
§ бланковый — без гипсометрической окраски, со слабыми красками, с сеткой ПВО;
§ гипсометрический — как общегеографические (физические) карты (нет отмывки).
Разграфка и номенклатура
N – 32
1:1 000 000
N – 32 – Г 1:500 000
N – 32 – XXXIV 1:200 000
В номенклатуру южного полушария добавляется указание «ю. п.» [например, N – 32 (ю. п.)] для карт 1:1 000 000
Для территорий севернее 60˚ листы сдваиваются (P, Q, R, S): Q – 39, 40; Q – 39 –А, Б, Q-39-I-II
Для территорий севернее 76˚ листы счетверяются (T, U): Т – 37, 38, 39, 40; Т – 45 – А, Б 46 – А, Б
Листы 1:200 000 страиваются: Т – 45 – IV, V, VI
Отбор населенных пунктов.
1:200 000 — все населенные пункты;
1:500 000 — 30%;
1:1 000 000 — 5–6%
Выделено 5 районов по типу населенности:
Район | Нормы нагрузки населенными пунктами на 1 дм2 | |
1:500 000 | 1:1 000 000 | |
густонаселенный | 120–140 | |
среднезаселенный | 80–120 | |
малозаселенный | 25–80 | 60–80 |
редкозаселенный | все | 20–60 |
малообжитой | все |
Нормы нагрузки устанавливаются редактором.
Максимальная нагрузка составляет 140 населенных пунктов для равнинного густонаселенного района с мелкими и средними населенными пунктами. Это число можно уменьшить на 10–15%, если населенные пункты представлены крупными сельскими или городами.
Последовательность отбора:
1) В первую очередь показываются все административные центры, до райцентров включительно;
2) Показываются все города и поселки городского типа. В густонаселенных районах поселки городского типа можно показывать с отбором (например в Московской и Ленинградской области, Донбассе);
3) Из сельских населенных пунктов в первую очередь показываются:
§ более крупные по численности и площади;
§ с местными органами власти;
§ с промышленными предприятиями;
§ имеющие важное положение на местности (в узлах дорог, у слияния рек, у переправ, у важных объектов, государственных границ, железнодорожных станций, аэродромов).
4) Прочие сельские населенные пункты даются в объеме, предусмотренном нормами нагрузки, чтобы отразить относительную густоту их размещения.
18. Порядок составления НП, типы планировок.
1) Социально-экономические объекты и объекты имеющие значение ориентиров;
2) Магистральные и главные улицы; прочие улицы;
3) Отрабатывается внутренняя структура кварталов (для карт крупных масштабов);
4) Отрабатывается внешний контур населенных пунктов;
5) Отрабатывается растительность внутри населенного пункта и на его окраинах.
Масштаб | Минимальный изображаемый элемент и (или) способ отображения | |
1:1 000 | Деление на жилые и нежилые строения. | Объект картографирования — здание. Существует понятие огнестойкости. |
1:2 000 | ||
1:5 000 | ||
1:10 000 | ||
1:25 000 | Кварталы со строения ми внутри. До 1987 г. разделение кварталов по огнестойкости с помощью цвета. С 1987 г. цветом выделяются плотно застроенные кварталы. | |
1:50 000 | ||
1:100 000 | Кварталы без строений. Незначительный отбор улиц. | |
1:200 000 | Значительный отбор улиц. | |
1:500000 | Общая планировка. | |
1:1 000 000 | Пунсон + общий контур. |
По планировке населенные пункты делятся:
А) Города и поселки городского типа:
1) Регулярная планировка — правильный рисунок улиц и кварталов:
§ радиальная — характер для старых городов, сформировавшихся вокруг единого центра;
§ прямоугольная — характерна для более молодых городов;
§ комбинированная;
2) Нерегулярная;
3) Смешанная;
Б) Сельские населенные пункты:
1) Квартальная;
2) Рядовая;
3) Рассредоточенная;
4) Бессистемная;
В) Планировка дачного типа — на карте дается зеленой заливкой с редкими строениями.
19. Подписи названий населенных пунктов:
1) Принадлежность названия не должна вызывать сомнения;
2) Сокращение названий не допустимо за исключением случаев, оговоренных в руководстве;
3) Не допускается перенос названий;
4) Иностранные названия транскрибируются и пишутся по правилам русского языка;
5) Названия не должны пересекать государственные границы и важнейшие дороги;
6) Названия населенных пунктов должны располагаться на территории той страны, где расположен населенный пункт;
7) Если населенный пункт режется рамками карты, то принцип такой же, как и для крупных озер (см. выше);
8) Для карт масштаба 1:200 000 разрешается не подписывать отдельные сельские населенные пункты с числом жителей менее 100 человек. Для карт масштаба 1:200 000 и 1:500 000 разрешается не подписывать сельские населенные пункты примыкающие к крупным городам. Для карт масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 разрешается не подписывать отдельные поселки городского типа расположенные вблизи крупных городов в промышленных районах;
9) На карте масштаба 1:200 000 в условных знаках для сельских населенных пунктов предусмотрено по одному типу шрифтов на каждую градацию. Эти размеры даются для средненаселенного района. Для густонаселенного района все размеры можно уменьшить на 0,2–0,3 мм, а для слабонаселенного — увеличить на ту же величину. На карте масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 предусмотрено 2 размера на каждую градацию. Более крупным подписываются узловые населенные пункты, обладающие большей численностью, с политико-административным значением, с промышленными предприятиями и известные или исторически важные населенные пункты;
10) Если название сложное, состоит из основной и пояснительной части (например, Франкфурт-на-Майне), то основная часть может быть подписана как положено, пояснительная часть — облегченным шрифтом (остовным) с высотой на 1/3 меньшим, чем основная часть (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ);
11) Если два и более населенных пункта имеют общую часть названия, общее название дается между ними шрифтом соответствующим общей численности населения в этих двух населенных пунктах, а та чать названия которая относится непосредственно к отдельному населенному пункту дается размером, соответствующим численности населения в этом населенном пункте;
12) На картах 1:500 000 и 1:1 000 000 часть мелких сельских населенных пунктов печатается оливковым цветом. Процент таких подписей — не более 40%. Для горных, пустынных и малообжитых территорий оливковые подписи не даются.
Требования к отображению дорожной сети, отбор дорог.
Требования:
1) Выделить главные дороги;
2) Показать относительную густоту дорожной сети;
3) Показать местоположение, класс и состояние дорог;
4) Показать дорожные сооружения и их характеристики.
Отбор дорог осуществляется по значимости; при этом учитывается:
1) Транспортное значение дорог — обязательно даются все ширококолейные железные дороги, автострады и усовершенствованные шоссе (для России также все шоссе);
2) Развитость транспортной сети — всегда показываются горные дороги и тропы, дороги любого класса к источникам в засушливой пустынной местности;
3) Связь дорожной сети и населенных пунктов:
§ населенные пункты соединяются по кратчайшим расстояниям; изолированный показ населенных пунктов допускается в отдельных случаях в хорошо обжитой местности;
§ к населенным пунктам, за исключением тех, к которым подходит только одна дорога, должно подходить две и более дорог;
§ дороги должны подходить к главным проездам населенных пунктов;
4) Увязка дорог разных классов и различных видов транспорта между собой — дороги должны идти к мостам, переправам, перевалам, железнодорожным станциям, портам, пристаням и аэродромам;
5) При выборе дорог отдают предпочтение дорогам с лучшей проходимостью и более плавным профилем;
6) Не следует исключать дороги, идущие к государственной границе или вдоль нее.
Орографические подписи.
Подписываются горы, равнины, возвышенности, плато, отдельные вершины, вулканы и т.д.
Порядок выполнения:
1) Подписываются все орографические единицы при длине от 3–5 см или площадью от 10–15 см2, объекты меньшего размера подписываются в случае их известности или важности;
2) Если объект занимает 4 и более листов, то он не подписывается. Если занимает 2–3 листа, то возможны следующие варианты:
1) подписывается на каждом листе;
2) подпись дробится (для двух листов) — часть названия на одном листе, часть на другом, «недостающие» для каждого листа части названия даются за рамкой;
3) Орографические названия устанавливают по основному картографическому материалу. Если на основном материале название отсутствует, то его устанавливают по общегеографическим картам (для РФ — по базовой общегеографической карте масштаба 1:2 500 000);
4) Орографические подписи, как правило, следуют с номенклатурными терминами; без него, в виде исключения, даются названия отдельных горных районов (Алтай, Памир и др.);
5) Подписи отдельных вершин и вулканов приурочиваются к их отметкам высот.
Проектирование карты
- проектирование математической и геодезической основы (выбор карт. проекции, масштаба, компоновки)
- проектирование содержания карты (определение основных эл-ов, которые будут показываться на карте и с какой подробностью, разработка классификации объектов)
- проектирование оформления карты (выбор системы КЗ, разработка легенды, проектирование художественного оформления карты)
5) разработка ред. документов (см билет № 31).
Составительский оригинал. Требования, предъявляемые к нему
СО - рукописный оригинал, который выполнен с соблюдением всех требований к матоснове создаваемой карты и точно воспроизводящий её штриховую нагрузку в принятых усл. обозначениях, но без тщательной графической проработки.
На СО размещаются легенда, необходимые заголовки, графики, таблицы и т. п., на полях дают размеры рамок: теор. и практические.
На СО допускаются отступления от принятых УЗ:
- разреженная обстановка заполняющих значков в контурах или замена их фоновой окраской;
- упрощение зарамочного оформления;
- если в кач-ве осн. содержания исп-ся фон, можно заменить его оцифровкой.
СО должен удовлетворять требованиям:
1. УЗ и цвета д. б. близки к принятым для издания, причём цвета штриховых элементов д. хорошо воспроизводиться при фоторепродуцировании, а цвета фоновых эл-тов, наоборот, не воспроизводиться.
2. Рисунок д. б. чётким и ясным, все линии хорошо налитыми.
3. УЗ д. не перекрывать друг друга, а промежутки между ними не д. б. меньше 0,2 мм.
4. Должны соблюдаться установленные форма и размеры УЗ и подписей.
Назначение и задачи, решаемые по обзорным топографическим картам
1. Изучение и оценка местности;
2. Планирование и предварительные расчеты при проектировании и строительстве крупных сооружений.
3. Планирование и инженерные изыскания при разработке природных ресурсов.
4. Планирование и проведение военных операций.
5. Ориентирование на местности при быстрых способах перемещения.
6. В качестве источника для карт более мелких масштабов, тематических и специальных карт.
История создания
1:200 000. Начало — 1918-е г.г. Создавалась смешанным способом (частично наземная съемка, частично — по одно-верстовым картам).
Недостатки:
§ Не было единых условных знаков и руководств;
§ Большой разнобой в высотах сечения рельефа (5, 10, 20, 40, 50, 80, 100, 200 м);
§ Разная классификация дорожной сети;
§ Разные проекции.
Наиболее удачный вариант — для Ленинградской области.
Во время Великой Отечественной войны 1:200 000 наиболее удобный масштаб для создания оперативной дорожной карты.
1942 г. — создана инструкция. Основное внимание уделено дорогам, переправам. Указывалась пропускная способность, даты проходимости.
Недостатки:
§ hсечения = 40 м
§ Рельеф с исходного изображения брался не обобщенный;
§ Грубо генерализованы НП;
§ Широкий условный знак дорог;
§ Растительность и элементы ландшафта показаны слабо.
Эта карта не устраивала гражданские ведомства.
1963 г. — вышел новый сборник УЗ для карты м-ба 1:200 000. Карту переработали и приблизили к 1:100 000.
Принят региональный подход к высоте сечения:
20 м — равнина;
40 м — низкогорье;
80 м — высокогорье.
На карте сохранили дорожную специализацию:
1. Основные характеристики дорог сохранены;
2. На оборотной стороне дается справка о местности (отражаются те особенности местности, которые нельзя отобразить на карте):
§ Для населенных пунктов: административное, промышленное и транспортное значение, характер планировки и застройки, ширина и покрытие улиц;
§ Для дорожной сети: высота и густота обсадки, проходимость во время снеготаянья и дождя, наличие дорожных сооружений;
§ Для растительности: наличие и густота подлеска в лесу, проходимость просек для разных видов транспорта, климат по сезонам.
3. Схема грунтов (на основе почвенной карты 1:1 000 000).
В настоящее время карта создается в соответствии с условными знаками 1983 года.
1:500 000. Предшествующий масштаб: в 1 дюйме — 10 верст (специальная карта Европейской России 1:420 000) 1968–1871 г.г. Ее переиздавали вплоть до 1935 г.
Основные работы по 1:500 000 — во время войны. Называлась Генеральной картой.
В настоящее время карта создается в соответствии с условными знаками 1983 года.
Впервые появляется два варианта издания:
§ основной — с отмывкой рельефа и гипсометрической окраской;
§ бланковый — без отмывки и гипсометрической окраски, с бледными цветами, с сеткой ПВО.
Эти карты предназначены для с/х, авиации, на них впервые появляются изогоны и линии аномалий.
1:1 000 000. Является завершающей картой. Из топографических карт сохранила детальность и точность, из общегеографических — достаточную обзорность.
Территория СССР покрывается 183 листами. Начало создания: 20-е г.г в основном на пограничные территории. Перед войной принято решение о создании Государственной карты масштаба 1:1 000 000, создаются наставления по составлению. Карта создавалась по разным источникам (экспедиционные материалы и др.).
1-ое издание 1941–1945 г с белыми пятнами. Второе издание, завершенное в 60-е годы уже не имело белых пятен.
Варианты издания:
§ основной — с гипсометрической окраской и отмывкой;
§ бланковый — без гипсометрической окраски, со слабыми красками, с сеткой ПВО;
§ гипсометрический — как общегеографические (физические) карты (нет отмывки).