Соотношение регионоведения, страноведения и краеведения
Соотношение регионоведения, страноведения и краеведения
(3 точки зрения):
· Они тождественны (регионоведение – это то же самое, что раньше называлось страноведением).
· Страноведение шире, чем регионоведение (страна состоит из регионов, а регионоведение занимается отдельными частями страны).
· Страноведение – лишь часть регионоведения.
Страноведение – научная дисциплина, занимающаяся изучением разных стран земного шара.
Страноведение – географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением страны, систематизирующая и обобщающая данные о природе, населении и хозяйстве страны. Любую страну можно рассматривать как регион. Но регион может быть шире страны. Регион можно рассматривать как составную часть страны. Регионоведение – более широкое понятие. Страноведение – часть регионоведения. Задача страноведения – создание страноведческих образов различных стран, а также создание детальной характеристики страны при помощи различных признаков. Регионоведение – более интегральная в этом смысле наука.
Регионоведение и краеведение.
Краеведение объединяет данные географии, истории, археологии, типографии, литературоведения, этнографии, топологии и топонимики.
Краеведение не ставит задачей дать управленческие рекомендации. Главная задача – воспитание патриотизма. Краеведение – изучение родного края.
Цели и задачи регионоведения
Цели регионалистики:
v Системное изучение политических и экономических структур региона во всей его сложности для принятия экспертных и управленческих решений.
v Изучение расстановки главных политических сил, действующих в регионе для консалтинга руководства.
v Исследование всей совокупности регионообразующих факторов, позволяющих составлять кратко-, средне-, долгосрочные прогнозные сценарии развития региона.
Задачи регионалистики:
- Изучение особенностей межрегионального сотрудничества.
- Сравнение регионов друг с другом.
- Изучение внутри и вне региональных институтов и органов, включая международные, в том числе политических партий и региональных деятелей.
- Выбор инструментариев, шкал и способов оценки региональных процессов и явлений.
- Предметное изучение региональных противоречий и конфликтов с выдачей рекомендаций по их разрешению и урегулированию.
- Выводы академического и прикладного характера обогащающие саму регионалистику и смежные науки.
- Изучение конкретных составляющих региональных процессов с целью подготовки рекомендаций для властных структур и управленцев при проведении ими региональной политики.
- Выявление возможности и пределов в заимствовании зарубежного опыта в развитие российского регионализма с учётом российского социума.
Периодизация
Регионоведение как наука появляется в Европе в начале XX века. Возникло 2 подхода к науке:
o Необходимо создать и сформировать единую территорию регионалистики, которая охватывала бы все самостоятельные отдельные дисциплины, которые изучают регионы.
o Такая теория будет слишком абстрактной. Надо отдать предпочтение разработке прагматических прикладных вопросов (региональная политика). Разработка методики, решение региональных конфликтов, создание межрегиональных, наднациональных структур, конкретные рекомендации для властных органов по управлению регионами.
Эти 2 подхода не находятся в противоречии, а дополняют друг друга. Конкретные рекомендации базируются на теоретических знаниях. В свою очередь теорию невозможно развивать без конкретных событий и явлений.
Русское регионоведение делило весь мир на 2 системы: капиталистическую и социалистическую. Это
препятствовало развитию регионоведения за «отсутствием» регионов.
На западе:
- 1 период - С начала XX века до 2-ой МВ. Регионоведение занимается в основном вопросами взаимоотношения регионов в мировой политике (Восток – Запад, Север – Юг), изучение взаимоотношения центра и периферии, разных районов внутри отдельной страны.
- 2 период - После 2-ой МВ можно выделить 3 этапа:
¨ 45-60-е гг. В регионоведение механически переносят нормативные положения об автономии внутри государств. Этот этап называют объективистским, т.к. на 1 плане формализм.
¨ 60-70-е гг. (2 поток исследований). Появляется масса литературы теоретического плана о статусе региона, о типологии региона. Развивается методология регионоведения и прикладного исследования. Главное направление – изучение погранического сотрудничества регионов. Это рассматривается как тенденция на будущее. Название этапа – перспективизм.
¨ С 70 гг. по настоящее время. Регионоведение развивается на новой базе глобальных данных. В мировом регионоведении происходит пересмотр и предмета регионоведения, и инструментария. Если раньше главным было изучение становления региона, то теперь – роль регионов в глобальных процессах.
Главная цель региональной науки – стать базисом для интеграционных процессов (толчок этому – объединение Европы в единую систему). Хотя были и дезинтеграции (СССР и Югославия), главное внимание – осмысление наднациональных институтов, созданных для интеграционных процессов. Национальные границы теряют своё раннее значение, а на 1 место выдвигаются регионы («Европа регионов»). Импульс дан всем объектам регионоведения.
- 3 период - Рационализм. Здесь подключается к развитию регионоведения и Россия. В 1995 г. в Москве была организована международная академия регионального взаимодействия и сотрудничества (МАРС). Цель: объединение ученых разных стран, проведение научного исследования. Задачи: исследовательские функции; научное обеспечение (управление регионами); экспертиза региональных проектов и программ; переподготовка специалистов-регионоведов. В 1996 г. в Европе создана «декларация о регионализме в Европе» (300 регионов, 400 тыс. представителей). Если раньше развитие стран, миров и политики происходило на идеологических принципах, то сегодня вместо политической идеологии на 1 место выдвигается духовно-интеллектуальное начало. На смену религиозным и идеологическим выдвигаются региональные ценности общественного идеала (для нас на факультете такой идеал - евразийство). 1 минус регионоведения: границы региона, как правило, зыбки и неопределены => критика других специалистов, а для регионоведов – сложность в исследовании.
Регионализм
Это понятие обозначает практику регионального управления или веру в его необходимость. Регионализм следует отличать от федерализма (federalism), при котором у нижнего уровня управления есть защищенная сфера деятельности, куда не может вмешиваться верхний уровень власти, а также от передачи полномочий (devolution), при которой верхний уровень власти передает нижнему уровню часть своих полномочий; их затем трудно вернуть обратно (как, например, полномочия на внутреннее самоуправление, переданные Северной Ирландии правительством Соединенного Королевства между 1920 и 1972 гг.). Поэтому термин "регионализм" лучше применять в отношении таких систем, где есть или могут быть регионы, но это должны быть регионы, которые созданы центральным правительством и могут быть ликвидированы также легко, как были созданы. В качестве примера можно привести Францию, где существует региональный уровень управления, и Соединенное Королевство, где региональные правительства (с незначительной передачей полномочий) существуют в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, но не в самой Англии или в ее районах. Англия разделена на стандартные районы, широко используемые в статистических и административных целях, но не имеющие политического представительства. В 1993 г. Европейский Союз (European Union) учредил Комитет по регионам, в котором работают местные выборные должностные лица. В Соединенном Королевстве правительство предложило назначить в Комитет своих собственных представителей, но из-за протеста всех партий сделать это не удалось.
4. понятие пространства, его структурность. Регион. район. Определение понятия регион.
Определение понятия регион
Определение зависит от источника.
Словарь русского языка Ожегова:
Регион – большая область, группы соседствующий стран или территорий, районы, объединённые по каким-либо общим признакам.
По экономисту Н. Некрасову:
Регион – крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплексов природных ресурсов с материально-технической базой, производительной и социальной инфраструктурой.
Юридический (административно-правовой) источник:
Регион (по Шушарину) – районы с однотипностью народно-хозяйственных задач на основе ресурсов территорий, закрепленных законами и другими актами.
Регион (по Павленко) – крупная часть страны, а не административно-территориальная единица. Применение к административным единицам понятия «регион» не оправдано.
Рабочее определение:
Регион – система социальных связей с пространственной локализацией, единством исторического происхождения, общей культурой, менталитетом и определённым социально политическим значением.
Вывод: для определения понятия «регион» в его родовом значении достаточно 2 признака: 1. наличие обособленной общности в некоторой пространственной целостности; 2. ограниченность этой общности рамками определённой географич. Территории
Райо́н (от фр. rayon — радиус, луч) — территориальная единица. Районы входят в состав республик, областей, краёв. Крупные города делятся на городские районы. С начала 1990-х годов в ряде субъектов Российской Федерации стали образовываться национальные районы и сельсоветы.
5. Типы пространственных образований. Единицы геопространства.
Типы пространственных образований
Каждая пространственная организация состоит из элементов и отношений между ними. Есть 2 варианта характеристики таких отношений и элементов:
❀ Элементы могут быть однотипными, тогда и отношения между ними тоже однотипные.
❀ Элементы разнотипные и отношения разнообразные.
Моноструктурные и полиструктурные ареалы.
4 типа пространственных образований:
✡ Моноструктурные моносистемы состоят из качественно однородного элемента и одной сети качественно-однородных отношений.
✡ Полиструктурные моносистемы состоят из качественно однородного элемента, но включают качественно различные типы межэлементарных отношений.
✡ Моноструктурные полисистемы состоят из качественно различных элементов, связанных между собой единственной сетью однородных отношений.
✡ Полиструктурные полисистемы – системы, где качественно неоднородные элементы связаны разнотипными отношениями.
В действительности есть только ППС. Остальные системы лишь научное абстрагирование, используемое для различных задач.
Единицы геопространства
Ареал возник в биогеографии для обозначения области расширения какого-либо вида животных, растений. Ареал – геотория, в пределах которой наблюдаются явления, не наблюдаемые в других соседних территориях.
Зона (от гр. Zona - пояс) – геотория, в пределах которой можно выделить однозначность показателей по их интенсивности. Для выделения ареала достаточно установить в пределах данной геотории лишь наличие признаков. А для зоны требуется ещё и интенсивность.
Полигон (от греч. Poli – много, gonia - угол) – любая исследуемая территория независимо от её таксономического уровня.
Провинция (лат. provincia – захваченная территория) – в настоящее время используется для обозначения административно-территориальной единицы по культурному уровню, по отношению к центру.
Область – обширная часть территории, объединённая общностью истории, развития и основывается на её геологическом строении; административно-территориальное деление. Начинают выделять области со времени появления человека.
Место – любой участок геотории, характеризуемый географическим положением и противопоставляемый всей остальной поверхности Земли.
Ячейка – мельчайшие неделимые объекты пространственного анализа, из которых складываются ареалы, регионы, зоны и т.д.
Анклав – территория или часть территории государства, окружённая со всех сторон территорией другого государства (государств) или нейтральными водами.
Эксклав – по отношению к своему родному ареалу (по отношению к Литве, например, Калининградская область является анклавом, к России - эксклавом).
Категории структуры региона.
Точка – любой объект или участок региона, внутренними размерами которого можно пренебречь.
Центр – точка в пределах региона, связи которой с центром (основной территорией) региона функциональны.
Выделяют 2 вида центра:
Очаг – центр диффузии, распределяющий потоки вещества, информации и энергии на весь регион или его часть.
Фокус – центр, по направлению к которому происходит стягивание и концентрация потоков энергии, финансов и информации.
Ядро – участок региона, где свойства и признаки этого региона выражаются с наибольшей плотностью, яркостью и интенсивностью.
Периферия – то, что противостоит центру в любом варианте (но не противопоставление).
Научные подходы в регионалистике.
Научный подход в регионалистике – стратегия (методология) исследования любого уровня. Успех регионалистики и региональной политики будут зависеть от того, насколько они научно обоснованы. Региональную политику, основываясь только на интуиции, ждёт успех. Регионалистика использует научные подходы, выработанные разными науками. Существует целая система подходов, позволяющих решать всё более сложные теоретические и практические задачи развития региона.
♛ Пространственно-временной подход.
Начало положила географическая школа XIX в., основатели: Карл Риттер, Александр Геттер (немецкие учёные). Эти методы в России с 30-х гг. были подвергнуты жестокой критике и запрещены.
В XX в. в развитие этого метода внесла вклад школа города Лунд (Швеция); основатель и руководитель – регионовед Томас Хагерстранд.
Основные идеи:
✠ Пространственно-временная организация жизнедеятельности людей неразрывна с окружающей природной и социальной средой.
✠ Контакты индивидов друг с другом, а также с предметами и орудиями труда происходят на уровне микропространства, т.е. ограничения окружения в рамках суточного цикла.
Научный подход – это стратегия, методология исследования любого уровня. Успех будет зависеть от того на сколько они научно обоснованы. Региональные методы основанные только на интуиции ждет не успех. Подходы выработаны разными науками. На данный момент выработана целая система подходов, позволяющие решать многие проблемы
Геосистемный подход. 20 век (системный метод). Создатель общей теории системы. Людвиг фон Берталанфи.
Н. Винер. Это совокупность элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях.
Признаки:
- предметность
- упорядоченность
- взаимосвязь
- самодостаточность
- эмерджентность (целое большое составляющих частей)
Позволяет изучить предметы как образованные из более простых органических связей между собой. Пронизаны двумя типами: вертикальные связи между компонентами одного объекта, горизонтальные связи, соединяющие природные и социальные объекты.
Позволяет анализировать причины взаимосвязи и, следовательно получать знания о происхождении и состоянии объекта. Между природными и социальными существует качественные различия, но абсолютного разрыва нет.
Геосистема. Это цельное образование множества взаимосвязанных элементов, имеющих расположение в пространстве и зависящие от окружающей среды.
Понятие геосистема применима в различных комплексах:
- пространственных
- природных, инкреальных комплексов
- территориально-производственных
Элементы это частички геосистемы, не подлежащие расчленению при расчленении вопросов.
СРЕДА
СРЕДА
При необходимости и возможности мы можем найти необходимую информацию об элементе. Если удается детализировать получаем целостное представление о его внутренних частях.
По характеру геосистема подразделяется:
- открытые, где широкий обмен как энергии, так и массы.
- закрытые, где происходит обмен только массой, а не энергией.
- изолированные когда приток и отток как массы так и энергии отсутствует.
Важно то , что способность геосистемы реагировать на внешние воздействия, позволяет управлять ею. А это состояние – управлять – геосистемой зависит от скорости и масштабов. Изменения в ней может быть оптимальным, когда обеспечивается постоянное развитие геосистемы без нарушений; критическим, когда медленное и плавное отклонение от оптимума, вызванное нарушающим воздействием, приводит к кризису.
Проблемный подход. Онотносится к общенаучным. В.И. Вер-надский говорил, что ученые «все больше специализируются не по наукам, а по проблемам».
1. Острота, сложность современных социально-экономических, политических проблем, взаимодействия природы и человека обусловливают рост значимости и масштабности проблемного подхода в научном познании. Его особая важность для комплексного регионоведения определяется рядом следующих обстоятельств. Проблемы, как известно, возникают на разных уровнях: глобальном, региональном, страновом, локальном.
Глобальные проблемы – это те проблемы, которые затрагивают судьбы всех стран и народов, приводят к значительным экономическим и социальным потерям и требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе. К наиболее приоритетным глобальным проблемам, как правило, относят проблемы мира и разоружения, экологическую, демографическую, энергетическую, сырьевую, продо-вольственную, мирового освоения космоса, использования Мирового океана, преодоления отсталости развивающихся стран.
Но глобальные проблемы не отменяют и не ослабляют регионове-дение и страноведение. Дело в том, что их осознание происходит сквозь призму локальных – региональных, страновых и т.д. проблем, ибо локальные общественные процессы перерастают в региональные, а региональные – в глобальные. Поэтому без изучения последних невозможно понять глубинную суть глобальных явлений, которые и вычленяются-то в конечном счете из противоречий и проблем национального и регионального уровней.
С другой стороны, глобальный подход ориентирует на сравнительные межрегиональные и межстрановые исследования, которые, опираясь на анализ различий, глубже высвечивают региональную специфику, что способствует выработке адекватной стратегии их разрешения на локальном уровне. Недаром девиз ученых, изучающих глобальные проблемы человечества, таков: «Мыслить глобально, действовать локально».
2. Проблемный подход лежит в основе проблемного страноведения. Его становление приходится на 1980-е гг. и связано с такими учеными, как В.М. Гофман и Я.Г. Машбиц. Главное и существенное в концепции проблемного комплексного страноведения состоит в переходе от покомпонентных описаний территорий по жестко заданной схеме к аналитическим характеристикам их ключевых проблем.
Исследователи выделяют три широких группы проблем. Это общие для всех стран проблемы; проблемы, представляющие интерес для стран определенного типа (например, стран с переходной экономикой), проблемы индивидуального характера.
3. Проблемный подход – это одно из самых несущих оснований региональной политики. Ее предназначение, как известно, состоит в регулировании территориального развития с целью сглаживания уже возникших диспропорций и их недопущения. Эффективность региональной политики во многом определяется выявлением проблем, т.е. барьеров, трудностей как концентрированного выражения противоречий, вычленением из них ключевых, анализа причин обнаруженных трудностей. Только на этой основе могут быть разработаны меры законодательного, административного, экономии-ческого и т. д. характера, позволяющие если не «снять» региональные проблемы полностью, то хотя бы сгладить их остроту.
Соотношение регионоведения, страноведения и краеведения
(3 точки зрения):
· Они тождественны (регионоведение – это то же самое, что раньше называлось страноведением).
· Страноведение шире, чем регионоведение (страна состоит из регионов, а регионоведение занимается отдельными частями страны).
· Страноведение – лишь часть регионоведения.
Страноведение – научная дисциплина, занимающаяся изучением разных стран земного шара.
Страноведение – географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением страны, систематизирующая и обобщающая данные о природе, населении и хозяйстве страны. Любую страну можно рассматривать как регион. Но регион может быть шире страны. Регион можно рассматривать как составную часть страны. Регионоведение – более широкое понятие. Страноведение – часть регионоведения. Задача страноведения – создание страноведческих образов различных стран, а также создание детальной характеристики страны при помощи различных признаков. Регионоведение – более интегральная в этом смысле наука.
Регионоведение и краеведение.
Краеведение объединяет данные географии, истории, археологии, типографии, литературоведения, этнографии, топологии и топонимики.
Краеведение не ставит задачей дать управленческие рекомендации. Главная задача – воспитание патриотизма. Краеведение – изучение родного края.