Тема урока:Тектоническое строение земной коры

Тема урока:Тектоническое строение земной коры

Цель:сформировать у учащихся представление о тектоническом строении и разнообразии рельефа земной коры

Задачи:

Образовательные:

· формировать представление о связи рельефа и внутреннего строения земной коры; изучить современное тектоническое строение земли, выявить отличия молодых плит от древних платформ; сформировать первичные знания о тектонике как науке и изучить основные тектонические структуры; сформировать первичные практические навыки рабо­ты с тектонической картой в поисках закономерностей рас­положения основных тектонических структур земной коры;научить учащихся определять закономерности распространения форм рельефа в зависимости от тектонических структур;продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.

Развивающие:

  • продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
  • продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательные:

· развивать гордость и уважение за природное наследие Земли;

· способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель:создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления по теме «Тектоническое строение земной коры» в форме групповой работы, самостоятельного исследования отдельных вопросов по теме, акцент на развитие коммуникативных, информационных, предметных компетенций.

Ключевые понятия темы: литосфера, литосферные плиты, древние платформы, молодые плиты, складчатые области, щиты и массивы, траппы, лакколиты

Оборудование: карты «Тектоника и минеральные ресурсы», «Физическая карта России», компьютер с мультимедийным проектором, экран, географические атласы, карточки с разноуровневыми вопросами, учебник географии 8 класса «География России».

Ход урока

1.Организационный момент.

Актуализация знаний

Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по нашей удивительной стране, в курсе географии мы изучаем тему «Общие закономерности природыЗемли». Характеризуя природу Земли мы, прежде всего характеризуем компоненты её природы.

3.Повторение изученного:

1. Географическая разминка: учитель показывает на карте гео­графические объекты, ученики их называют.

2. Работа у доски с картосхемой: один из учащихся подписывает возвышенности , второй — низменности.

3.Работа у доски. Заполнить таблицу

__________ ___________ ____________ ___________ ___________ ___________

средние
Низмен-ности
низкие
высокие
Плоскогорья
Возвышен-ности
горы
равнины
Формы рельефа

Мотивацияи целеполагание учебной и познавательной деятельности учащихся

Рассказ учителя.

Раскрывая и расшифровывая историю нашей планеты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сценарием, написанным природой. История эволюции Земли – своеобразный красочный и яркий спектакль, полный драматических событий, многие участники и зрители которого давно ушли в небытиё, оставив свой след в земных слоях. Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой. Как бы страницу огромной каменной книги, на которой своеобразным языком в виде отпечатков растений и ископаемых остатков животных записаны события, произошедшие на Земле и в её недрах многие сотни миллионов лет назад. Прочесть эту каменную книгу нелегко, но возможно. Однако сложно составить полную картину эволюции нашей планеты, т.к. одни страницы каменной летописи утеряны, другие сильно повреждены временем, а третьи перепутаны и искажены. Вспомним, наша планета существует уже многие миллионы лет, в течение которых её поверхность претерпела изменения. Точную дату рождения Земли определить довольно сложно. Существует много гипотез о времени и особенностях её возникновения. По мнению современных учёных, Земля родилась 4,6 млрд. лет назад из плотного облака космической пыли и газа. Несколько миллионов лет Протоземля провела в виде холодного скопления космического вещества. Постепенно она начала разогреваться, это привело к изменению вещества из которого она состояла. Расплавленное земное вещество стало распределяться по удельному весу. На поверхности остались лёгкие соединения, а тяжёлые соединения и элементы опустились на глубину. Так появилась мантия и ядро. Земная кора образовалась, когда Земля стала остывать. Планета покрылась тонкой твёрдой оболочкой, хотя в её глубинах продолжал кипеть расплав. Именно со временем образования земной коры начинается геологическая история нашей планеты. Самые древние горные породы свидетельствуют о том, что возраст литосферы более 3,5 млрд. лет.

Хотя физическая карта отражает все разнообразие форм релье­фа, однако она не дает ответа на вопросы: почему эти формы рель­ефа расположены именно так, а не иначе?

Почему определенные части территории характеризуются преимущественно низменностя­ми, а другие — возвышенностями?

Ответить на эти вопросы помо­жет знакомство с наукой «тектоника» и тектонической картой, которое ми будем осуществлять сегодня на уроке.

1. Случайно ли расположение основных форм рельефа ?

2. Зачем человеку знать расположение форм рельефа, происхождение и развитие?

(Поиск ответа на вопрос предполагает выведение учащихся на формулировку цели урока)

Цель урока заключена прямо в названии темы. Мы должны выяснить, какая форма рельефа соответствует определенной тектонической структуре. При работе будем использовать § 4 учебника, но основным источником информации для вас сегодня будут карты атласа.

Вопросы:

1.Назвать компоненты природы, определяющие природное своеобразие физико-географической территории?(рельеф, внутренние воды, климат, почвы, растительный и животный мир)

2. Какой компонент природы географы часто называют каркасом (фундаментом) природы ?( Рельеф, горные породы, его слагающие, являются фундаментом, своего рода каркасом природных компонентов, всей природы в целом. Особенности рельефа оказывают огромное влияние на природные условия страны.)

3.Что такое рельеф? (неровности земной поверхности)

Чтобы лучше понять особенности природы любой территории, начинать её изучение следует с рельефа, чем мы и занимались на прошлом уроке.

Современный рельеф земной коры – это результат длительного геологического развития и влияния современных рельефообразующих процессов: внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных), в том числе и человека. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования.

Продолжи предложение.

Ø Литосфера неоднородна, она состоит из(семи крупных и ряда мелких литосферных плит.

Ø Это

(Назвать и показать на карте литосферные плиты)

· Евразийская плита

· Северо-Американская плита

· Южно-Американская плита

· Индо-Австралийская плита

· Африканская плита

· Тихоокеанская плита

· . Антарктичная плита

· Амурская плита.

· Охотская плита.

Ø Литосферные плиты перемещаются по(поверхности мантии, вещество которой находится в расплавленном, пластичном состоянии, «плавают» по ней как гигантские льдины по поверхности океана).

Ø На Земле был период, когда литосферные плиты двигались(с невероятной скоростью).

Ø Большая часть суши на Земле существовала в виде суперконтинента (Пангея.)

Ø Вокруг него плескался суперокеан(Панталасса)

Ø Постепенно Пангея раскололась на два крупных материка (Лавразия и Гондвана).

Ø Согласно теории дрейфа материков (Альфреда Вегенера), внешний вид планеты менялся.

Ø Движение литосферных плит продолжается или нет ?(Да.Так же, как льдины, они скользят одна относительно другой, расходятся или сближаются друг с другом.

Ø При столкновении на окраинах литосферных плит возникают(горные сооружения).

Ø При расхождении–( гигантские разломы, глубоководные впадины)

В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько:

Ø Байкальская складчатость

Ø Каледонская складчатость

Ø Герцинская складчатость

Ø Мезозойская складчатость

Ø Кайнозойская складчатость

Вопросы на понятия закономерностей:

Тема урока:Тектоническое строение земной коры - student2.ru Как можно доказать движение литосферных плит (в осадочных горных породах находят остатки древних морских организмов; Скандинавский полуостров поднимается на 1 см в год, а территория Нидерландов опускается).

Понятия причинно-следственных связей:

Тема урока:Тектоническое строение земной коры - student2.ru Почему на Камчатке много вулканов, а на о. Сахалине было землетрясение (сейсмический пояс, пограничная область двух литосферных плит).

Изучение нового материала

· ПРОБЛЕМА: С чем же связано такое разнообразие рельефа земной коры,например, Россиии, которая находится на огромной Евразийской плите, казалось бы, что рельеф должен быть однообразен. Давайте решим эту проблему.

Для достижения поставленной цели урока необходимо научиться работать с Тектонической и геологической картами

Как мы уже определились, внутренние силы Земли глубинными разломами распределили литосферу на отдельные блоки — литосферные плиты, которые постоянно двигаются

Тектоника — одна из геологических наук, изучающих строение и движения литосферы.

Тектоническое строение обусловливает ре­льеф и размещение месторождений полезных ископаемых.

Деятельность учащихся

· Самостоятельная работа с картами атласа, составление характеристики по типовому плану

· Учитель предлагает ответить на вопросы практической работы (организует поиск информации)

План анализа карты

(составьте характеристику Тектонической карты в атласе)

1.Какова карта по охвату территории?

2.по охвату масштаба?

3.по содержанию ( какая информация на ней представлена, каким способом)

4.какие знания можно получить при работе с этой картой?

· О чем можно узнать по этой карте?

· Для чего нам нужна эта карта и ее данные ?

· Сделайте вывод, какое тектоническое строение имеет земная кора?

ü Атлас .Тектоническая картаНа данной карте представлено тектоническое строениеземной коры. Карта мелкомасштабная (1:32 000 000) с помощью цвета можно определить основные элементы тектоники страны (платформы, геосинклинальные области (складчатые) краевые прогибы на суше и элементы тектоники морского дна. Границы литосферных плит, разломы земной коры, эпицентры землетрясений и вулканизм, а так же показана география(местоположение) основных типов полезных ископаемы(магматического , метаморфического и осадочного происхождения)

В тектоническом и геологическом отношении земная кора имеет сложное строение.

По степени активности на Земле выделяются две основные тектонические структуры - складчатые области (пояса) и платформы.

Под­вижный пояс — это удлиненный участок между литосферными плитами, в пределах которого проявляются интенсивные горизонтальные и вертикальные тектонические движения. Поэтому подвижный пояс в рельефе проявляет себя в виде горных систем, впа­дин и внутренних морей.

В пределах наибольших тектонических структур (литосферных плит) выделяются меньшие (платформы).

Платформа — малоподвижный участок литосферной пли­ты, который образован кристалличес­ким или складчатым фундаментом и осадочным чехлом. Так, в состав Евро­азиатской литосферной плиты входят древняя Восточно-Европейская и отно­сительно молодая Западно-Европейская платформы.

Раздаточный материал

Тема урока:Тектоническое строение земной коры - student2.ru

Каково же внутреннее стро­ение платформы?

1-й ярус — кристаллический фунда­мент (граниты, кварциты, гнейсы и т. п.).

2-й ярус — осадочный чехол (глины, песчаники, известняки и т. п.).

По мощности осадочного чехла различаются два типа тектонических структур — щит и плита.

Щит —часть платформы, в пределах которой кристаллический фунда­мент выходит на поверхность или перекрывается маломощным (менее 500 м) осадочным чехлом.

Плита — часть платформы, перекрытая мощным (более 500 м) чехлом осадочных пород (впа­дины, прогибы, массивы).

Внимание: литосферная плита и плита (часть платформы) — это различные тектонические образования!

Тема урока:Тектоническое строение земной коры - student2.ru

Записать определения в тетрадь:

Платформа–это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами.

Складчатый пояс–подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.

Щиты–выход фундамента платформы на поверхность.

Траппы–излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны.

В строении земной коры встречаются складчатые области разного возраста. Образование складчатых поясов связано (с чем?)со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, магматизмом, землетрясениями. Кайнозойские складчатые пояса активны и сейчас. Палеозойские и Мезозойские складчатые пояса были образованы на границах древних литосферных плит, многие из них разрушались и вновь поднимались.В противоположность складчатым областям, древние, спокойные участки земной коры получили название платформ. Так ,в пределах России расположены две крупнейшие древние платформы: Восточно-Европейска и Сибирская.

Деятельность учащихся

Работа с картами: Путём наложения физической и тектонической карт выясните какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании?

Байкальская складчатость (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская платформы).

Каледонская складчатость (Саяны).

Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга).

Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири).

Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область).

Самостоятельная работа учащихся с учебником и атласом. Отвечают на вопросы, после проверки учителя отмечают свои успехи на лист достижений. По окончанию 20 минут учитель работу над вопросами прекращает.

Задание на 3 уровень.

Назвать и показать 10 основных платформ:

1. Восточно-Европейская

2. Северо-Американская

3. Южно-Американская

4. Индийская

5. Австралийская

6. Антарктичная

7. Африка-Аравийская

8. Северо-Китайская

9. Сибирская

10. Китайска-Корейская

Задание на 3 уровень.

Ø Взаимосвязь рельефа, геологического строения

Формы рельефа Тектонические структуры
Восточно-Европейская равнина Восточно Европейская платформа
  -Западно Сибирская плита
Среднесибирское плоскогорье  
  Балтийский щит
Алданское нагорье  
  Область герцинской складчатости
Горы Кавказа  
  Область кайнозойскойсклаычатости

Готовый вариант

Формы рельефа Тектонические структуры
Восточно-Европейская равнина Восточно Европейская платформа
Западно- Сибирская равнина -Западно Сибирская плита
Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа
Горы Хибины Балтийский щит
Алданское нагорье Алданский щит
Горы Урала Область герцинской складчатости
Горы Кавказа Область кайнозойской складчатости
Срединный хребет Область кайнозойскойсклаычатости

Задание на 3 уровень.

Основными тектоническими структурами являются…(платформы и складчатости)

По возрасту платформы делятся на древние и молодые. Древние – это …(щиты)

что такое щит? (выступ кристаллического фундамента на поверхность)

Назовите и покажите на карте щиты (Балтийский, Алданский, Анабарский, Воронежский массив)

Что называется плитой? (участки распространения чехла, горизонтально залегающих осадочных пород).

Назовите и покажите плиты (Западно-Сибирская, Восточно-Европейская, Сибирская)

Назовите складчатости в порядке их образования, т.е. начать с самой древней (байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская, кайнозойская).

Чем отличаются платформы и складчатости? (возрастом, подвижностью, строением, рельефом): разобрать по слайду презентации.

Задание на 4 уровень

Какая тектоническая структура соответствует платформам? (равнины)

Складчатостям? (горы)

Равнины по высоте подразделяются на низменности, возвышенности и плоскогорья. Приведитепримеры и покажите на карте (Прикаспийская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская низменности, Приволжская, Валдайская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье)

Горы в зависимости от высоты можно разделит на высокие, средние, низкие. Показать на карте (низкие – Хибины, средние – Урал, высокие – Кавказ, Алтай)

Задание на 4 уровень

Задание на 5 уровень.

Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:

1. Сихотэ – Алинь

2. Урал

3. Хибины

4. Западно – Сибирская низменность

5. Кавказ

6. Среднесибирское плоскогорье

7. Саяны

А. Балтийский щит

Б. Сибирская платформа

В. Область герцинской складчатости

Г. Область кайназойской складчатости

Д. Западно – Сибирская плита

Е. Область мезозойской складчатости

Ж. Области каледонской складчатости

Ответ: 1 Е, 2 В, 3 А, 4 Д, 5 Г, 6 Б, 7 Ж

Задание на 5 уровень.

*ПЛАТФОРМЫ –ЭТО…

Выставление оценок.

Домашнее задание: в раб.тетрадистр 18. задание 4

Фамилия______________________

Оценка_____________

Тема урока:Тектоническое строение земной коры

Цель:сформировать у учащихся представление о тектоническом строении и разнообразии рельефа земной коры

Задачи:

Образовательные:

· формировать представление о связи рельефа и внутреннего строения земной коры; изучить современное тектоническое строение земли, выявить отличия молодых плит от древних платформ; сформировать первичные знания о тектонике как науке и изучить основные тектонические структуры; сформировать первичные практические навыки рабо­ты с тектонической картой в поисках закономерностей рас­положения основных тектонических структур земной коры;научить учащихся определять закономерности распространения форм рельефа в зависимости от тектонических структур;продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.

Развивающие:

  • продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
  • продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательные:

· развивать гордость и уважение за природное наследие Земли;

· способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель:создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления по теме «Тектоническое строение земной коры» в форме групповой работы, самостоятельного исследования отдельных вопросов по теме, акцент на развитие коммуникативных, информационных, предметных компетенций.

Ключевые понятия темы: литосфера, литосферные плиты, древние платформы, молодые плиты, складчатые области, щиты и массивы, траппы, лакколиты

Оборудование: карты «Тектоника и минеральные ресурсы», «Физическая карта России», компьютер с мультимедийным проектором, экран, географические атласы, карточки с разноуровневыми вопросами, учебник географии 8 класса «География России».

Ход урока

1.Организационный момент.

Актуализация знаний

Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по нашей удивительной стране, в курсе географии мы изучаем тему «Общие закономерности природыЗемли». Характеризуя природу Земли мы, прежде всего характеризуем компоненты её природы.

3.Повторение изученного:

1. Географическая разминка: учитель показывает на карте гео­графические объекты, ученики их называют.

2. Работа у доски с картосхемой: один из учащихся подписывает возвышенности , второй — низменности.

3.Работа у доски. Заполнить таблицу

__________ ___________ ____________ ___________ ___________ ___________

средние
Низмен-ности
низкие
высокие
Плоскогорья
Возвышен-ности
горы
равнины
Формы рельефа


Наши рекомендации