Географическая карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
Причем географические карты имеют важные особенности: изображение поверхности уменьшается, с уменьшением упрощается, применяются условные знаки (рис. 3).
Рис. 3. Физическая карта Ленинградской области.
Задание 3. Внимательно рассмотрите физическую карту Ленинградской области. Изучите условные знаки. Что мы можем узнать, рассмотрев карту? Какую полезную информацию можем получить?
Кто, по-вашему, может использовать эту карту и для каких целей?
Домашнее задание.Прочтите параграф.
1. Составьте рассказ о местоположении и природных особенностях Ленинградской области, используя рисунки 2 и 3.
2. Представьте, что вы встречаете иностранных друзей, они хотят познакомиться с природой нашего края. Составьте небольшой рассказ о природе вашей местности «Красоты родного края».
3. Найдите на карте Европы государства, у которых площадь примерно равна или меньше площади Ленинградской области.
Немного о географической карте
История зарождения карты уходит в далекое прошлое, когда люди еще не знали письменности, но уже изображали земную поверхность. Ученые обнаружили древние схемы на камнях, коже, костяных и глиняных пластинках, дереве и даже шелковой ткани (рис. 4).
Рис. 4. Древнейшие карты человечества. | Рис. 5. Карта мира по Птолемею. |
Задание 1. Внимательно рассмотрите рисунки древних карт. Подумайте и постарайтесь ответить: с какой целью люди составляли карты? Какие материалы использовали люди для создания карт?
Родина современных карт — Древняя Греция. Древнегреческий ученый Птолемей создал лучшую для своего времени карту мира (рис. 5). В своем сочинении «География» он указал, как нужно составлять карты, какие объекты нужно отмечать.
Многие средневековые карты поражают нас своим необычным видом, тем не менее моряки ориентировались по этим картам достаточно успешно (рис. 6).
Рис. 6. Арабская карта Каспийского моря (А), испанские морские карты (Б) портоланы и карта Меркатора (В).
В Средние века некоторые карты были выполнены настолько искусно, что висели на стенах жилищ как украшение. Особенно научными и подробными были карты Герарда Меркатора. В 1838 году им была создана карта мира, удобная для мореплавателей и путешественников.
Русские цари с большим вниманием относились к созданию карт нашей страны. Карты уточнялись, исправлялись благодаря труду многих ученых и путешественников, осваивающих наши земли (рис. 7).
Рис. 7. Карта Санкт-Петербурга, век.
Современные карты детально отображают лик нашей Земли. Особенно интересны в этом отношении компьютерные карты, где можно по желанию увеличивать и уменьшать изображение земной поверхности, как бы удаляясь и приближаясь к ней. Однако чтобы поместить материки, страны и города на листы бумаги или экран компьютера, изображение поверхности приходится уменьшать.
Масштаб — число, показывающее величину уменьшения изображения местности на карте.
Масштаб всегда надписывается на карте и может быть разного вида (рис. 8).
Виды масштаба:
масштаб | Линейный | — в виде мерной линейки с помощью линий. |
Численный | — с помощью чисел. В числителе единица, в знаменателе — число уменьшения. | |
Именованный | — с помощью букв, сколько км или м в 1 см. |
Задание 2. Под руководством учителя изучите схему и масштабы карт (рис. 1, 2, 3, 8, 9). Научитесь различать виды масштабов.
Решим географические задачи.
Задача. Перед вами две карты: одна — масштаб: 1 : 500 000, другая — масштаб:
1 : 10 000 000. У какой карты больше уменьшение?
Совет! Посмотри на рисунке 8!
Ответ: уменьшение больше у первой, в 10 000 000 : 500 000 = 20 раз.
Задача. Как по численному масштабу узнать именованный?
Ответ: зачеркнув пять последних нулей у численного масштаба, получим число километров в 1 см, два нуля — число метров в 1 см.
Задание 3. Выполните задания:
1. Выразите численный масштаб именованным и линейным: 1 : 250 000; 1 : 1000; 1 : 50
2. Выразите именованный масштаб численным и линейным: в 1 см — 100 м; в 1 см — 900 км; в 1 см — 1 км.
3. Начертите прямоугольник 15 км на 30 км в масштабе в 1 см — 5 км.
Домашнее задание. Внимательно прочтите параграф.
Решите задачи:
1. Определите масштаб плана, если дорога длиной 5 км на карте имеет длину 10 см.
2. Чему на местности равно расстояние, выраженное на карте масштаба 1 : 10 000 000 отрезком в 1 мм.
3. Подготовьте сообщение о видах географических карт.
План и карты. Условные знаки
У каждой карты есть свое предназначение, своя задача. Все карты делятся на мелкомасштабные, обзорные, такие карты дают общее представление о странах, материках и океанах. Их масштаб мельче чем 1 : 1 000 000.
Карты среднемасштабные имеют масштаб от 1 : 500 000, обладают большей точностью и меньшей степенью обобщений. И, наконец, крупномасштабные (1 : 200 000) карты или планы подробно описывают земную поверхность.
Задание 1. Сравните изображения центральной части города Санкт-Петербурга на картах разного масштаба. Подумайте и постарайтесь ответить: какие задачи можно решить с помощью этих карт?
Рис. 8. Карты Санкт-Петербурга. А — крупномасштабная, Б — мелкомасштабная
Изучая природу родного края, мы будем использовать тематические карты, позволяющие изучать живую и неживую природу и климатические условия нашей области.
Задание 2. Просмотрите карты, изображенные на рисунке 3 и в атласе.
Выпишите масштабы карт в тетради. Разделите их по величине масштаба.
Сравните содержание карт: 1) цели; 2) обобщенность; 3) условные знаки.
Для путешествий по своей родной местности нам понадобятся топографические планы.
Топографический план — изображение на местности небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных специальных знаков (рис. 9).
Рис. 9. Топографический план и условные обозначения.
Задание 3. Выпишите условные обозначения, встречающиеся в топографических планах. С их помощью изучите план вашей местности. Узнайте эту местность и впишите недостающие объекты.
Домашнее задание.Прочтите параграф. Вспомните определение географической карты. Расскажите об особых свойствах карт.
1. Составьте топографический диктант и в тетради изобразите его в виде плана.
2. Попытайтесь объяснить стихотворные строчки М. Ю. Лермонтова:
«Тамбов на карте генеральной кружком отмечен не всегда...»
Почему не отмечен Тамбов, как вы думаете?
3. Подготовьте сообщение «об истории компаса» или о правилах работы с этим прибором.