Закономерности трансформации паводков
При движении вдоль речного русла паводки (паводочные волны) трансформируются. Это проявляется в уменьшении высоты и возрастании продолжительности паводка (распластывании паводка), в уменьшении скорости его перемещения и в изменении формы паводочной волны (рис. 6.15). Эти особенности движения паводка объясняются закономерностями распространения любых волн на воде — гребень волны перемещается быстрее ее подошвы, влиянием шероховатости русла и выходом паводочных вод на пойму. Скорость перемещения паводочной волны обычно больше скорости движения самой воды в 1,2—1,5 раза. Пример распространения паводка вдоль Дуная на протяжении более 2 тыс. км был рассмотрен в разд. 6.7.2.
При перемещении в реках волн паводков (а также и половодья) изменение уровня воды H, расхода воды Q, средней скорости течения v, уклона водной поверхности I происходит несинхронно. Гидравлическими расчетами можно доказать, что в любом створе реки должна наблюдаться следующая последовательность наступления максимальных значений перечисленных характеристик: сначала своего максимума достигает уклон, затем скорость течения, потом наступает максимальное значение расхода воды и лишь после всего максимальной величины достигает уровень воды (пик паводка). Несинхронность наступления максимальных значений расхода и уровня воды во время паводка или половодья предопределяет неоднозначность «кривой расходов»; на графике Q=f(H) появляется паводочная петля (см. рис. 6.13, б).
а)
Рис. 6.15. Схема трансформации паводочной волны (по М. А. Великанову):
а — графики изменения уровня воды в двух пунктах, расположенных последовательно вдоль русла (1 и 2);
б — продольные профили паводочной волны и ее длины в два последовательных момента времени
ДВИЖЕНИЕ РЕЧНЫХ НАНОСОВ
Происхождение, характеристики и классификация
Речных наносов
Главными источниками поступления наносов в реки служат поверхность водосборов, подвергающаяся эрозии в период дождей и снеготаяния, и сами русла рек, размываемые речным потоком. Эрозия водосборов — процесс очень сложный, зависящий как от эродирующей способности стекающих по его поверхности дождевых и талых вод, так и от противоэрозионной устойчивости почв и грунтов водосбора. Эрозия поверхности водосборов (и поступление ее продуктов в реки) обычно тем больше, чем сильнее дожди и интенсивнее снеготаяние, чем больше неровности рельефа, рыхлее грунты (наиболее легко подвергаются эрозии лёссовые грунты), менее развит растительный покров, сильнее распаханность склонов. Эрозия речных русел тем сильнее, чем больше скорости течения в реках и менее устойчивы грунты, слагающие дно и берега. Часть наносов поступает в русло рек при абразии (волновом разрушении) берегов водохранилищ и речных берегов на широких плесах. Наносы, слагающие дно рек, называют донными отложениями, или аллювием.
Наибольшую концентрацию наносов (мутность воды) имеют реки с паводочным режимом и протекающие в условиях засушливого климата и легкоразмываемых грунтов. Самые мутные реки на Земле — Терек, Сулак, Кура, Амударья, Ганг, Хуанхэ. Средняя годовая мутность рек Терека, Амударьи и Хуанхэ в условиях естественного режима составляла, например, 1,7; 2,9 и 25,8 кг/м3 соответственно. В половодье мутность воды Хуанхэ достигала 250 кг/м3! В настоящее время мутность перечисленных рек стала заметно меньше. Для сравнения приведем данные о средней годовой мутности воды в Волге в ее низовьях: до зарегулирования реки она была равна около 60 г/м3, а после зарегулирования уменьшилась до 25—30 г/м3.
Наиболее важные характеристики наносов следующие: геометрическая крупность, выражающаяся через диаметр частиц наносов (D мм); гидравлическая крупность, т. е. скорость осаждения частиц наносов в неподвижной воде (w, мм/с, мм/мин); плотность частиц (rн, кг/м3), равная для наиболее распространенных кварцевых песков 2650 кг/м3; плотность отложений (плотность грунта) (rотл, кг/м3), зависящая от плотности частиц и пористости грунта согласно формуле (5.3) (плотность илистых отложений на дне рек обычно составляет в среднем 700—1000 кг/м3, песчаных 1500—1700, смешанных 1000—1500 кг/м3); концентрация (содержание) наносов в потоке, которую можно представить как в относительных величинах (отношение массы или объема наносов к массе или объему воды), так и в абсолютных величинах; в последнем случае используют понятие мутность воды (s, г/м3, кг/м3), которая вычисляется по формуле
s = m/V, (6.36)
где т — масса наносов в пробе воды; V— объем пробы воды. Мутность определяют путем фильтрования отобранных с помощью батометров проб воды и взвешивания фильтров.
По геометрической крупности наносы делят на фракции (табл. 6.4). В реальных условиях и наносы, переносимые речным потоком, и донные отложения представляют собой смесь наносов различной крупности. Такие наносы и отложения классифицируют с учетом преобладающих фракций (илистый песок, песчанистый ил и т. д.).
Таблица 6.4. Классификация наносов по размеру частиц (мм)
Градация | Фракции | ||||||
Глина | Ил | Пыль | Песок | Гравий | Галька | Валуны | |
Мелкие Средние Крупные | < 0,001 | 0,001-0,005 – 0,005-0,01 | 0,01-0,05 – 0,05-0,1 | 0,1-0,2 0,2-0,5 0,5-1 | 1-2 2-5 5-10 | 10-20 20-50 50-100 | 100-200 200-500 500-1000 |
Путем механического анализа в лаборатории определяют, как распределяются по фракциям наносы в любой данной пробе, взятой в реке. Среднюю крупность наносов Dср в такой смеси определяют по формуле
, (6.37)
где Di и ri — средняя крупность наносов каждой фракции и ее доля по массе (%) во всей пробе; п — число фракций.
Гидравлическая крупность наносов зависит от их геометрической крупности по-разному для мелких и крупных частиц.
Наносы крупнее 1,5 мм осаждаются в неподвижной воде с повышенными скоростями по извилистым, винтообразным траекториям (такой режим падения частиц назван турбулентным);для этого случая связь гидравлической и геометрической крупности выражается формулой
, (6.38)
где rн и r — плотность наносов и воды. Наносы мельче 0,15 мм осаждаются в неподвижной воде медленно и практически по прямой линии (такой режим падения частиц назвали ламинарным), в этом случае связь w и D будет иная:
, (6.39)
где v — кинематический коэффициент вязкости, зависящий от температуры воды (см. разд. 1.3.4). В диапазоне крупности наносов 0,15—1,5 мм режим осаждения частиц переходный, и связь между w и D описывается более сложными формулами.
Таким образом, для относительно крупных наносов гидравлическая крупность растет пропорционально корню квадратному из их геометрической крупности, а для мелких наносов гидравлическая крупность увеличивается пропорционально квадрату диаметра частиц наносов и уменьшается с возрастанием вязкости воды при уменьшении ее температуры.
Ниже приведена гидравлическая крупность частиц при температуре 15 °С (по А.В. Караушеву):
Диаметр
частиц, мм 1,0 0,5 0,2 0,1 0,05 0,01 0,005 0,001
Гидравлическая
крупность, мм/с 100 60 21 8 2 0,08 0,03 0,0008
По характеру перемещения в реках наносы разделяют на два основных типа — взвешенные и влекомые. Промежуточным типом являются сальтирующие наносы, движущиеся скачкообразно в придонном слое; наносы этой промежуточной группы условно объединяют с влекомыми.
Движение влекомых наносов
Влекомые наносы — это наносы, перемещающиеся речным потоком в придонном слое и движущиеся скольжением, перекатыванием или сальтацией. Путем влечения по дну перемещаются наиболее крупные частицы наносов (песок, гравий, галька, валуны).
Чтобы оценить влияние различных факторов на движение влекомых наносов, в специальных разделах гидрологии рассматривают условия равновесия лежащей на дне реки частицы диаметром D. В направлении, параллельном дну, на частицу действуют две силы: сила лобового давления текущей воды, стремящаяся сдвинуть частицу и пропорциональная квадрату придонной скорости течения и площади сечения частицы, и противоположно направленная сила трения, удерживающая частицу на дне. Последняя сила пропорциональна весу частицы в воде за вычетом так называемой подъемной силы и зависит от коэффициента трения, характеризующего степень сцепления частицы с дном, т. е. с другими частицами. Анализ баланса перечисленных сил приводит к выражению для так называемой «начальной скорости», при которой частица на дне теряет свою устойчивость:
= a , (6.40)
где а — коэффициент, зависящий от плотности частицы и воды, формы частицы, коэффициента трения и др.
Таким образом, критерием начала движения влекомых наносов в реках является условие
uдно > , (6.41)
где идно— фактическая придонная скорость течения.
Из уравнения (6.40) путем возведения обеих частей в шестую степень получим зависимость между «начальной скоростью» и объемом или весом перемещающихся частиц:
Fg~D3~ , (6.42)
Эта формула получила название закона Эри, утверждающего, что вес влекомых наносов пропорционален шестой степени скорости течения. Из формулы Эри следует, что увеличение скорости течения, например в 2, 3, 4 раза, приводит к увеличению веса перемещающихся по дну частиц наносов соответственно в 64, 729, 4096 раз. Это как раз и объясняет, почему на равнинных реках с малыми скоростями течения поток может переносить по дну лишь песок, а на горных с большими скоростями — гальку и даже огромные валуны. Для перемещения по дну песка необходимы придонные скорости течения не менее 0,10—0,15 м/с, гравия — не менее 0,15—0,5, гальки — 0,5—1,6, валунов — 1,6—5 м/с. Средняя скорость потока должна быть еще больше.
Влекомые наносы могут перемещаться по дну рек либо сплошным слоем, либо в виде скоплений, т. е. дискретно. Второй характер движения для рек наиболее типичен. Скопления влекомых наносов представлены донными грядами различного размера. Наносы перемещаются слоем по верховому склону гряды и скатываются по низовому склону (его наклон близок к углу естественного откоса) в подвалье гряды. Здесь частицы наносов могут быть «захоронены» надвигающейся грядой и вновь придут в движение лишь после смещения гряды на всю ее полную длину. О донных грядах как о русловых формах см. в разд. 6.11.
Движение взвешенных наносов
Взвешенные наносы переносятся в толще речного потока. Условием такого перемещения служит соотношение
u+z £ w, (6.43)
где u+z — направленная вверх вертикальная составляющая вектора скорости течения в данной точке потока; w — гидравлическая крупность частицы наносов.
Важнейшие характеристики при движении взвешенных наносов в реках — это мутность воды s, определяемая по формуле (6.36), и расход взвешенных наносов:
R = sQ,(6.44)
где R в кг/с, s в кг/м3, Q в м3/с. Если мутность s задана в г/м3, то в формулу (6.44) должен быть введен множитель 10-3.
Взвешенные наносы распределены в речном потоке неравномерно: в придонных слоях мутность максимальна и уменьшается по направлению к поверхности, причем для взвешенных наносов более крупных фракций быстрее, для наносов мелких фракций — медленнее (рис. 6.17).
Сток наносов
Сток наносов реки включает сток взвешенных и сток влекомых наносов, причем главная роль обычно принадлежит взвешенным наносам. Считается, что на долю влекомых наносов приходится в среднем лишь 5—10% стока взвешенных наносов рек, причем с увеличением размера реки эта доля, как правило, уменьшается.
Рис. 6.17. Типичное распределение мутности воды по глубине речного потока при крупности взвешенных наносов: 1 — наибольшей; 2 — средней; 3 — наименьшей |
Предельный суммарный расход как взвешенных, так и влекомых наносов, которые может при данных условиях переносить река, называют транспортирующей способностью потока Rтр. Согласно теоретическим и экспериментальным исследованиям Rтрзависит прежде всего от скоростей течения и расхода воды:
Rтр = sтрQ = k , (6.45)
где sтр — мутность воды, соответствующая транспортирующей способности потока; v — средняя скорость потока; hcp — его средняя глубина; w — средняя гидравлическая крупность частиц наносов. В нашей стране и за рубежом предложено много разных формул вида (6.45). При этом мутность воды sтр, соответствующую транспортирующей способности потока (т.е. предельно возможную мутность при данных гидравлических условиях), часто выражают как функцию средней скорости течения: sтр = avn, где а и n — параметры, причем п изменяется от 2 до 4.
В реальных условиях фактический расход наносов в реке и транспортирующая способность потока могут не совпадать, что и становится причиной русловых деформаций.
Сток наносов реки (прежде всего взвешенных наносов) обычно рассчитывают по построенным на основе измерений связям расхода воды и расхода взвешенных наносов R=f(Q). У такой связи имеются две важные особенности: она нелинейна, причем R растет быстрее, чем Q; очень приближенно эту зависимость иногда можно записать в виде степенного уравнения:
R=kQm,(6.46)
где, по Н.И. Маккавееву, т=2÷3; очень часто связь между R и Q оказывается неоднозначной (петлеобразной). Это объясняется несовпадением изменения в реках расходов воды и расходов наносов во времени (рис. 6.18). Максимальная мутность воды в реках (и максимальные расходы наносов тоже) обычно опережает максимум расхода воды и отмечается на подъеме половодья или паводка. В это время идет наиболее активный смыв грунтов с поверхности водосбора.
Рис. 6.18. Типичные графики изменения расходов воды и взвешенных наносов (а)
и связи между ними (б):
1 — подъем половодья; 2— спад половодья (I—XII — месяцы)
С помощью графика связи R=f(Q) по известным средним суточным значениям Q легко определить и соответствующие величины . Средние расходы наносов за любой период определяют точно так же, как и средние расходы воды (см. формулы 6.18— 6.19)). Сток наносов рассчитывают по формуле, аналогичной (6.20):
Wн= ∆t, (6.47)
где сток наносов Wн,кг; средний расход наносов ,кг/с; интервал времени ∆t, с. Сток наносов чаще удобнее представить не в килограммах, а в тоннах или даже в миллионах тонн. В этих случаях применяют формулы
Wн(т)= ∆t 10-3, (6.48)
Wн(млн т) = ∆t 10-9. (6.49)
Если речь идет о годовых величинах, то вместо (6.49) записывают
Wн(млн т) = 31,5 10-3. (6.50)
Модулем стока наносов называют сток наносов в тоннах с 1 км2 площади водосбора:
Мн=Wн/F. (6.51)
Для годовых величин стока наносов получим Мн,т/км2:
Mн= 31,5103/F. (6.52)
Модуль стока наносов характеризует эрозионную деятельность речных потоков (напомним, однако, что фактическая денудация в бассейнах рек во много раз больше модуля стока наносов, рассчитанного только что описанными способами, так как огромное количество смытых со склонов наносов не попадает в реки, а отлагается у подножья склонов, в устьях балок, оврагов, малых притоков, на поймах).
Модуль стока взвешенных наносов и средняя мутность воды рек, так же как и модуль стока воды, неравномерно распределены по территории. Так, на севере Европейской территории России (тундра, лесная зона) он часто не превышает 1—2 т/км2 в год, в северной и западных частях Европейской равнины повышается до 10–20 т/км2. На юге Европейской территории бывшего СССР он достигает 50—100 т/км2, а в ряде районов Кавказа — даже 500 т/км2 в год. Для бассейнов некоторых рек мира модуль стока взвешенных наносов в естественных условиях стока составлял: у Волги — 10,3 т/км2, Дуная — 63,6, Терека — 350, Хуанхэ — 1590 т/км2 в год. Мутность рек также довольно закономерно распределяется по территории. Так, например, средняя годовая мутность рек на севере Европейской части России весьма невелика — 10—50 г/м3, в бассейнах Оки, Днепра, Дона увеличивается до 150—500 г/м3, на Северном Кавказе иногда превышает 1000 г/м3.
Из суммарного годового стока наносов всех рек мира (15 700 млн т) наибольшая доля в естественных условиях приходилась на Амазонку (1200 млн т), Хуанхэ (1185 млн т), Ганг с Брахмапутрой (1060 млн т), Янцзы (471 млн т), Миссисипи (400 млн т) (см. табл. 6.1). Среди наиболее мутных рек на планете — Хуанхэ (средняя годовая мутность воды более 25 кг/м3, а максимальная — в 10 раз больше), Инд, Ганг, Янцзы, Амударья, Терек.
Сток наносов рек испытывает изменения, сходные с изменениями стока воды (см. разд. 6.7.1). Однако, поскольку связь между расходами воды и взвешенных наносов нелинейная (см. формулу (6.46)), как многолетние, так и сезонные колебания стока наносов рек обычно более значительные, чем стока воды (см., например, рис. 6.18, а).
Так же как сток воды, сток наносов рек увеличивается в холодные и влажные и уменьшается в теплые и засушливые климатические периоды. Вместе с тем в изменениях стока наносов рек отмечаются два проявления антропогенных факторов. Сведение лесов и распашка склонов ведут к усилению эрозии в речных бассейнах и, как следствие, к увеличению стока наносов рек. В Европе периодами существенного увеличения стока наносов рек были эпохи Римской империи и Возрождения, а также XVIII — начало XX вв. Факты увеличения стока наносов рек в эти периоды подтверждены косвенно — по возрастанию интенсивности выдвижения дельт некоторых рек (Эбро, Роны, По, Тибра) в Средиземное море. Наоборот, во второй половине XX в. начал действовать (и в противоположном направлении) другой сильнейший антропогенный фактор — отложение речных наносов в водохранилищах, активное сооружение которых происходило во многих странах мира в это время. В результате гидротехнического строительства на реках сток наносов многих рек заметно уменьшился (см. табл. 6.1 и 6.2). Сток наносов таких рек, как Волга, Дунай, Дон, Кура, Енисей, Миссисипи, сократился в 1,3—3 раза; Сулак, Тибр, Нил — в 8—10 раз; Эбро — в 250 (!) раз. Степень антропогенного уменьшения стока наносов рек зависит от параметров водохранилища (объема, высоты плотины) и от расстояния рассматриваемого гидроствора от гидроузла: чем ближе створ к плотине, тем сильнее выражено сокращение стока, так как ниже по течению обычно начинается крупномасштабный размыв русла и частичное восстановление транспортирующей способности речного потока. Так, на Нижнем Дунае (ниже по течению плотины водохранилища Железные Ворота) сток наносов восстанавливается приблизительно наполовину. Значительное сокращение стока наносов р. Эбро в Испании объясняется близостью к устью реки двух крупных водохранилищ.
РУСЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ