Выполнение и защита курсовых, выпускных

ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ, ВЫПУСКНЫХ,

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ И ОТЧЕТОВ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДКВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКАХ

Методические указания для студентов

специальности (направления) «География»

Пермь 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введние……………………………………………………………..
1. Общие требования к курсовым, выпускным и дипломным работам…………………………………………..
1.1. Курсовая работа………………………………………….….
1.2. Выпускная и дипломная работа……………………………
2. Структура и содержание курсовых, выпускных и дипломных работ………………………………………………
2.1. Титульный лист………………………………………….…..
2.2. Содержание……………………………………………….….
2.3. Введение………………………………………………….…..
2.4. Основная часть работы……………………………….……..
2.5. Заключение…………………………………………………..
2.6. Список использованных источников……………………….
2.7. Приложения………………………………………………….
3. Оформление курсовых, выпускных, дипломных работ и отчетов по практикам………………………………………….
3.1. Техническое исполнение и редактирование текстовой части……..……………………………………….
3.2. Рисунки……………………………………………………….
3.3. Таблицы………………………………………………………
3.4. Список использованных источников……………….………
3.5. Приложения………………………………………………….
4. Порядок защиты курсовых, выпускных и дипломных работ………………………………………………
4.1. Защита курсовых работ……………………………………..
4.2. Защита выпускных и дипломных работ…………………..
5. Производственная и предквалификационная практики….
5.1. Общие положения…………………………………………...
5.2. Составление, оформление отчетов о практике…………….
5.3. Защита отчета о практике …………………………………..
Приложения………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская работа студентов – важная составляющая учебно-воспитательного процесса высшего образования, необходимая для профессиональной подготовки специалистов высокого уровня.

Специалист с высшим образованием должен иметь навыки самостоятельной работы с научной литературой, справочными изданиями и другими источниками информации. Должен уметь правильно оформить результаты своей научно-исследовательской работы.

При выполнении студенческих исследовательских работ любого уровня сложности ставятся следующие задачи:

1) научиться самостоятельно анализировать литературные, фондовые и картографические материалы;

2) закрепить и расширить теоретические знания, полученные в ходе учебного процесса;

3) уметь самостоятельно проводить необходимые расчеты и систематизировать полученные результаты;

4) применять полученные практические знания, умения и навыки при решении научных и прикладных задач;

5) научиться делать обобщения, выводы и разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.

Защита курсовых, выпускных и дипломных работ является обязательной частью их выполнения.

Цель данных методических указаний – помочь студентам грамотно подготовить, оформить и представить к защите итоги своей исследовательской работы, выполняемой в ходе учебного процесса в университете.

Кроме того, в данном пособии изложены основные моменты организации, составления, оформления и защиты отчетных материалов производственной и предквалификационной практик, являющихся частью учебного процесса.

При составлении настоящего пособия использованы следующие материалы: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению 510800 – География; ГОС ВПО по специальности 012500 – География; ГОСТ 7.32–2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; ГОСТ 7.1–84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Методические указания по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ других кафедр географического факультета.

Данные методические указания являются обязательным руководством при выполнении и оформлении курсовых, выпускных и дипломных работ, а также отчетов о практиках для студентов, обучающихся по специальности (направлению) «География», а также могут быть полезны для студентов других специальностей и направлений.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ, ВЫПУСКНЫМ И

ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ

Курсовая работа

Курсовые работы являются составной частью учебного плана. Курсовая работа – это самостоятельная исследовательская работа. На первом и втором курсах они имеют реферативный характер, пишутся по темам учебных дисциплин «Землеведение» и «Физическая география материков и океанов» соответственно. Основная задача студентов на этом начальном этапе обучения состоит в овладении основными элементами исследовательской работы: подбором и конспектированием научной литературы, периодических тематических журналов. Студенты должны научиться работать с Интернет–ресурсами, проводить анализ и обобщение информации, правильно излагать и оформлять работу. Студенты должны освоить приемы традиционных географических методов исследований: описательного, сравнительно-геогра-фического и картографического. Темы курсовых работ выбираются студентами по предложению научных руководителей.

Как правило, направление работы, выбранное на третьем курсе, становится базой для будущей выпускной или дипломной работы. На 3-4 курсах изучаются региональные вопросы. Курсовая работа должна иметь исследовательский характер, отражать глубину теоретической проработки вопроса, обоснованности и актуальности предмета конкретного исследования. Исходной информацией служат сведения из научной литературы (научные монографии, периодические тематические журналы, сборники статей и т.д.), справочников, фондовых материалов, отчетов экспедиций и практик.

Объем курсовых работ может составлять 20-40 машинописных страниц, не включая приложения.

Руководство курсовыми работами осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ, ВЫПУСКНЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Структура работы включает в себя следующие компоненты: титульный лист, содержание, введение, разделы (главы) основной части (при необходимости – подразделы и пункты), заключение, список использованных источников, приложения. Главное требование к содержанию работы – четкое, грамотное и научно-корректное изложение материала и правильное оформление.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы. На нем последовательно, сверху вниз помещаются следующие данные:

- полное наименование ведомства, учредителя образовательного учреждения и полное наименование высшего учебного заведения;

- название факультета;

- наименование кафедры;

- тема курсовой (выпускной, дипломной) работы (слово «тема» не пишется);

- сведения об исполнителе (курс обучения, инициалы и фамилия);

- сведения о научном руководителе (ученая степень, должность, инициалы и фамилия);

- местонахождение образовательного учреждения;

- год написания работы.

Образцы оформления титульного листа представлены в приложениях А-В.

Содержание

В содержании (прил. Г), следующим за титульным листом, указываются все составные части работы: введение, главы (подглавы), заключение, список использованных источников, приложения, указываются страницы, с которых начинаются эти элементы в работе. Название раздела соединяется с номером страницы отточием.

Пример:

1. ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ........................... 4

Содержание должно полно отражать структуру работы и точно соответствовать заголовкам в тексте. Заголовки содержания не должны повторять название работы, а названия подглав – названия глав.

Все разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами с точкой в конце. Слово «Глава» не пишется.

Введение

Во введении формулируется проблема исследования, указывается актуальность ее изучения на фоне современного развития науки и общества, степень проработки вопроса, определяются цель и задачи исследования. Для выпускных и дипломных работ обязательно обосновывается объект и предмет исследования, используемые методы для достижения поставленных задач работы. Далее приводятся сведения об исходных первичных материалах, в том числе и полученных на производственных практиках. Четко определяется территория исследования. Затем указывается научная и практическая значимость работы. Если студент докладывал результаты своих исследований на различных научно-практических конференциях, это следует также изложить во введении.

Объект исследования – то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – это свойство или часть объекта, которое подлежит непосредственному изучению. Метод исследования – совокупность действий для решения поставленных задач.

В заключительной части введения описывается структура и содержание работы. Например. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит 5 таблиц, 3 рисунка и 7 приложений. Список использованных источников включает 15 наименований. Общий объем работы 35 машинописных листов.

Введение (в черновом варианте) составляется перед началом всей работы. Важно четко и грамотно сформулировать цель и задачи исследования, являющиеся залогом успешной работы. В качестве целей могут выступать анализ научных, периодических и фондовых материалов, новых научных фактов и практических разработок по конкретным конструктивным направлениям, выявление новых пространственных и временных закономерностей в развитии какого-либо объекта, процесса, описание проблемных вопросов теории и практики и т.д. Определение задач для достижения поставленной цели – это поэтапная работа, отраженная в главах основной части.

Введение должно давать исчерпывающее представление о содержании работы и методах ее выполнения. Окончательный вариант введения формируется после завершения работы. Объем введения, как правило, составляет 1–2 страницы.

Основная часть работы

Содержание работы должно раскрывать тему исследования в ее основной части, состоящей, как правило, из трех или более глав с разбивкой на подглавы, где излагается материал по теме, приводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении.

Структура основной части может быть различной в зависимости от темы и методов решения задач. Квалификационные работы могут иметь как теоретический, так и прикладной характер. Во всех случаях должен быть дан анализ того, что сделано по этой проблеме предыдущими исследователями, изложен фактический материал, показан способ его сбора и обработки, изложены результаты собственных исследований, сопоставленных с опубликованными.

Важнейшим требованием является четкая целевая направленность каждого раздела и его увязка с общими задачами исследования. Каждая глава представляет собой самостоятельную, достаточно большую по объему и логически завершенную часть работы. Поэтому она должна иметь собственное название, которое полностью соответствует общей теме работы и не выходит за ее рамки. При делении главы на подразделы, название и содержание последних подчиняются общему названию главы и связаны с задачами исследования.

Вопросы, анализируемые в одной главе, не должны дублироваться в других главах, но как логически связанные между собой должны дополнять и развивать друг друга.

Основная часть работы, как правило, содержит описание процесса теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, их характеристики. Желательно дать обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований. Описание проводится со ссылкой на используемую литературу. Студент должен показать свою теоретическую осведомленность, способность анализировать описываемые факты.

Обычно первая глава – теоретическая. Она посвящена изложению изучаемой проблемы, понятийному и терминологическому аппарату. Здесь излагается проработка вопроса через анализ различных исходных материалов, дается историческая сторона вопроса, характеризуется современное состояние проблемы, которой посвящена выбранная студентом тема, определены методы и приемы исследования.

Важное место в выполнении работы занимает обзор литературы по теме исследования. Обзор литературы – это критический анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемому вопросу.

В следующих главах раскрывается конкретный материал по теме, могут быть представлены авторские (оригинальные) методики исследования, раскрываются задачи исследования и т.п. Важной и значимой в выпускной и дипломной работах является исследовательская глава, где излагается материал, разработанный и обоснованный студентом, а также основные положения и выводы для защиты по теме исследования.

Необходимо что бы все разделы работы были адекватно соразмерны друг другу. Объем глав должен быть не менее 5 страниц машинописного текста.

Содержательная часть работы, кроме текста, может включать разнообразные таблицы, картографические и графоаналитические построения, рисунки, фотоснимки и т.д.

Заключение

Заключение – это важная часть работы, представляющая самостоятельный интерес. Оно должно содержать четко сформулированные основные результаты (выводы) по работе, подчеркивая смысл проделанного исследования.

В заключении приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения (оценка полноты решений) поставленных во введении задач, формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы.

Выводы соотносятся с целью и задачами, поставленными во введении, и содержат краткую трактовку полученных результатов, отражая их научную и практическую ценность.

В курсовых работах заключение содержит краткие выводы-решения по поставленным задачам. Они соответствуют сжатому содержанию конкретных глав, поскольку каждая глава работы решает определенную во введении задачу. Поэтому, уже при работе над конкретными разделами курсовой работы составляются итоговые краткие выводы, что облегчит работу над заключением.

Объем заключения обычно составляет 1-3 страницы.

Приложения

Приложения помещаются после списка использованных источников. В них приводятся вспомогательный и дополнительный материал, который по техническим или иным причинам не включен в основной текст, – промежуточные математические расчеты, объемные таблицы вспомогательных данных, инструкции, картосхемы, иллюстрации и т.д. Этот материал, по мнению автора, загромождает текст, мешает развитию главной мысли, отвлекает читателя, но при этом помогает раскрыть суть и результаты исследования.

Цель составления приложений – избежать излишней нагрузки на текст работы особо большими картографическими материалами, справочными статистическими таблицами или аналитическими расчетными данными, фотографиями и другими материалами.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ, ВЫПУСКНЫХ, ДИПЛОМНЫХ РАБОТ И ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКАМ

Рисунки

К рисункам относятся все виды иллюстраций, как в компьютерном, так и ручном исполнении, – это чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки. Они являются важным наглядным элементом в работе, отражая результаты исследования. Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Если формат рисунков мал, их можно размещать на одной странице по порядку нумерации. На все иллюстрации должны быть даны ссылки.

Рисунки нумеруются арабскими цифрами в пределах главы. Номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации в этой главе, разделенных точкой. Под иллюстрацией по центру помещают подпись «Рис.» с указанием его порядкового номера в главе, например, «Рис. 1.1». Затем с большой буквы пишется название рисунка (в конце названия точка не ставится). Если рисунок заимствован из другого источника, то обязательно указывается ссылка на этот источник (после названия рисунка ставится запятая, затем предлог «по» и источник с указанием инициалов и фамилии автора, а также года издания). Пример: «…, по Н.И. Маккавееву, 1962».

Если в исследовательской работе приводится всего один рисунок, то его номер и слово «Рис.» не ставятся, но ссылка по тексту указывается, например, (рисунок). Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Если рисунок сложный и к нему имеются комментарии, то они записываются под подписью к рисунку. Между рисунком и предшествующим ему текстом, а также текстом, следующим после рисунка, должен иметься интервал, равный одной пропущенной строке. Примеры оформления рисунков приведены в приложении Д.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения статистических показателей, цифрового материала и т.д. Все таблицы строятся по единому принципу. Они должны быть наглядными, понятными без обращения к тексту; при необходимости можно дать пояснения в тексте или в примечании к таблице. Название таблицы следует помещать над таблицей по центру. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Над названием справа пишется слово «Таблица» с указанием её номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Если таблица не помещается на страницу в вертикальном положении по ширине, ее следует вынести на отдельный лист и повернуть против часовой стрелки, т.е. заголовок таблицы будет распо-лагаться у левого поля листа.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы в тексте следует нумеровать арабскими цифрами в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы в этой главе, разделенных точкой. На все таблицы в тексте должны быть ссылки с указанием ее номера, например, (табл. 1.3).Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, (табл. Б.3).

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При этом обязательно на каждой странице повторяются заголовки граф. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями справа пишут фразу «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1.2». На последней странице, где размещена таблица, пишется «Окончание таблицы», например, «Окончание таблицы 1.2». При переносе таблицы на другую страницу название помещают только над ее первой частью.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Цифры в вертикальных столбцах таблицы следует проставлять строго в арифметическом порядке: целые числа под целыми, десятые – под десятыми и т.д.

Между таблицей и предшествующим ей текстом, а также текстом, следующим после таблицы, должен быть интервал, равный одной пропущенной строке.

Если в работе всего одна таблица, то ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут, но ссылка по тексту указывается, например, (таблица).

Если таблица заимствована из других источников, то обязательно указывается ссылка на этот источник (после названия рисунка ставится запятая, затем предлог «по» и источник с указанием инициалов и фамилии автора, а также года издания). Пример:«…, по А.Г. Исачен-ко, 1991».

Примеры оформления таблиц приведены в приложении Е.

Книга с одним автором

Пример:

Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 480 с.

Книга под редакцией

Пример:

Система. Симметрия. Гармония / под ред. В.С. Тюхтина, Ю.А. Урманцева. М., 1988. 315 с.

Приложения

Приложение оформляют как продолжение работы на последующих её листах. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Пример, …(прил. А).

При составлении приложений сразу после списка использованных источников на чистом листе по центру заглавными буквами пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЯ» или «ПРИЛОЖЕНИЕ» без кавычек. Этой странице присваивается порядковый номер, который указывается в содержании работы. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами (оформление приложений аналогично их оформлению в данном пособии). В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «Приложение». Если приложений в отчете более одного, то приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в отчет без изменений в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его буквенное обозначение, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Дипломных работ

Защита курсовых работ

Сроки защиты курсовых работ утверждаются на заседании кафедры и сообщаются студентам не позднее месяца до дня защиты.

Курсовая работа представляется на кафедру не позднее чем за 1 день до защиты.

Защита курсовых работ происходит на заседаниях комиссий, состоящих из 2-3 преподавателей кафедры, в установленные, согласно графику учебного процесса, кафедрой сроки. Состав комиссий утверждается заведующим кафедрой.

Студенту необходимо подготовить доклад и изложить его комиссии в течение 5-10 минут. В докладе должны быть отражены цели и задачи курсовой работы, её актуальность, методика работ, основные положения исследования и выводы. Процедура защиты включает ответы на вопросы, которые задаются членами комиссии и присутствующими на защите студентами.

Все основные положения работы должны быть иллюстрированы таблицами, рисунками, картами.

Оценка, которая учитывает содержание работы, её оформление, полученные результаты, доклад и ответы на вопросы, утверждается комиссией при отсутствии студентов в аудитории. Далее оценки оглашаются в присутствии студентов, представлявших курсовые работы к защите.

ПРАКТИКИ

Общие положения

Студенческие производственные практики проводятся в конце 6-го семестра (3 курс) и 8-го семестра (4 курс) очной формы обучения, как правило, в летний период. Целью их проведения является закрепление теоретического материала, приобретение практических навыков работы, сбор теоретического и фактического материала для курсовой, выпускной и дипломной работ – проведение различных исследований на местности, работа в архивах и библиотеках, на предприятиях и в учреждениях, выезд в другие районы страны и края для сравнительного анализа исследуемых объектов и явлений и т.д.

Предквалификационная практика – это завершающий этап сбора и подготовки материалов для дипломной работы. Она проводится в начале 10-го семестра (5 курс) очной формы обучения.

При прохождении производственной практики в обязанности студента входит:

– ознакомление с методическими указаниями (программой-заданием) по практике;

– получение инструктажа у руководителя практики и инструктажа по технике безопасности у начальника отряда или экспедиции;

– изучение основного опубликованного материала по географии района прохождения практики;

– подготовка (в случае необходимости) соответствующих документов (медицинские справки, письма-заявки, договоры и др.);

– получение на кафедре направления на практику (командировочное удостоверение), дневник практики, а в случае необходимости – справку в первом отделе о предоставлении права работы с документами ограниченного доступа;

– вовремя явиться на место прохождения практики.

Во время прохождения производственной практики студент должен активно участвовать во всех работах, проводимых экспедицией или отрядом; освоить процессы полевых и камеральных работ; ежедневно вести дневник производственной практики; собирать материалы для отчета, курсовой или дипломной работы; строго соблюдать трудовую дисциплину; перед отъездом с практики получить у руководителя экспедиции (учреждения и т.п.) письменную характеристику и оценку своей работы.

После окончания практики студент должен в течение трех дней с момента прибытия в город оформить и сдать в бухгалтерию университета командировочное удостоверение и авансовый отчет (в случае получения аванса перед выездом).

По окончании срока прохождения практики студент должен прибыть в университет к началу занятий и не позднее двух недель после начала занятий сдать научному руководителю отчет о производственной практике вместе с дневником.

5.2. Составление, оформление отчетов о практике

Структурные элементы отчета аналогичны структурным элементам исследовательской работы, изложенным выше, меняется только содержание и объем (не менее 5 страниц машинописного текста, не включая приложения). Меняется оформление титульного листа (прил. И).

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение, список использованных источников, приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета.

Введение должно содержать:

– оценку современного состояния решаемой научно-прикладной проблемы, обоснование необходимости проведения исследования или сбора материала;

– цели и задачи проводимых работ (исследования);

– программу-задание на практику, составленную руководителем, а также планируемые результаты;

– наименование организации, экспедиции, отряда, в которых студент проходил практику, фамилию и инициалы руководителя работ;

– район и масштаб исследований, время пребывания на практике;

– методы работы и снаряжение.

Основная часть отчета должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы:

1) выбор направления исследований и его обоснование, применяемые методы, разработку общей методики проведения исследования или работ;

2) характеристику района, где проходила практика;

3) теоретические и (или) экспериментальные исследования, методы расчета, данные об объектах и средствах измерений, измеряемых величинах;

4) обобщение и оценку результатов исследований, включающие оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ;

5) достоинства и недостатки практики, перспективы дальнейшего использования (обработки) материала.

Основную часть отчета излагают в виде текста и сочетания таблиц и иллюстраций, которую следует делить на разделы и подразделы.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных работ или отдельных этапов, разработку рекомендаций по конкретному использованию полученных результатов. Если возможно, указать научную, социальную, практическую значимость работы.

Список использованных источников должен содержать все источники, использованные при составлении отчета.

В приложения рекомендуется выносить материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть:

1) материалы, дополняющие отчет;

2) промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

3) таблицы вспомогательных цифровых данных;

4) иллюстрации вспомогательного характера.

Требования к оформлению отчетных материалов аналогичны требованиям к оформлению курсовых, выпускных и дипломных работ, описанным в данном пособии.

К отчету прилагается дневник практики.

Во время написания отчета необходимо консультироваться с научным руководителем о том, как правильно составить отчет и на чем заострить внимание при его защите.

Не позднее чем за один день до защиты отчет должен быть подписан научным руководителем.

Защита отчета о практике

Защита отчетов проводится на заседании комиссии, состоящей из 2-3 преподавателей кафедры, в установленные графиком учебного процесса сроки. Как правило, для очной формы обучения, это начало 7-го и 9-го семестров обучения (в октябре) для производственных практик и 10-ый семестр (март) – для предквалификационной практики на пятом курсе.

На защите отчета студент должен раскрыть цель и задачи практики и полученные результаты, а также их использование в дипломной работе. Кроме того, студент должен уметь обосновывать, доказывать и объяснять этапы и результаты своей деятельности на практике. Выступление студента по времени не должно превышать 5-7 мин.

Окончательная оценка утверждается комиссией, которая учитывает содержание отчета, его оформление, полученные результаты, доклад и ответы на вопросы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Географический факультет

Кафедра физической географии

и ландшафтной экологии

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ

Курсовая работа

Студент очной формы обучения

2 курса группы ГРФ-1,2-2005

П.О. Иванов

Научный руководитель: к.г.н., доцент

_____________ Д.А. Постников

(подпись, дата)

Пермь 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Географический факультет

Кафедра физической географии

и ландшафтной экологии

ЛАНДШАФТА

Выпускная работа

Заведующий кафедрой,

д.г.н., профессор Н.Н. Назаров

Научный руководитель,

к.г.н., доцент С.Б. Девяткова

Выпускник

очной формы обучения О.В. Петрова

Пермь 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Географический факультет

Кафедра физической географии

и ландшафтной экологии

Электронные ресурсы

13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. Электрон. дан. М.: ACT, 1998. CD-ROM. Электронная книга.

14. Исследовано в России: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. Электрон. журн. Долгопрудный: МФТИ, 1998. http://zhurnal.mipt.rssi.ru.

15. Кудашев Е.Б., Филонов А.Н. Электронная библиотека спутниковых данных и развитие информационной инфраструктуры для доступа к космической информации. http://www.elbib.ru/ /index.phtml?page=elbib/rus/journal/2005/part6/KF.

16. Российская академия наук. Отделение геологии, геофизики, геохимии и горных наук. Вестник ОГГГГН РАН / Объед. ин-т физики Земли им. О.Ю. Шмидта Рос. Акад. наук. Электрон. журн. М.: ОГГГГН РАН, 1997.

17. Российская Астрономическая Сеть. http://www.astronet.ru.

18. Российский сводный каталог по НТЛ: база данных содержит сведения о зарубеж. и отечеств. кн. и зарубеж. период. изд. по естеств. наукам, технике, сел. хоз-ву и медицине, поступившие в организации-участницы Автоматизированной системы Рос. свод. кат. по науч.-техн. лит. Электрон. дан. М. http://www.gpntb.ru /win/ search/help/rsk.html.

Фондовые материалы

19. Белозеров И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–XIV вв.: дис. … канд. ист. наук : 07.00.02. М., 2002. 215 с.

20. Оценка скорости восстановления почв и растительности в зоне повреждения газопровода: отчет о НИР (промежуточ.) / Мин. прир. рес. Перм. края; рук. Н.Н. Назаров; исполн. В.П. Левковский. Пермь, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Географический факультет

Кафедра физической географии

и ландшафтной экологии

ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ, ВЫПУСКНЫХ,

Наши рекомендации