Volume 6 “Pilot Services, Vessel Traffic Services and Port Operations”, Guide to
Port Entry, Sailing Directions) точки приёма лоцмана и отметить их на карте;
отметить в этом районе карты номер канала станции УКВ, на котором работает
оператор лоцманской станции, её позывной и перечень информации, требуемый
лоцманской станцией от судна;
- определить по навигационным пособиям (Admiralty List of Radio Signals,
Volume 6 “Pilot Services, Vessel Traffic Services and Port Operations”, Guide to
Port Entry, Sailing Directions) точки доклада оператору Vessel Traffic Service и
отметить их на карте; отметить в этом районе карты номер канала станции УКВ,
на котором работает оператор VTS, его позывной и перечень информации,
требуемый станцией VTS от судна;
- вдоль линии пути наносят информацию об освещённости (судовое время восхода
и захода Солнца и Луны).
Подъём карт, кроме привлечения дополнительной информации, акцентирует внимание судоводителя на опасностях в каждом районе плавания, помогает ему более объективно оценить навигационное обеспечение выбранного пути судна.
4. Окончательная доработка предварительной прокладки и подготовка штурманской справки на рейс.
При окончательной доработке предварительной прокладки решается ряд вопросов, относящихся к предстоящему рейсу:
- определяется и отмечается на карте безопасная скорость судна для различных участков маршрута в соответствии с условиями плавания на каждом участке и маневренными характеристиками самого судна;
- определяется увеличение осадки судна кормой на ходу и при крене на циркуляции;
- определяется и отмечается на карте изменение скорости на отдельных участках пути, связанное с ограничениями плавания в данном районе;
- отмечаются на карте места, где точность определения места судна также является критической с точки зрения безопасности плавания;
- указываются основные и резервные способы определения места судна, с помощью которых положение судна может быть получено с максимальной точностью;
- делаются пометки (рекомендации), как действовать на мостике при непредвиденных обстоятельствах, осложняющих выполнение плана перехода.
В течение реального плавания судна отдельные пункты плана могут быть изменены, а некоторые и не использованы вовсе. Всё это, однако, не умаляет достоинств и ценности заранее разработанного детального плана перехода, т.к. это единственный метод оптимального обеспечения безопасности плавания.
Плановая разработка предстоящего перехода должна заканчиваться составлением табличного плана перехода и штурманской справки. Табличный план перехода (Маршрутный лист) является обязательной составляющей планирования перехода. Его готовят одновременно с расчётами для графического плана перехода (предварительной прокладки) по стандартному образцу:
- 1 колонка. Номер путевой точки (WP №).В эту графу вносят путевые точки (WP),
нумеруя их последовательно от начала перехода.
- 2 колонка. Путевой угол (True Track).Направление истинного перемещения судна
с точностью до 0,1° (например, True Track 131,1°);
- 3 колонка. Расстояние до следующей путевой точки (DTW – Distance to
Waypoint),в милях ;
- 4 колонка. Расчётная скорость судна относительно грунта (Ground Speed),в
узлах; в этой графе записывается истинная скорость судна;
- 5 колонка. Время лежания на данном курсе до следующей путевой точки (Time
to next WP),в часах и минутах;
- 6 колонка. Дата и время (Date, Time).Судовое время и дата записываются на
каждую путевую точку. Также отмечаются места перевода стрелок часов при
переходе в другой часовой пояс;
- 7 колонка. Широта путевой точки (Lat. WP).Записывается широта путевой точки.
- 8 колонка. Долгота путевой точки (Long. WP).Записывается долгота путевой точки
- 9 колонка. Ориентировка путевой точки. Пеленг на ориентир путевой точке
(Bearing Reference WP).
- 10 колонка. Ориентировка путевой точки. Расстояние до ориентира в путевой
точке (Distance Reference WP);
- 11 колонка. Наименование ориентира на который снимается пеленг и дистанция
В путевой точке.
Таблица 4.1 – Образец табличного плана перехода.
№ точки | ПУ гра | S, мили | V, уз. | Время плав. часы : мин | Поворотные точки | |||||
Хронол гическое время | Широта φ N | Долгота λ Е | ИП, град | D, мили | Ориентир | |||||
Вышли из порта Варна | 07.07.10 09:00 | 43°11,5΄N | 27°55,5΄E | 1.8 | Варненский | |||||
10:50 | 19:50 | 41°13,7΄N | 29°07,8΄E | 1.0 | Туркели | |||||
Пролив Босфор | ||||||||||
7.2 | 9.5 | 00:45 | 22:05 | 40°54,7΄N | 28°52,1΄E | 3.2 | Ешилькей | |||
56.5 | 9.5 | 06:00 | 08.07.10 04:05 | 40°46,4΄N | 27°38,3΄E | 6.3 | Домуз | |||
пер. | 08:25 | 16.07.10 08:05 | 38°30,4΄N | 08°48,8W | 6.0 | Бугио | ||||
Под проводкой лоцмана входим в порт Сетубал, пришвартовались 09:00 16.07.2010 Общая продолжительность плавання составляет 216 часов или 9 суток. Общее расстояния между портами S = 2233 миль. |
Как океанский переход судна, так и маршруты его прибрежного плавания определяются на основании объективных данных, выбираемых из всех доступных материалов. Обзор этих сведений, влияющих на определение пути судна, а также их обобщение составляют штурманскую справку на переход, представляющую собой как бы обобщённую маршрутную лоцию для предстоящего плавания.
Для полной оценки перехода и обстоятельств, при которых он будет выполняться, эта информация, прежде всего, должна отражать:
- гидрометеорологические условия плавания (видимость, туманы, ветра, штормы, течения, приливы и т.д.);
- навигационную обстановку перехода (характеристика береговой черты, опасности, запретные и опасные районы, СНО, приметные пункты и радиолокационные ориентиры, условия подхода к портам и якорным стоянкам, портовые правила и т.д.);
- данные о маневренных характеристиках судна, о его осадке на разлисных учасиках плавания;
Особенно подробно должны быть отмечены:
- наименьшая глубина;
- описание всех опасностей, расположенных вблизи курсов судна;
- расстояния от опасностей до линии курса судна и признаки приближения к ним (ограждающие пеленги и дистанции, горизонтальные и вертикальные углы опасности);
- наиболее выгодное и безопасное расположение курсов при различных гидрометеорологических условиях;
- наиболее удобное время для прохода опасных мест;
- расчёт светлого времени суток;
- обеспеченность районов плавания СНО и РТСНО;
- возможность получить уверенные обсервации;
- оптимальные способы определения места судна;
- схемы установленных путей и СРДС;
- рекомендации по выбору наиболее выгодного пути в океане.