Volume 6 “Pilot Services, Vessel Traffic Services and Port Operations”, Guide to

Port Entry, Sailing Directions) точки приёма лоцмана и отметить их на карте;

отметить в этом районе карты номер канала станции УКВ, на котором работает

оператор лоцманской станции, её позывной и перечень информации, требуемый

лоцманской станцией от судна;

- определить по навигационным пособиям (Admiralty List of Radio Signals,

Volume 6 “Pilot Services, Vessel Traffic Services and Port Operations”, Guide to

Port Entry, Sailing Directions) точки доклада оператору Vessel Traffic Service и

отметить их на карте; отметить в этом районе карты номер канала станции УКВ,

на котором работает оператор VTS, его позывной и перечень информации,

требуемый станцией VTS от судна;

- вдоль линии пути наносят информацию об освещённости (судовое время восхода

и захода Солнца и Луны).

Подъём карт, кроме привлечения дополнительной информации, акцентирует внимание судоводителя на опасностях в каждом районе плавания, помогает ему более объективно оценить навигационное обеспечение выбранного пути судна.

4. Окончательная доработка предварительной прокладки и подготовка штурманской справки на рейс.

При окончательной доработке предварительной прокладки решается ряд вопросов, относящихся к предстоящему рейсу:

- определяется и отмечается на карте безопасная скорость судна для различных участков маршрута в соответствии с условиями плавания на каждом участке и маневренными характеристиками самого судна;

- определяется увеличение осадки судна кормой на ходу и при крене на циркуляции;

- определяется и отмечается на карте изменение скорости на отдельных участках пути, связанное с ограничениями плавания в данном районе;

- отмечаются на карте места, где точность определения места судна также является критической с точки зрения безопасности плавания;

- указываются основные и резервные способы определения места судна, с помощью которых положение судна может быть получено с максимальной точностью;

- делаются пометки (рекомендации), как действовать на мостике при непредвиденных обстоятельствах, осложняющих выполнение плана перехода.

В течение реального плавания судна отдельные пункты плана могут быть изменены, а некоторые и не использованы вовсе. Всё это, однако, не умаляет достоинств и ценности заранее разработанного детального плана перехода, т.к. это единственный метод оптимального обеспечения безопасности плавания.

Плановая разработка предстоящего перехода должна заканчиваться составлением табличного плана перехода и штурманской справки. Табличный план перехода (Маршрутный лист) является обязательной составляющей планирования перехода. Его готовят одновременно с расчётами для графического плана перехода (предварительной прокладки) по стандартному образцу:

- 1 колонка. Номер путевой точки (WP №).В эту графу вносят путевые точки (WP),

нумеруя их последовательно от начала перехода.

- 2 колонка. Путевой угол (True Track).Направление истинного перемещения судна

с точностью до 0,1° (например, True Track 131,1°);

- 3 колонка. Расстояние до следующей путевой точки (DTW – Distance to

Waypoint),в милях ;

- 4 колонка. Расчётная скорость судна относительно грунта (Ground Speed),в

узлах; в этой графе записывается истинная скорость судна;

- 5 колонка. Время лежания на данном курсе до следующей путевой точки (Time

to next WP),в часах и минутах;

- 6 колонка. Дата и время (Date, Time).Судовое время и дата записываются на

каждую путевую точку. Также отмечаются места перевода стрелок часов при

переходе в другой часовой пояс;

- 7 колонка. Широта путевой точки (Lat. WP).Записывается широта путевой точки.

- 8 колонка. Долгота путевой точки (Long. WP).Записывается долгота путевой точки

- 9 колонка. Ориентировка путевой точки. Пеленг на ориентир путевой точке

(Bearing Reference WP).

- 10 колонка. Ориентировка путевой точки. Расстояние до ориентира в путевой

точке (Distance Reference WP);

- 11 колонка. Наименование ориентира на который снимается пеленг и дистанция

В путевой точке.

Таблица 4.1 – Образец табличного плана перехода.

№ точки   ПУ гра S, мили V, уз. Время плав. часы : мин Поворотные точки
Хронол гическое время Широта φ N Долгота λ Е ИП, град D, мили Ориентир
Вышли из порта Варна 07.07.10 09:00 43°11,5΄N 27°55,5΄E 1.8 Варненский
10:50 19:50 41°13,7΄N 29°07,8΄E 1.0 Туркели
Пролив Босфор
7.2 9.5 00:45 22:05 40°54,7΄N 28°52,1΄E 3.2 Ешилькей
56.5 9.5 06:00 08.07.10 04:05 40°46,4΄N 27°38,3΄E 6.3 Домуз
пер. 08:25 16.07.10 08:05 38°30,4΄N 08°48,8W 6.0 Бугио
Под проводкой лоцмана входим в порт Сетубал, пришвартовались 09:00 16.07.2010 Общая продолжительность плавання составляет 216 часов или 9 суток. Общее расстояния между портами S = 2233 миль.  


Как океанский переход судна, так и маршруты его прибрежного плавания определяются на основании объективных данных, выбираемых из всех доступных материалов. Обзор этих сведений, влияющих на определение пути судна, а также их обобщение составляют штурманскую справку на переход, представляющую собой как бы обобщённую маршрутную лоцию для предстоящего плавания.

Для полной оценки перехода и обстоятельств, при которых он будет выполняться, эта информация, прежде всего, должна отражать:

- гидрометеорологические условия плавания (видимость, туманы, ветра, штормы, течения, приливы и т.д.);

- навигационную обстановку перехода (характеристика береговой черты, опасности, запретные и опасные районы, СНО, приметные пункты и радиолокационные ориентиры, условия подхода к портам и якорным стоянкам, портовые правила и т.д.);

- данные о маневренных характеристиках судна, о его осадке на разлисных учасиках плавания;

Особенно подробно должны быть отмечены:

- наименьшая глубина;

- описание всех опасностей, расположенных вблизи курсов судна;

- расстояния от опасностей до линии курса судна и признаки приближения к ним (ограждающие пеленги и дистанции, горизонтальные и вертикальные углы опасности);

- наиболее выгодное и безопасное расположение курсов при различных гидрометеорологических условиях;

- наиболее удобное время для прохода опасных мест;

- расчёт светлого времени суток;

- обеспеченность районов плавания СНО и РТСНО;

- возможность получить уверенные обсервации;

- оптимальные способы определения места судна;

- схемы установленных путей и СРДС;

- рекомендации по выбору наиболее выгодного пути в океане.

Наши рекомендации