Способы добавления растрового изображения в набор слоев. Использование растра в качестве подложки
Растровые слои – это слои, содержащие только растровые данные. Растровые данные состоят из отдельных элементов, называемых пикселями и располагающихся в виде сетки. Каждый пиксель имеет собственные положение и цвет. Фотографические изображения состоят из растровых данных. При увеличении растровых данных каждый отдельный пиксель будет отображаться в виде цветного квадратика.
Растровые слои позволяют отображать малейшие изменения тонов и цветов. Некоторые инструменты, параметры и команды применимы только для растровых слоев. Например, инструменты рисования и команды, используемые для добавления эффектов, можно применять только для растровых слоев. Если предпринимается попытка использовать инструмент, применимый только для растровых данных, когда выделен векторный слой, в программе Corel PaintShop Pro отобразится подсказка о необходимости преобразования векторного слоя в растровый.
Для того, чтобы создать растровый слой, необходимо изображение, содержащее геопривязку (информацию о расположении изображения на карте). Для примера мы рассмотрим изображение с расширением bmp:
Для загрузки используется метод LoadImageLayer с одним параметром, это путь к растровому изображению. Ссылку на созданный растровый слой можно получить следующим образом:
Перед созданием внешних растровых слоев, необходимо загрузить слои подложки, находящиеся в проекции 3395:
Для создания растровых слоев нужно указать путь к специальному xml файлу, где будут описаны параметры подключения к
внешнему серверу, хранящему растровое изображения для создания слоя:
При этом начнется скачивание растрового изображения на локальный компьютер, и отображаться на карте. Для уменьшения трафика
эти картинки кэшируются в определенной папке, которая настраивается в подключаемом xml файле. Слой может появиться не сразу,
так как нужно время для загрузки слоя из сервера. Возможно, слой будет появляться частями, по мере того, как растровое
изображение будет загружаться.
Структура ГИС
Геоинформационные системы включают в себя пять ключевых составляющих: аппаратные средства, программное обеспечение, данные, исполнители и методы.
Аппаратные средства. Это компьютер, на котором запущена ГИС. В настоящее время ГИС работают на различных типах компьютерных платформ, от централизованных серверов до отдельных или связанных сетью настольных компьютеров.
Программное обеспечение ГИС содержит функции и инструменты,необходимые для хранения, анализа и визуализации географической (пространственной) информации. Ключевыми компонентами программных продуктов являются:
- инструменты для ввода и оперирования географической информацией система управления базой данных (DBMS или СУБД);
- инструменты поддержки пространственных запросов, анализа и визуализации (отображения);
- графический пользовательский интерфейс (GUI или ГИП) для легкого доступа к инструментам и функциям.
Данные – это, наиболее важный компонент. Данные о пространственном положении (географические данные) и связанные с ними табличные данные могут собираться и подготавливаться самим пользователем либо приобретаться у поставщиков. В процессе управления пространственными данными географическая информационная система объединяет (а лучше сказать – совмещает) географическую информацию с данными других типов. Например, с конкретным кусочком электронной карты могут быть связаны уже накопленные данные о населении, характере почв, близости опасных объектов и т. д. (в зависимости от задачи, которую придется решать при помощи ГИС). Причем в сложных, распределенных системах сбора и обработки информации часто с объектом на карте связывают не существующие данные, а их источник, что позволяет в реальном времени отслеживать состояние этих объектов. Такой подход применяется, например, для борьбы с чрезвычайными ситуациями вроде лесных пожаров или эпидемий.
Исполнителями именуют людей, которые работают с программными продуктами и разрабатывают планы их использования при решении реальных задач. Может показаться странным, что люди, работающие с программным обеспечением, рассматриваются как составная часть ГИС, однако в этом есть свой смысл. Дело в том, что для эффективной работы географической информационной системы необходимо соблюдение методов, предусмотренных разработчиками, поэтому без подготовленных исполнителей даже самая удачная разработка может утратить всякий смысл.
Пользователями ГИС могут быть как технические специалисты, разрабатывающие и поддерживающие систему, так и обычные сотрудники (конечные пользователи), которым ГИС помогает решать текущие каждодневные дела и проблемы.
Методы. Успешность и эффективность (в том числе экономическая) применения ГИС во многом зависит от правильно составленного плана и правил работы, которые составляются в соответствии со спецификой задач и работы каждой организации.
Структура ГИС, как правило, включает четыре обязательные подсистемы:
1) Ввода данных, обеспечивающую ввод и/или обработку пространственных данных, полученных с карт, материалов дистанционного зондирования и т.д.;
2) Хранения и поиска, позволяющую оперативно получать данные для соответствующего анализа, актуализировать и корректировать их;
3) Обработки и анализа, которая дает возможность оценивать параметры, решать расчетно-аналитические задачи;
4) Представления (выдачи) данных в различном виде (карты, таблицы, изображения, блок-диаграммы, цифровые модели местности и т.д.)
Таким образом, создание карт в круге «обязанностей» ГИС занимает далеко
не первое место, ведь чтобы получить твердую копию карты совершенно не нужна большая часть функций ГИС, или они применяются опосредованно. Тем не менее, как в мировой, так и в отечественной практике, ГИС широко используются именно для подготовки карт к изданию и, в меньшей степени, для аналитической обработки пространственных данных или управления потоками товаров и услуг.
25. Типичные объекты СУБД на примере Microsoft SQL Server
Главными объектами всякой СУБД являются базы данных (databases). В старых СУБД (например, FoxPro ранних версий под MS-DOS) класс объектов "база данных" не был введен явно. Теперь практически в любой СУБД имеется такой класс объектов. База данных является контейнером и пространством имён для всех использующихся в ней объектов.
Помимо базы данных в SQL Server существует ещё ряд классов объектов, к базам не относящихся, но эти классы являются специфическими и далеко не везде имеются аналогичные им. Пожалуй, наиболее важным из таких кдассов объектов, который обязательно следует упомянуть, является учётная запись пользователя (login), по которой производится доступ к серверу.
Внутри всякой базы данных имеются следующие классы объектов: таблица (table), представление (view), хранимая процедура (stored procedure), индекс (index), связь (relationship), триггер (trigger), умолчание (default). Также в ряде коммерческих СУБД есть такой полезный класс объектов, как диаграмма (diagram).
Таблицы предназначены для хранения данных и являются реализацией сущностей, создаваемых в ходе проектирования базы данных. Таблица является основным объектом при обработке данных.
Представления по сути своей являются результатами запросов к базе данных. Работать с представлением в большинстве случаев можно как с таблицей. Механизм работы таков: пользователь обращается к представлению, как к таблице, СУБД, принимая это обращение, исполняет запрос, записанный в представлении, и возвращает пользователю сформированную по результатам запроса таблицу. Для SQL Server 2000 и некоторых других СУБД в ряде случаев можно изменять данные прямо в таблице запроса, и эти изменения будут отражены в исходных таблицах, по которым был построен запрос. Подробнее мы к этому вопросу ещё вернёмся, когда будем изучать язык манипулирования данными.
Хранимая процедура является набором инструкций (часто в скомпилированном виде), хранящимся на стороне СУБД. Набор инструкций обычно пишется как последовательность SQL-команд. В SQL Server под компиляцией понимается подготовка плана исполнения процедуры в момент её создания или обновления. Подробнее о планах исполнения мы поговорим, когда будем изучать язык манипулирования данными. В хранимых процедурах можно реализовывать сложные алгоритмы обработки данных внутри базы. Использование хранимых процедур часто значительно сокращает объём кода клиентского приложения и во многих случаях позволяет чётко отделять алгоритмы логики программы от алгоритмов обработки данных. О многоуровневых приложениях скажем несколько слов где-нибудь в следующих статьях.
Индексом называется специальный объект, хранящий упорядоченный справочник значений некоторого атрибута (или группы атрибутов) таблицы. Благодаря индексам можно значительно (иногда на порядки) ускорить операции поиска данных. Без индекса поиск осуществляется последовательным перебором кортежей. Наличие индекса позволяет СУБД использовать более быстрые алгоритмы поиска, нежели последовательный перебор.
Триггером называется особый подкласс хранимых процедур, исполняемый СУБД автоматически при проведении операций изменения данных. Можно сказать, что триггер является обработчиком на событие изменения данных в базе.
Связью (или отношением) называется особый объект, позволяющий установить зависимость между таблицами и сопоставить этой зависимости ряд проверяющих триггеров. В подавляющем большинстве СУБД реализовано лишь один из возможных видов связи: "один ко многим" ("one to many"). В такой связи участвуют две таблицы, в одной из которых определяется первичный ключ (primary key), а в другой внешний ключ (foreign key). Всегда первичный ключ - это "один", внешний ключ - "много". Соответственно, таблица, содержащая первичный ключ, называется главной (master table), а таблица с внешним ключом - подчинённой (detail table). Разумеется, имеется возможность связать таблицу с самой собой.
Умолчанием по сути является константа, содержащая значение поля таблицы по умолчанию. Подробнее об умолчаниях мы поговорим, когда будем изучать таблицы.
Диаграммой является объект, наглядно отображающий таблицы базы и связи между ними. Довольно часто в мощных коммерческих СУБД имеются инструменты, позволяющие работать с базой данных через диаграммы (средства визуального проектирования базы). В частности, можно добавлять и удалять атрибуты, таблицы, устанавливать и убирать связи, открывать и изменять свойства тех или иных объектов базы.
Шкалы измерений
Картографические объекты содержат информацию не только о том, как они занимают пространство, но и о том, чем они являются и насколько они важны для нашего рассмотрения. Например, дерево, обозначенное как точечный объект, может быть отнесено к определенному классу это может быть дуб, сосна и т.п.
Мы можем узнать также возраст дерева, пробурив его и подсчитав годовые кольца. Дополнительная непространственная информация, помогающая нам описывать объекты, наблюдаемые в пространстве, образует набор атрибутов объектов. Атрибуты объектов можно распределять по категориям и классифицировать.
Перед тем как присвоить эти атрибуты объектам, мы должны знать как их измерять. Иначе мы не сможем сравнивать объекты в одном месте с объектами в другом месте.
Существует устоявшаяся основа для измерения практически всех видов данных, в том числе и географических. Эти так называемые шкалы измерения данных могут включать как простое именование объектов, так и до высокоточные измерения, позволяющие сравнивать качества различных объектов.
Используемая шкала измерений определяется типом классификации, необходимой информацией, и возможностями производить измерения при заданном масштабе наблюдения.
Существует большое количество шкал.
Номинальная шкала, из названия которой следует, что объекты различаются по именам. Эта система позволяет говорить о том, как называется объект, но не позволяет делать прямого сравнения объектов. Если необходимо провести более тонкое сравнение объектов, то следует выбрать более высокую шкалу измерений. Таковой является порядковая шкала, позволяющая проводить качественное сравнение от лучшего к худшему для данного конкретного вопроса. Если необходима более высокая точность в измерениях, то можно воспользоваться интервальной шкалой измерения, в которой измеряемым величинам приписываются численные значения. Как и в случае порядковой шкалы, здесь тоже можно сравнивать объекты, но сравнения могут делаться с более точной оценкой различий.
Этапы разработки ГИС
· Анализ требований, предъявляемых к ГИС;
· Определение спецификаций;
· Проектирование системы;
· Кодирование;
· Тестирование;
· Эксплуатация и обслуживание.