Извлечения из свидетельства о поверке к барометру-анероиду № 21544

1. Температурная поправка ∆Рt = С х (± tº) мм рт.ст., где

- ± tº – температура воздуха вблизи анероида,

- С = -0,03 – коэффициент, определяемый индивидуально для каждого барометра-анероида по сличению его показаний с образцовым барометром.

2. Поправка шкалы Рш

Отметка шкалы мм рт. ст. Поправка шкалы мм рт. ст. Отметка шкалы мм рт. ст Поправка шкалы мм рт. ст.
790,0 -2,0 740,0 1,4
780,0 -1,9 730,0 2,1
770,0 -3,6 720,0 2,8
760,0 -2,1` 710,0 1,6
750,0 0,0 700,0 0,7

Расчетная часть

Вариант № 15
Р, мм.рт.ст H (м)
8,9 736,5
-8,0 769,7
8,4 744,9
-7,6 735,1
12,2 747,5
-7,8 740,7
18,5 754,4 11,8
-25,7 785,1 4,2
17,8 764,4 9,5
-5,1 777,7 13,8
№п/п Ризм. tо h ∆Рш ∆Рt ∆Pд ∆Рh ∑P Pиспр. Мм.рт.ст/ГПа
736,5 8,9   1,8   -0,26   1,54   1,1   4,18   739,1/985
769,7 -8,0   -3,6   0,24   -3,36   0,8   -5,92   767,1/1023
744,9 8,4   0,7   -0,25   0,45   1,1   2,0   746,4/995
735,1 -7,6   1,7   0,23   1,9   0,8   4,63   737,8/984
747,5 12,2   0,3   -0,4   -0,1   1,2   1,0   748,6/998
740,7 -7,8   1,3   0,23   1,53   0,4   3,46   742,6/990
754,4 18,5 11,8   -0,9   -0,55   -1,45   1,2   -1,7   754,1/1005
785,1 -25,7 4,2   -1,95   0,8   -1,15   0,4   -1,9   784,4/1046
764,4 17,8 9,5   -2,8   -0,5   -3,3   0,95   -5,65   762,05/1016
777,7 -5,1 13,8   -2,3   0,15   -2,15   1,4   -2,9   776,9/1035

1.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 740 мм.рт. ст. поправка 1,4

На 730 мм. рт. ст. поправка 2,1 отсюда получаем ΔРш=1,8мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*8,9 = -0,26мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = 1,8-0,26 = 1,5мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*11 = 1,1мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = 1,8-0,26+1,5+1,1 = 4,18мм.рт.ст.

6 Риспр = 736,5+1,5 = 738мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 736,5+1,8-0,26+1,1 = 739,14 мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 738+1,1 = 739,1 мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*739,1 = 985 гПа

2.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 770 мм.рт. ст. поправка -3,6

На 760 мм. рт. ст. поправка -2,1 отсюда получаем ΔРш = -3,6 мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*(-8,0) = 0,24 мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = -3,6+0,24 = -3,36 мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*8 = 0,8 мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = -3,6+0,24-3,36+0,8 = -5,92 мм.рт.ст.

6 Риспр = 769,7-3,36 = 766,34мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 769,7-3,6+0,24+0,8 = 767,14мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 766,34+0,8 = 767,14мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*767,14 = 1023гПа

3.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 750 мм.рт. ст. поправка 0,0

На 740 мм. рт. ст. поправка 1,4 отсюда получаем ΔРш = 0,7мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*8,4= -0,25мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = 0,7-0,25 = 0,45мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*11 = 1,1мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = 0,7-0,25+0,45+1,1 = 2,0мм.рт.ст.

6 Риспр = 744,9+0,45 = 745,35мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 744,9+0,7-0,25+1,1 = 746,45мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 745,35+1,1 = 746,45мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*746,45 = 995,2гПа

4.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 740 мм.рт. ст. поправка 1,4

На 730 мм. рт. ст. поправка 2,1 отсюда получаем ΔРш = 1,7 мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*(-7,6)= 0,23мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = 1,7+0,23 = 1,9мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*8 = 0,8мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = 1,7+0,23+1,9+0,8 = 4,63мм.рт.ст.

6 Риспр = 735,1+1,9 = 737мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 735,1+1,7+0,2+0,8 = 737,8мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 737,0+0,8 = 737,8мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*737,8 = 984гПа

5.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 750 мм.рт. ст. поправка 0,0

На 740 мм. рт. ст. поправка 1,4 отсюда получаем ΔРш = 0,3 мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*12,2= -0,4 мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = 0,3-0,4 = -0,1 мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*12 = 1,2мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = 0,3-0,4-0,1+1,2 = 1,0 мм.рт.ст.

6 Риспр = 747,5-0,1 = 747,4мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 747,5+0,3-0,4+1,2= 748,6мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 747,4+1,2 = 748,6мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*748,6 = 998гПа

6.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 750 мм.рт. ст. поправка 0,0

На 740 мм. рт. ст. поправка 1,4 отсюда получаем ΔРш = 1,3 мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*(-7,8)= 0,23мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = 1,3+0,23 = 1,53мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*4 = 0,4мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = 1,3+0,23+1,53+0,4 = 3,46мм.рт.ст.

6 Риспр = 740,7+1,53 = 742,2мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 740,7+1,3+0,23+0,4= 742,6мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 742,2+0,4 = 742,6 мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*742,6 = 990гПа

7.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 750 мм.рт. ст. поправка 0,0

На 760 мм. рт. ст. поправка -2,1 отсюда получаем ΔРш = -0,9мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*18,5= -0,55мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = -0,9-0,55 = -1,45 мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*11,8 = 1,2мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = -0,9-0,55-1,45+1,2 = -1,7мм.рт.ст.

6 Риспр = 754,4-1,45 =752,95мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 754,4-0,9-0,55+1,2 = 754,1мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 752,95+1,2 = 754,1мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*754,1 = 1005гПа

8.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 780 мм.рт. ст. поправка -1,9

На 790 мм. рт. ст. поправка -2,0 отсюда получаем ΔРш = -1,95мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*(-25,7)= 0,8мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = -1,95+0,8 = -1,15 мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*4,2 = 0,4мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = -1,95+0,8-1,15+0,4 = -1,9мм.рт.ст.

6 Риспр = 785,1-1,15 =783,95мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 875,1-1,95+0,8+0,4 = 784,4мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 783,95+0,4 = 784,4мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*784,4 = 1046гПа

9.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 770 мм.рт. ст. поправка -3,6

На 760 мм. рт. ст. поправка -2,1 отсюда получаем ΔРш = -2,8 мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*17,8 = -0,5 мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = -2,8-0,5 = -3,3 мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*9,5 = 0,95 мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = -2,8-0,5-3,3+0,95 = -5,65 мм.рт.ст.

6 Риспр = 764,4-3,3 = 761,1 мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 764,4-2,8-0,5+0,95 = 762,05 мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 761,1+0,95 = 762,05 мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*762,05 = 1016 гПа

10.1 Устанавливаем ΔРш путем интерполяции

На 770 мм.рт. ст. поправка -3,6

На 780 мм. рт. ст. поправка -1,9 отсюда получаем ΔРш = -2,3 мм.рт.ст.

2 ΔРt = С*ta ΔРt = -0,03*(-5,1) = 0,15 мм.рт.ст.

3 ΔРд = ∆Рш+∆РtΔРд = -2,3+0,15 = -2,15 мм.рт.ст.

4 ∆Рh = ΔРш*hу ∆Рh = 0,1*13,8 = 1,4 мм.рт.ст.

5 ∑P = ∆Рш+∆Рt+∆Pд+∆Рh ∑P = -2,3+0,15-2,15+1,4 = -2,9 мм.рт.ст.

6 Риспр = 777,7-2,15 = 775,5 мм.рт.ст.

7 Ро = Ризм+ΔРш+ΔРt+∆РhРо = 777,7-2,3+0,15+1,4 = 776,95 мм.рт.ст.

8 Р = Риспр+∆Рh Р = 775,5+1,4 = 776,9 мм.рт.ст.

9 Р = 1,3332*Р Р = 1,3332*776,9 = 1035 гПа

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Определение истинного и кажущегося ветра на судне

Цель работы:

-Изучить назначение и устройство приборов для измерения ветра на судне.

-Приобрести практические навыки определять направление и скорость кажущегося ветра, вычислять направление и скорость истинного ветра графическим способом и с помощью ветрочёта на ходу судна.

-Оценивать силу ветра в баллах по шкале Бофорта а направление в румбах.

Теоретическая часть работы

Гидрометеонаблюдения на судне производятся вахтенным штурманом. В отдельных случаях наблюдения могут быть выполнены по распоряжению капитана другим подготовленным членом экипажа. Однако за своевременное производство наблюдений и их качество отвечает вахтенный помощник капитана. Ответственным штурманом-наблюдателем является, как правило, третий помощник капитана.

Наблюдения производятся на судах по маршруту их плавания вне пределов акваторий портов 4 раза в сутки по всемирному координированному времени (UTC) в сроки наблюдений 00, 06, 12, 18 ч. На судах каботажного плавания и судах, которые не выполняют попутных гидрометеорологических наблюдений, наблюдения производятся каждые 4 часа, начиная с 00, 04 ч. и так далее.

Под сроком наблюдений здесь понимается 30-минутный период до указанных сроков. При стоянке в порту наблюдения не производятся. Измерения ветра производятся согласно рекомендуемой схемы [1].

Для измерения ветра на судне могут применяться следующие ветроизмерительные приборы:

-анемометр ручной чашечный МС-13 со счётным механизмом;

-анемометр цифровой переносной АП-1;

-анемометр ручной индукционный АРИ-49;

Ветер(горизонтальное движение воздушных частиц относительно подстилающей поверхности) – векторная величина и описывается двумя параметрами – скоростью (м/с, узл.) и направлением.

Направление ветра – направление, откуда перемещаются воздушные частицы (откуда дует ветер) и определяется углом между географическим меридианом и направлением на точку горизонта, откуда дует ветер, т.е. ветер дует в компас. Выражается в градусах (от 0 до 360) или в румбах: N, NE, E, SE и так далее

Если судно не имеет хода, задача определения направления и скорости ветра не представляет трудностей. Наблюдаемые направления и скорости ветра являются истинными. В штилевую погоду на судне, имеющего ход, всегда ощущается встречный ветер, равный скорости судна. Этот ветер называется курсовымVки направлен в сторону, обратную движению судна.

Во всех случаях на движущемся судне наблюдается кажущийсяветер W, вектор которого является геометрической суммой истинного Vикурсового ветра Vк .Направление кажущегося ветра определяется либо по отношению к курсу судна (определяется КУ), либо с помощью пеленгатора на репитере гирокомпаса и вымпела.

Извлечения из свидетельства о поверке к барометру-анероиду № 21544 - student2.ru

Рисунок1. Определение истинного ветра на движущемся судне.

Скорость и направление истинного ветра на ходу судна не измеряются, а рассчитываются по скорости и направлению кажущегося ветра, по курсу и скорости движения судна. Расчёт выполняется графически на миллиметровке, маневренном планшете (см. рис 1), либо с использованием вычислительных средств или ветрочёта КСМО-1М.

В аварийных ситуациях (при выходе из строя измерительных приборов), когда невозможно измерить скорость и направление кажущегося ветра, направление и скорость истинного ветра следует определять визуально: скорость – по состоянию поверхности моря (океана), а направление – по направлению перемещения ветровых волн.

Геострофический ветер —это прямолинейное равномерное движение воздуха которому не препятствуют силы трения.

Градиентный ветер — равномерное горизонтальное движение воздуха при отсутствии силы трения по прямолинейным и круговым траекториям, совпадающим с изобарами. Градиентный ветер приблизительно соответствует действительному ветру в свободной атмосфере циклона или антициклона.

Барический закон ветра- Если в северном полушарии встать лицом по направлению ветра, то область низкого давления будет находиться примерно в 70 градусах слева, а высокого – примерно 110 градусах справа.

Местные ветры:

Бриз — тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором — морским. Важными эффектами образования преимущественных ветров в прибрежных районах является морской и континентальный бризы. Море (или меньший водоем) нагревается медленнее суши за счет большей теплоемкости воды. Более теплый (а поэтому и более легкий) воздух над сушей поднимается вверх, создавая зоны пониженного давления. В результате образуется перепад давления между сушей и морем, который обычно составляет 0,002 атм. Благодаря этому перепаду давления прохладный воздух над морем движется к суше, создавая прохладный морской бриз на побережье. Из-за отсутствия более сильных ветров, скорость морского бриза пропорциональна разнице температур.

Бора — холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину.

Фён — сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор на побережье или долину.

Сирокко — итальянское название сильного южного или юго-западного ветра, зарождающегося в Сахаре.

Муссон — периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом — с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе. Муссоны являются сезонными ветрами, которые длятся несколько месяцев каждого года в тропических районах. Этот термин возник на территории Британской Индии и близлежащих стран как название сезонных ветров, которые дуют с Индийского океана и Аравийского моря на северо-восток, принося региону значительные количества осадков. Их движение в направлении полюсов вызвано образованием районов низкого давления в результате нагрева тропических районов в летние месяцы, то есть Азии, Африки и Северной Америки с мая по июль и в Австралии в декабре.

Пассаты — постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь. Пассатами называется преимущественные приповерхностные ветры, которые дуют в тропических районах Земли в западном направлении, приближаясь к экватору, то есть северо-восточные ветры в Северном полушарии, а юго-восточные в Южном. Постоянное движение пассатов приводит к перемешиванию воздушных масс Земли, что может проявляться в больших масштабах: например, пассаты, дующие над Атлантическим океаном, способны переносить пыль из африканских пустынь до Вест-Индии и некоторых районов Северной Америки.

Ледниковый ветер. Ветер, дующий над ледником вниз по течению последнего, обусловлен охлаждением воздуха над поверхностью льда. Этот ветер особенно сильно проявляется в Антарктиде. Здесь в результате стекания выхоложенного воздуха с плато вниз в сторону побережья возникают очень сильные холодные ветры (скорость 20 м/с и более). Ветер порывистый, при порывах может достигать ураганной силы. Ледниковый ветер имеет суточный ход, начинается обычно вечером, постепенно усиливается, достигает максимума ночью и затем постепенно ослабевает. Ледниковый ветер отмечается также у берегов Гренландии.

Шкала Бофорта

Балл Скорость (м/с),характеристика силы ветра Состояние водной поверхности Высота волн(м)
0-0,2(штиль) Зеркально гладкая поверхность
0,3-1,5(тихий) Зеркальная рябь, но без образования гребней. 0,25
1,6-3,3(легкий) Небольшая рябь с ровными не разорванными гребнями. 0,25-0,75
3,4-5,4(слабый) Крупная рябь, гребни начинают разрываться, появляются редкие барашки. 0,75-1,25
5,5-7,9(умеренный) Не большие волны, с довольно частыми барашками. 1,25-2
8-10,7(свежий) Протяженные волны среднего размера с многочисленными барашками и мелкими брызгами. 1,25-2,1
10,8-13,8(сильный) Начинают образовываться крупные волны, барашки везде, брызги. 2-3,5
13,9-17,1(крепкий) Белая пена срывается ветром с волн 3,5-6
17,2-20,7(крепкий) Волны средней высоты, но большой длины, гребни разрываются в брызги, пена сдувается хорошо заметными полосами. 6-8,5
20,8-24,4(шторм) Высокие волны начинающиеся закручиваться, плотные потоки пены, брызги ухудшают видимость 8,5-11
24,5-28,4(сильный шторм) Очень высокие волны с нависающими гребнями, вода белая из-за мощных потоков пены, видимость уменьшена 8,5-11
28,5-32,6(жестокий шторм) Исключительно высокие волны, вода покрыта клочьями белой пены, видимость плохая. Свыше 11
32,6-36,9 (ураган) Воздух насыщен водяными брызгами, вода белая из-за потоков пены, видимость очень плохая. Свыше

Таблица 1 – Поверочное свидетельство анемометра

Nдел/c
Wм/c 1,3 1,9 3,1 3,7 4,8 5,5 6,5 7,3 8,2 9,1
Nдел/c
Wм/c 10,9 11,6 12,5 14,3 15,2 15,9 16,8 18,5 19,4

Если N> 20,принимается значение W = N.

Расчетная часть

Вариант № 15

№ п/п Кс Vc уз/м/с Кw II Отсчёт анемометра I Отсчёт анемометра N дел/с Wк Исправл. Кист Vист Усл.обозн. ветра
10/5,14 15,3 13,6 9,4  
22/11,32 16,4 14,6 7,2  
9/4,63 15,1 13,4 13,6  
14/7,2 13,5 11,4  
22/11,32 9,8 8,9 6,6  
20/10,29 11,5 10,4 17,4  
10/5,14 21,5 21,5  
14/7,2 16,4 13,8 12,4  
22/11,32 15,1 13,4 9,4  
22/11,32 13,4 12,0  

Сила ветра по шкале Бофорта. Вариант № 15 : п. 2,5,10 – 4 балла, ветер умеренный, высота волны 1,25 – 2 м.,п. 1,9 – 5 баллов, ветер свежий, высота волны 1,25-2,1 м., п. 3,4,8 – 6 баллов, ветер сильный, высота волны 2 – 3,5 м., п. 6 – 8 баллов, ветер крепкий, высота волны 6-8,5 м., п. 7 – 9 баллов, шторм, высота волны 8,5-11 м.

Список использованной литературы

1. РД 52.04.585-97 Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 9. ч.3. - М.: Росгидромет, 1999 – 197 с.

2. Гордиенко А.И.,. Гидрометеорологическое обеспечение судовождения / А.И. Гордиенко, В.В.Дремлюг. - М.: Транспорт, 1989. - 240 с.

Наши рекомендации