Программа имеет 3 содержательных раздела
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них: | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
Введение. Географическое познание нашей планеты | - | |||
Земля как планета Солнечной системы | ||||
Геосферы Земли - Литосфера - Атмосфера - Гидросфера - Биосфера | ||||
Итоговое тестирование | - | |||
Резерв | ||||
Итого |
Содержание курса
«География. Начальный курс. 5 класс»
Раздел №1. «Введение. Географическое познание нашей планеты» (3 часа).
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения – способ изучения географических объектов и процессов.
Практические работы:
1. Правила работы с контурными картами (обучающая).
2. Наблюдение за географическими объектами своей местности (обучающая).
3. Наблюдение за изменением направления и длины тени гномона (обучающая).
Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы» (5 часов).
Положение Земли в Солнечной системе Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Практические работы:
4. Измерение «земной окружности» по глобусу (обучающая).
5. Составление рассказа по плану о четырех особых положениях Земли (оценочная).
Раздел №3. «Геосферы Земли» (25 часов).
Тема 1. «Литосфера» (8 часов).
Недра Земли. Внутренне строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Материковая и океаническая земная кора. Нарушение слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения. Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.
Практические работы:
6. Обозначение на контурной карте действующих вулканов, границ литосферных плит (оценочная).
7. Работа с коллекцией горных пород и минералов (оценочная).
8. Определение относительной высоты холма с помощью самодельного нивелира на местности (обучающая).
9. Использование горных пород и минералов в хозяйственной деятельности человека (обучающая).
Тема 2. «Атмосфера» (4 часа).
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы. Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Экскурсия на метеорологическую станцию. Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.
Практические работы:
10. Составление прогноза погоды по народным приметам (обучающая).
Тема 3. «Водная оболочка Земли» (7 часов).
Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле. Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане. Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды. Вода – основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».
Практические работы:
11. Обозначение на контурной карте объектов гидросферы – океанов, морей, озёр, рек (оценочная).
Тема 4. «Биосфера» (6 часов).
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни. Степи. Лиственные леса. Тайга. Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане. Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с заповедником.
Практические работы:
12. Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу (оценочная).
Резерв 1 час. Итоговая работа 1 час.
Практические работы:
1. Правила работы с контурными картами (обучающая).
2. Наблюдение за географическими объектами своей местности (обучающая).
3. Наблюдение за изменением направления и длины тени гномона (обучающая).
4. Измерение «земной окружности» по глобусу (обучающая).
5. Составление рассказа по плану о четырех особых положениях Земли (оценочная).
6. Обозначение на контурной карте действующих вулканов, границ литосферных плит (оценочная).
7. Работа с коллекцией горных пород и минералов (оценочная).
8. Определение относительной высоты холма с помощью самодельного нивелира на местности (обучающая).
9. Использование горных пород и минералов в хозяйственной деятельности человека (обучающая).
10. Составление прогноза погоды по народным приметам (обучающая).
11. Обозначение на контурной карте объектов гидросферы – океанов, морей, озёр, рек (оценочная).
12. Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу (оценочная).
Контрольные работы.
1.Земля как планета Солнечной системы
2.Геосферы Земли: Литосфера.
3.Геосферы Земли: Атмосфера
4.Геосферы Земли: Гидросфера
5.Геосферы Земли: Биосфера
6. Итоговая контрольная работа.
6 класс Содержание программы:
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них: | |
Практическая работа | Контрольная работа | |||
Раздел I. Введение. Географическое познание нашей планеты. | - | |||
Раздел II. Изображение земной поверхности. Тема 2.1 План местности Тема 2.2 Глобус и географическая карта – модели земной поверхности | ||||
Раздел III. Геосферы Земли Тема 3.1 Литосфера Тема 3.2Атмосфера Тема 3.3. Гидросфера Тема 3.4. Биосфера Земли Тема 3.5. Географическая оболочка | - - | - - - | ||
Итоговое тестирование | ||||
Итог |
Раздел 1. Введение.
Географическое познание нашей планеты (6 часов)
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел 2. «Изображение земной поверхности» (13 часов)
Тема 1. План местности (6 часов)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Практические работы:
1. Ориентирование на объекты, расположенные на пришкольном участке.
2. Маршрутная съемка местности.
Тема 2. Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 часов).
Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Практические работы:
3. Определение географических координат.
Раздел 3. «Геосферы Земли» (15 часов)
Тема 1. Литосфера (5 часов).
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.
Практические работы:
4. Описание свойств минералов.
5. Описание Кавказских гор с использованием плана.
6. Описание Западно-Сибирской равнины с использованием плана.
Тема 2. Атмосфера (6 часов).
Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов. Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха. Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Практические работы:
7. Анализ основных климатических показателей своей местности.
Тема 3. Гидросфера (2 часа).
Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Практические работы:
8. Описание Индийского Океана с использованием плана, разработанного на уроке.
9. Описание географического положения реки Нил.