Тема №2. «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»

Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты.

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Раздел №4. «Геосферы Земли»

Тема №3 «Литосфера»

Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Тема №4 «Гидросфера»

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.

Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Тема №5 «Атмосфера»

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера.

Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Тема №6 «Почвенный покров»

Почва и ее образование. Плодородие почвы.

Тема №7 «Биосфера»

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Тема №8 «Географическая оболочка Земли»

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.

Человек как часть географической оболочки.

Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.

Перечень практических работ

Класс

1. Составление схемы движения Земли по околосолнечной орбите.

2. Определение относительной высоты холма с использованием нивелира.

3. Проведение метеорологических наблюдений.

4. Исследование свойств воды.

5. Составление схемы экологической тропы

Класс

1. Определение методов исследования Земли. Картографический метод.

2. Определение на местности направлений (азимутов) и расстояний.

3. Чтение плана местности.

4. Измерение расстояний (в градусной мере и километрах) по глобусу и картам.

5. Описание гор и равнин по географической карте.

6. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек реки.

Проектная деятельность (5-6 класс)

1. Храни меня, мой талисман (драгоценные поделочные камни).

2. Что делают члены моей семьи, чтобы использовать для питья чистую воду.

3. Народные приметы и прогноз погоды.

4. Влияние автотранспорта на загрязнение воздуха.

5. Благоустройство школы.

6. Составление презентации о европейских путешественниках внесших большой вклад в развитие географии.

7. Определение территорий Земли по космоснимкам.

8. Аршин – старинная русская мера длины.

3. Тематическое планирование

Наши рекомендации