Модуль 1. Введение. Источники географической информации
И.И. КАЦ
ГЕОГРАФИЯ
С Б О Р Н И К З А Д А Н И Й
для практической и самостоятельной работы студентов
Пермь, 2015
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)»
Пермский финансово-экономический колледж-
Пермский филиал Финансового университета
Сборник заданий для практической и самостоятельной работы студентов
по учебной дисциплине
«География»
для студентов специальностей:
38.02.07 Банковское дело (базовая подготовка);
38.02.02 Страховое дело (по отраслям) (базовая подготовка);
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка);
40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка)
УДК 33
ББК 65.052
К 30
Рецензент:
Катаева М.Л., к.п.н.
География. Сборник заданий для практической и самостоятельной работы студентов / Кац И.И., Пермский финансово-экономический колледж – филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».- Пермь, 2015. – 22с.
Сборник заданий для практической и самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «География» предназначен для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по программам подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки для специальностей 38.02.07 Банковское дело; 38.02.02 Страховое дело (по отраслям); 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Изучение учебной дисциплины «География» призвано сформировать разнообразные личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, необходимые для развития гуманитарной (географической) культуры будущего специалиста.
Автором кратко излагается теоретический материал, необходимый для выполнения заданий самостоятельной работы и для подготовки к практическим аудиторным занятиям, предоставляется справочная информация, даются рекомендации к выполнению предложенных заданий.
Изучение каждого модуля предполагает подготовку индивидуальных сообщений. Каждый студент в процессе обучения готовит одно устное сообщение по выбору.
Изложенный в пособии материал представлен в разрезе учебных модулей и тем в соответствии с Рабочей Программой учебной дисциплины «География» и предусмотренными рейтинговой системой оценки знаний студентов видами текущего контроля.
©И.И.Кац, 2015
© Пермский финансово-экономический
колледж – филиал ФГОБУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской
Федерации, 2015
Содержание
Модуль 1. Введение. Источники географической информации................................. 3
Модуль 2. Политическая карта мира........................................................................................ 5
Модуль 3. География населения мира..................................................................................... 7
Модуль 4. География мировых природных ресурсов................................................... 10
Модуль 5. География мирового хозяйства......................................................................... 12
Модуль 6. Регионы и страны мира.......................................................................................... 14
Вопросы к зачету.............................................................................................................................. 17
Рекомендуемая литература........................................................................................................ 19
Модуль 3. Население мира
Самостоятельная работа №3
1.Заполните недостающие столбцы таблицы «Рост численности населения в 1980-2020гг. (прогноз)». Проанализируйте существующие тенденции.
Год | Население, млн.чел. | Абсолютный прирост за 10 лет, млн.чел. | Темп прироста за 10 лет, % | Темп роста за 10 лет, раз |
- | - | - | ||
2. Используя карту атласа «Естественный прирост» заполните таблицу «Типы воспроизводства в разных странах мира»
Теоретическая основа
Воспроизводство населения - это постоянное возобновление численности и структуры населения в процессе смены поколений людей через рождения и смерти. Совокупность параметров, определяющих этот процесс, называется режимом воспроизводства. Показатели воспроизводства (рождаемость, смертность и естественный прирост) показываются на 1000 человек (в промилле).
Выделяют два типа воспроизводства:
- 1 тип воспроизводства – простое воспроизводства (численность населения не увеличивается) или суженное, когда людей умирает больше, чем рождается;
-2 тип воспроизводства– расширенное воспроизводство, когда численность последующего поколения больше, чем предыдущего
Тип воспроизводства | Показатели воспроизводства, в промилле | Примеры стран (не менее 5 на каждый тип/подтип) |
1 тип воспроизводства Суженное (естественная убыль); Простое | менее 0 0-10 | |
2 тип воспроизводства Мало расширенное Средне расширенное Очень расширенное | 10—20 20-30 более 30 |
3. Подготовьте сообщения о направлениях демографической политики для стран с 1 или 2 типом воспроизводства (общие положения и конкретные примеры).
Теоретическая основа
Демографическая политика - это целенаправленное воздействие государства на демографические процессы либо с целью сохранения их существующих тенденций (если они благоприятны), либо с целью их изменения.
Проблемы стран 1 типа воспроизводства – необходимость средствами патерналистской (pater – отец) демографической политики остановить процесс депопуляции населения на уровне простого воспроизводства.
Проблемы стран 2 типа воспроизводства - необходимость преодоления демографического взрыва через программы планирования семьи.
4. Проиллюстрируйте на конкретных примерах стран и регионов мира проявления разнообразных факторов концентрации (деконцентрации) населения.
Теоретическая основа
Благоприятные природные факторы: равнинный рельеф, благоприятный климат, плодородные почвы, наличие источников воды (приморское положение).
Благоприятные социально-экономические факторы: выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы, транспортная доступность, развитие промышленного производства, достойная заработная плата.
Исторический фактор: исторические особенности заселения отдельных территорий, их открытия, колонизации и освоения.
5.Проанализируйте положительные и отрицательные стороны миграционных процессов.
Теоретическая основа
Миграция – это процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий (механическое движение населения). Миграция бывает внутренняя и внешняя (эмиграция и иммиграция), постоянная и эпизодическая. По целям выделяют экономическую, политическую, религиозную, экологическую миграции.
Основные факторы миграционных процессов: географическое положение местности, ее природно-климатические компоненты, уровень освоенности территории, возрастно-половой и этнический состав населения, политическая ситуация, заработная плата, льготы, экологическая обстановка.
6. Подготовьте сообщение о проявлении понятия «Ложная урбанизация».
Теоретическая основа
Урбанизация– это рост городов и городского населения и широкое распространение городского образа жизни.
Ложная урбанизация имеет следующие черты:
1.Рост городского населения значительно опережает развитие обрабатывающей промышленности, строительства, инфраструктуры,
2.Отсутствует сеть городов, доминирующая роль принадлежит одному городу,
3.На окраинах городов увеличивается доля временных жилищ и перенаселенных трущоб.
7. С использованием карт атласа, информации из Интернета заполните таблицу «Религии мира»
Основные религии мира | Кол-во верующих (в млн. ч.) | Главные районы и страны распространения на земном шаре |
Христианство В том числе | ||
Католицизм | ||
Протестанство | ||
Православие | ||
Мусульманство | ||
Буддизм и ламаизм | ||
Индуизм | ||
Конфуцианство | ||
Синтоизм | ||
Местные традиционные религии |
8. Подготовьте сообщения (на выбор) об одной из мировых, национальных религий, а также о местной традиционной религии.
Практическая работа №3
Используя данные карты атласа «Размещение населения» покажите на контурной карте крупнейшие агломерации мира.
Теоретическая основа
Агломерация– это объединение крупного города и его пригорода. Наивысшая форма урбанизации – мегалополис – гигантское скопление городских агломераций.
Вопросы к зачёту
1. Что изучает география? Актуальность современной географической науки.
2. Структура географической науки (физическая, социально-экономическая и прикладная география).
3. Объект и предмет социально-экономической географии. Дифференциация социально-экономической географии.
4. Функциональная и территориальная системы в социально-экономической географии.
5. Подходы, учения и методы в социально-экономической географии.
6.Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
7. Традиционные и новые методы географических исследований.
8. Геоинформационные системы.
9. Виды и роль статистической информации как источника географической информации.
10. Этапы формирования политической карты мира.
11. Политическая карта мира. Государственное устройство.
12. Политическая карта мира. Формы правления.
13. Группировка стран мира по площади территории, по численности населения.
14. Типология стран мира по уровню социально-экономического развития.
15. Геополитическое положение стран мира. Очаги политической напряженности.
16. Численность и динамика населения мира.
17. Характеристика стран 1 типа воспроизводства.
18. Характеристика стран 2 типа воспроизводства.
19. Миграции населения.
20. Демографическая политика в разных регионах и странах мира.
21. Трудовые ресурсы мира.
22. Современные закономерности процесса урбанизации: мегалополисы и агломерации.
23. Мировые религии.
24. Ресурсообеспеченность стран мира. Топливно-энергетические ресурсы.
25. Ресурсообеспеченность стран мира. Руды черных металлов.
26. Ресурсообеспеченность стран мира. Руды цветных металлов.
27. Ресурсообеспеченность стран мира. Горно-химическое сырье.
28. Ресурсообеспеченность стран мира. Лесные ресурсы.
29. Ресурсообеспеченность стран мира. Почвенно-климатические ресурсы.
30. Ресурсообеспеченность стран мира. Водные ресурсы.
31. Современные типы природопользования.
32. Геоэкологические проблемы современности.
33. Экологические проблемы крупных городов.
34. Отраслевая структура современного мирового хозяйства: общие закономерности и пропорции.
35. География топливно-энергетического комплекса.
36. География металлургического комплекса (черная металлургия).
37. География металлургического комплекса (цветная металлургия).
38. География основной химии.
39. География нефтехимической промышленности.
40. География деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
41. География агропромышленного комплекса.
42. География мирового транспорта.
43. География международных услуг.
44. Страны – экспортеры продукции и услуг.
45. Страны-импортеры продукции и услуг.
46. Основные направления мировой торговли.
47. Страны ЕС.
48. Страны ОПЕК.
49. Страны АСЕАН.
50. Страны НАФТА.
51. Социально-экономическая характеристика одной из стран по выбору студента.
52. Туристический потенциал стран мира.
53. Политико-географическое положение России.
54. Федеральные Округа России.
Рекомендуемая литература
Основные источники:
1. Экономическая и социальная география мира 10 класс: атлас с комплектом контурных карт. М.: 2014г.
2. Гладкий Ю. Н., Николина В. В, География. Современный мир: учебник для 10-11 классов общеобраз. учрежд.: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.–272с.
3. Петрова Н. Н. География. Современный мир: учебник. – М.: Форум, 2014.–224с.
Дополнительные источники:
1. Введение в геоинформационные системы: Учебное пособие / Я.Ю. Блиновская, Д.С. Задоя. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 112 с. (Репозиторий "Эльфа" Финансового Университета).
2. География (современный мир): Учебник / Н.Н. Петрова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с. (Репозиторий "Эльфа Финансового Университета).
3. Города мира. Части А-Д [Электронный ресурс]. - М.: Энциклопедия, 2015. (Репозиторий "Эльфа" Финансового Университета).
4.Части света. Австралия и Океания, Азия, Африка, Европа, Северная Америка, Южная Америка [Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Энциклопедия», 2015. (Репозиторий "Эльфа" Финансового Университета).
Интернет-источники:
1. Авторы сайта собирают сведения обо всех странах мира. Много полезной и актуальной информации [Электронный ресурс] / Режим доступа www.worlds.ru/
2. Электронная библиотека по странам мира [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.countries.ru/
3. Информационный центр о минеральных ресурсах России и стран мира [Электронный ресурс] / Режим доступа www.mineral.ru
4. Сайт содержит фотографии и сведения об архитектурных памятниках и культурных объектах в странах мира [Электронный ресурс] / Режим доступа www.photocity.narod.ru
5. Занимательные факты по географии [Электронный ресурс] /Режим доступа www.koapp.narod.ru/information/teacher/book55.htm
И.И. КАЦ
ГЕОГРАФИЯ
С Б О Р Н И К З А Д А Н И Й
для практической и самостоятельной работы студентов
Пермь, 2015
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)»
Пермский финансово-экономический колледж-
Пермский филиал Финансового университета
Сборник заданий для практической и самостоятельной работы студентов
по учебной дисциплине
«География»
для студентов специальностей:
38.02.07 Банковское дело (базовая подготовка);
38.02.02 Страховое дело (по отраслям) (базовая подготовка);
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка);
40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка)
УДК 33
ББК 65.052
К 30
Рецензент:
Катаева М.Л., к.п.н.
География. Сборник заданий для практической и самостоятельной работы студентов / Кац И.И., Пермский финансово-экономический колледж – филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».- Пермь, 2015. – 22с.
Сборник заданий для практической и самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «География» предназначен для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по программам подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки для специальностей 38.02.07 Банковское дело; 38.02.02 Страховое дело (по отраслям); 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Изучение учебной дисциплины «География» призвано сформировать разнообразные личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, необходимые для развития гуманитарной (географической) культуры будущего специалиста.
Автором кратко излагается теоретический материал, необходимый для выполнения заданий самостоятельной работы и для подготовки к практическим аудиторным занятиям, предоставляется справочная информация, даются рекомендации к выполнению предложенных заданий.
Изучение каждого модуля предполагает подготовку индивидуальных сообщений. Каждый студент в процессе обучения готовит одно устное сообщение по выбору.
Изложенный в пособии материал представлен в разрезе учебных модулей и тем в соответствии с Рабочей Программой учебной дисциплины «География» и предусмотренными рейтинговой системой оценки знаний студентов видами текущего контроля.
©И.И.Кац, 2015
© Пермский финансово-экономический
колледж – филиал ФГОБУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской
Федерации, 2015
Содержание
Модуль 1. Введение. Источники географической информации................................. 3
Модуль 2. Политическая карта мира........................................................................................ 5
Модуль 3. География населения мира..................................................................................... 7
Модуль 4. География мировых природных ресурсов................................................... 10
Модуль 5. География мирового хозяйства......................................................................... 12
Модуль 6. Регионы и страны мира.......................................................................................... 14
Вопросы к зачету.............................................................................................................................. 17
Рекомендуемая литература........................................................................................................ 19
Модуль 1. Введение. Источники географической информации
Самостоятельная работа №1
Подготовьте сообщения:
1. Об актуальности географических знаний для развития человеческого общества, а также повседневной жизни человека.
При подготовке Вы будете опираться на знания, полученные на уроках школьной географии (курсы физической географии материков и океанов, физической географии, а также социально-экономической географии России). Не забудьте учесть особенности территориальной организации жизни общества в регионах Пермского края, свой собственный жизненный опыт, туристические предпочтения Т.к. территория – главный объект географических исследований, сообщения необходимо аргументировать конкретными примерами. Обратите внимание на географический аспект современных информационных технологий.
2. О научном вкладе в географию выдающихся отечественных социо-экономико-географов Н.Н.Баранского, Н.Н.Колоссовского, В.В.Покшишевского, К.А.Салищева.
3. О современных геоинформационных системах (образовательные, научно-популярные интернет-сайты, базы данных, компьютерные программы). В частности ряд аннотаций к таким сайтам и другую информацию про ГИС можно найти в учебнике: Петрова Н.Н. География. Современный мир. – М.: Форум, 2014.с.17-21.
Практическая работа №1 (интерактивное занятие в микрогруппах)
Теоретическая основа
Географическая карта– это уменьшенное, обобщенное условно-знаковое изображение Земли (модель реальной действительности).
По содержанию карты могут быть общегеографические (например, физическая карта России: изображают разнообразные элементы земной поверхности) и тематические(растительности, политическая, населения и т.д.).
По охвату – карты разного масштаба.
“Карта – “второй язык географии”; “Стимул к заполнению пустых мест”; “Альфа и омега географии”; “Средство к выявлению географических закономерностей”. Этими крылатыми фразами великого русского экономико-географа Н.Н. Баранского подтверждается первостепенное значение карты для исследований. Карта – это главный источник географической информации, инструмент разнообразных географических исследований, ключевой метод, отличающий географию от других наук.
Карта позволяет:
а) группировать изучаемые объекты по количественным признакам (классификация) - карты населения, агроклиматических ресурсов;
б) группировать объекты по качественным признакам (типология) – социально–экономическое районирование (почвы, растительность, климатические пояса);
в) оценивать основные предпосылки развития территорий (исторические, природные, экономико-географическое положение и т.д.);
г) выделять и оценивать основные факторы в развития территорий.
Для изображения различных объектов или явлений на карте используется особый искусственный язык или система условных обозначений.
Система условных обозначений
1. Масштабные (контурные) знаки – передают действительные размеры объекта в масштабе карты (границы стран, регионов, природные объекты).
2. Внемасштабные (геометрические фигурки, рисунки, картосхемы и т.д.).
Картографические способы изображения
1. Значки. Для обозначения объектов в конкретных пунктах вне масштаба (месторождения полезных ископаемых и т.д.).
2. Линейные знаки. Объекты, локализованные на линиях (дороги, границы и т.д.). Изолинии – это точки с одинаковыми значениями какого-то показателя (изобары, изотермы, изогипсы).
3. Ареалы (количественный фон) – показываются районы распространения какого-то явления в масштабе карты (размеры бассейна и т.д.).
4. Знаки движения. Вектор направленности какого-то явления (транспортный поток).
5.Качественный фон изображает качественные характеристики явления без количественных показателей (национальный состав и т.д.
6. Картограмма. Для интенсивности какого-то явления (относительные статистические показатели) (плотность населения, лесистость и т.д.).
7. Картодиаграмма. Для обозначения абсолютных показателей. Карта с определенным территориальным делением и соответствующим нему диаграммными фигурками – точечными, линейными, площадными, объемными (производство стали, добыча угля и т.д.).
8. Картосхема. Схематичная карта, не имеющая географической сетки или точной основы. (картосхема погоды, торговых связей, путешествий, хозяйства отдельных стран или районов и т.д.).
9. Пояснительная записка. Любая географическая информация за пределами картографической основы: диаграммы, графики, пояснения к условным обозначениям, дополнительные текстовые и иллюстративные материалы.
Структура практической работы
Необходимо разбиться на 7 микрогрупп (3-4 чел. в каждой команде). Используя географический атлас, проанализируйте следующие географические карты (как правило, это несколько карт по сходной тематике):
- 1 группа – политическая карта мира;
- 2 группа – минеральные ресурсы мира;
- 3 группа – агроклиматические ресурсы мира; - 1 группа – политическая карта мира;
- 4 группа – размещение населения мира;
- 5 группа – воспроизводство населения мира;
- 6 группа – отрасли мировой энергетики;
- 7 группа – внешнеэкономические отношения.
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите тип карты.
2. Определите способы условных обозначений, применяемые для отображения конкретных объектов (процессов и явлений).
3. Дайте краткую характеристику географической информации, представленной на географических картах.
4. Выявите географические закономерности: количественные и качественные особенности, территориальные различия, представленные на географической карте.