Тема: «Тепловые пояса Земли»

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

КЛАСС

Практическая работа № 1.

Тема: Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, справочники, словари, дневники путешествий), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных исторических эпох.

Цель работы:

1.Познакомиться с существующими источниками географической информации.

2.В процессе самостоятельной работы с картами, дневниками путешествий, справочниками и другими имеющимися источниками географической информации изучить основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и население, составить «летопись» наиболее важных исторических путешествий разных исторических эпох.

Ход работы.

1 Задание. Оргмомент. Учитель делит класс на группы (5 или 6 человек) и предлагают следующее задание.

В группе выбирается главный ученик-начальник экспедиции. Выбирается маршрут одного из путешественников (Васко да Гама, Х.Колумб, Дж. Кук и т.д.). Группа отправляется в путь по маршруту, используя различные источники географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и т.д.). Маршрут путешествия зарисовывается на контурной карте. В конце урока каждая группа рассказывает о своем путешествии.

2 Задание. В ходе ответов каждой группы составляется в тетради «летопись» наиболее важных путешествий различных географических эпох в форме таблицы и прикладывается на контурной карте маршруты путешествий.

Период времени Имя путешественника, исследователя Вклад в географическую науку
     

Ученику в конце урока выставляется 2 оценки. Первая за умение работать с географической информацией. Вторая за качество выполнения таблицы.

ВЫВОД:

Практическая работа 2.

Тема: Источники географической информации.

Цель работы: Познакомить учеников с разнообразием источников географической информации.

Ход работы:

Ученикам задается вопрос: «Откуда можно получить географическую информацию? Где ее можно хранить?»

По ходу ответов учеников, на поставленные им вопросы, заполняется схема.

Схема: «ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Тема: «Тепловые пояса Земли» - student2.ru

ВЫВОД:

Практическая работа 3.

Тема: «Земля во Вселенной»

Цель работы:1.Познакомить учащихся с строением Солнечной системы, Вселенной, Галактики.

2.Познакомить учеников с названиями материков и океанов Земли.

Ход работы:

Задание 1.Ученикам раздаются сообщения с следующими темами:

1.Где располагается Земля в Солнечной системе.

2.Местоположение Солнечной системы во Вселенной.

3.Виды галактик во Вселенной.

Задание 2.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Ученикам дается задание: На контурной карте отметить черным цветом материки, их площадь, имя путешественника, который его открыл.

Материки: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида.

Синим цветом, подписать название океанов.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый.

ВЫВОД:

Практическая работа 4.

Тема: «Тепловые пояса Земли»

Цель работы: Познакомить учеников с тепловыми поясами Земли.

Ход работы:

На контурной карте полушарий:

1)Обозначить красным цветом – экватор; оранжевым цветом –северный и южный тропик; синим цветом- северный полярный и южный полярный круг;

2)Закрасьте желтым цветом жаркие пояса, зеленым цветом- умеренные теплые пояса, голубым цветом- холодные тепловые пояса и подпишите названия тепловых поясов;

3)Подпишите красным цветом материки, большая часть которых расположена в пределах теплового пояса, а черным цветом –расположенных преимущественно в умеренном тепловом поясе, а синим – в холодном тепловом поясе;

4)Красным цветом подчеркните самый жаркий материк Земли, а синим цветом – самый холодный.

ВЫВОД:

Практическая работа 5.

Тема: Ориентирование на местности. Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности.

Цель работы: 1.Формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков.

2. Обучение умению составлять простейший план местности.

Ход работы.

Задание 1.Заполнить таблицы, указав направления и расстояния на схемах. Определение расстояние и направление от конечного пункта 4 до места старта.

Основной пункт Направление движения Азимут(А) Расстояние (р), м
Пункт 1(старт)      
Пункт 2 (промежуточный)      
Пункт 3 (промежуточный)      
Пункт 4 (конечный)      


Наблюдаемый объект Расположение объекта по отношению к месту наблюдения Азимут движения к объекту Расстояние до объекта
Холм      
Опушка леса      
Мост через реку теша      

Задание 2.Определите направление и расстояние до объекта на плане местности из точек наблюдения.

ВЫВОД:

Практическая работа 6.

Вариант 1.

Луг. Колодец. Отдельно стоящая ель. Болото. Железнодорожная станция. Смешенный лес. Огород. Завод с трубой. Паром на реке.

Вариант 2.

Кустарник. Родник. Домик лесника. Отдельно стоящая береза. Железнодорожный мост. Овраг. Силосная башня. Хвойный лес. Автомобильное шоссе. Пристань на реке. Тропа.

Вариант 3

Путешествие Пушишки

Зайчишка Пушишка рос непослушным ребенком. Как-то раз, когда мама собирала яблоки в саду, а папа ловил на реке рыбу, решил он их перехитрить и отправиться путешествовать. Пробежав немного по тропинке, он кубарем скатился в карьер, перебежал через луг и оказался на опушке редколесья. Автостопом по шоссе добрался до горелого леса, который вскоре перешел в смешанный лес. К этому времени зайчишка порядком устал и стал думать, где бы ему отдохнуть. Как раз в это время он увидел озеро, которое уже в некоторых местах зарастало и превращалось в болото. Пушишка заспешил к нему. Но он не заметил пеньков, которые остались от вырубленного леса. Пушишка споткнулся и поранил лапку. Он упал и горько заплакал. Он плакал, а жажда все больше и больше мучила его. Придя в себя и немного погревшись на солнышке, зайчонок пустился на поиски чистой воды. Пройдя просекой мимо хвойного дерева, он наткнулся на родник.

А в это время мама и папа, не докричавшись непослушного сына и обыскав весь дом, побежали в школу к ребятам за помощью.

Целая армия шестиклассников бросилась на поиски непослушного малыша. 3 часа искали дети по всем окрестностям, заглянули даже в колодец, и только к 6-ти вечера они нашли испугавшегося темноты зайчонка в зарослях кустарника.

Практическая работа 7.

Тема: Ориентирование по плану города.

Цель работы:Сформировать знания о достопримечательностях своего города.

Ход работы.

Организация экскурсии по городу в сопровождении учителя географии. Класс делится на пары. Каждой паре даются задание по описанию достопримечательностей города отмеченных на карте, плане местности. Ученики на следующее занятие приносят фото отчет. Он может быть оформлен в виде презентации, коллажа, на ватмане.

Вывод:

Практическая работа 8.

Практическая работа 9.

Практическая работа 10.

Ход работы.

Задание 1.Используя политическую карту мира, определить географическое положение и дать краткое описание стран: России, США, Китая, Бразилии, Нигерии (по выбору).

План описания географического положения страны:

1. На каком материке и в какой его части находится.

2. С какими странами граничит.

3. Какими океанами, морями омывается.

4. Столица государства и ее географические координаты.

Задание 2. Заполнить таблицу.

Название государства Название столицы Координаты столицы Пограничные государства
широта долгота
       
         

Задание 3. На контурную карту нанести все названные государства, подписать их столицы.

ВЫВОД:

Практическая работа 11.

Практическая работа 12.

Практическая работа 13.

Практическая работа 14.

Ход работы.

Задание 1.Ученикам задается вопрос: Где вы можете оказаться во время землетрясения?

Задание 2.Учеников делят на группы и раздаются задания:

1.Что делать, если вы оказались в квартире во время землетрясения?

2.Что делать, если вы оказались в машине во время землетрясения?

3. Что делать, если вы оказались на улице во время землетрясения?

Ученики могут искать информацию в учебниках, справочниках, интернете.

ВЫВОД:

Практическая работа 15.

Тема: Описание по карте равнин и гор по плану.

Цель работы: Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и координаты отдельных вершин.

Ход работы:

Задание 1.Охарактеризуйте географическое положение одной из гор (Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи).

План определения географического положения гор.

1. Найти гору, назвать и показать на карте.

2. Определить, к каким горам по высоте относятся.

3. На каком материке и в какой его части расположены горы.

4. Между какими меридианами и параллелями они находятся.

5. В каком направлении и на сколько километров протянулись (примерно).

6. Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.)

Задание 2.Охарактеризуйте географическое положение одной из равнин ( Амазонская, Восточно-Европейская, Среднерусская, Валдайская, Прикаспийская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское плоскогорье).

План определения географического положения равнин.

1.Найти равнину, назвать и показать на карте.

2.Определить, к какому типу равнин по высоте относятся.

3. На каком материке и в какой его части расположена.

4. Между какими меридианами и параллелями она находится.

5. В каком направлении вытянута равнина, на сколько километров в длину и ширину.

6. Положение равнин относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.).

Задание 3.Прием определения высоты гор и равнин.

1.Показать горы (равнины); установить, каким цветом они изображены.

2.Найти цвет (цвета) на шкале высот и прочитать соответствующую ему высоту.

3.Найдите самую высокую вершину, прочитайте ее высоту.

4.Сделайте вывод, к какому типу по высоте относятся горы (равнины).

ВЫВОД:

Практическая работа 16.

Ход работы.

Ученикам раздаются карты Нижегородской области или вешается большая карта.

Ученики рассматривают карту и отвечают на вопросы:

1. На сколько градусов наша область вытянута с севера на юг.

2. На сколько градусов наша область вытянута с востока на запад.

3. Какой рельеф на севере области.

4. Какой рельеф на юге области.

5. Где выше на юге или на севере нашей области.

6. Какие реки протекают по территории нашей области.

7. В какой части области располагается ваш район.

8. Какой рельеф в нашем районе.

9. Какая река протекает рядом с вашем населенным пунктом.

Ответить на вопросы и записать их в тетрадь.

ВЫВОД:

Практическая работа 17.

Практическая работа 18.

Практическая работа 19.

Путешествие капельки.

Как хорошо быть маленькой капелькой в глубокой и чистой морской синеве! Мимо плывут рыбы, водоросли. Волна уносит меня в большой и безбрежный Океан.

Солнышко сильно припекает, вода нагревается. Мне жарко! Ночью температура воздуха падает и океан отдаёт тепло. В виде пара я поднимаюсь на небо и, из миллионов подобных мне капелек , формируются облака. Ветер уносит нас за тысячи километров от океана.

Глядишь, и я уже над горами! Как красиво и спокойно в бескрайних небесах! Но что это? Собираются тучи, бушует непогода, выпадают осадки - дождь со снегом. Дух захватывает! Я падаю с небес на землю и ложусь чистым белым покрывалом на высокие снежные вершины.

Какие величественные горы! Правда, подружки!

Но вскоре настаёт весна: солнышко припекает всё сильнее и сильнее. И мы уже не можем удержаться на вершине и с грохотом падаем вниз, растворяясь капельками в чистейшем горном ручейке. Поток воды стремительно несёт меня в горное озеро. Но и в озере ненадолго задерживаюсь я и мои подруги - капельки. И вот мы уже в полноводной и широкой реке. На берегу сидят рыболовы с удочками. Привет, рыболовы! Вскоре и они скрываются за горизонтом.

Но что это? Где я? Как солоно вокруг! Я снова в море, в начале бесконечного пути, который называется ”Круговорот воды в природе”.

Вариант 2.Работа выполняется в виде схемы («Путешествие» капельки начинается с реки своего населенного пункта).

ВЫВОД:

Практическая работа 20.

Ход работы.

Ученикам предварительно раздаются темы сообщений. Информацию учащиеся могут брать из учебников, справочников, интернета и т.д.

Темы сообщений.

1. Какая река в мире самая длинная?

2. Какая река самая полноводная?

3. Самое дождливое место на Земле?

4. Где и в чем находится запас пресной воды на Земле?

5. Самое безводное место на Земле?

6. Самое большое озеро с пресной водой?

ВЫВОД в виде таблицы:

Географический объект Местонахождение Особенности
     

Практическая работа 21.

Практическая работа 22.

Практическая работа 23.

Практическая работа 24.

Ход работы.

Данная работа делается на основе календаря погоды, который ученики приносят с собой. Ученики описывают погоду своей местности по плану.

План описания погоды на территории своей местности.

1.За какой промежуток времени (день, неделя, месяц) дается описание.

2.Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.

3.Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.

4.Облачность, распределение облачности по дням.

5.Атмосферное давление. Изменение давления. (Используя данные СМИ, Интернета и т.д.).

6.Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

ВЫВОД:

Практическая работа 25.

Ход работы.

Ученики делятся на группы. Каждой группе дается карточка с описанием погоды за небольшой промежуток времени. Каждая группа должна проанализировать карточку и дать свой прогноз.

Карточка 1.

23 сентября. идет дождь. температура воздуха +170.давление 739 мм.рт.ст.

24 сентября. Идет дождь. Температура воздуха +160. Давление 742 мм.рт.ст.

25 сентября. Облачно. Температура воздуха +170.давление 745 мм.рт.ст

Проанализируйте данные. Какую погоду можно спрогнозировать на последующие несколько дней.

Карточка 2.

14 января. Ясно. температура воздуха – 170.давление 748 мм.рт.ст

15 января. Облачно. температура воздуха - 140.давление 746 мм.рт.ст.

16 января. Облачно. температура воздуха – 120.давление 744 мм.рс.ст.

Проанализируйте данные. Какую погоду можно спрогнозировать на последующие несколько дней.

Карточка 3.

3 апрель. Облачно. температура воздуха -100.давление 745 мм.рт.ст.

4 апрель. Облачно. температура воздуха -130.давление 747 мм.рт.ст.

5 апрель. Ясно. Температура воздуха -150.давление 749 мм.рт.ст.

Проанализируйте данные. Какую погоду можно спрогнозировать на последующие несколько дней.

Карточка 4.

16 июня. Дождь. Температура воздуха + 180.давление 745 мм.рт.стр.

17 июня. Облачно. Температура воздуха + 190. Давление 746 мм.рт.ст.

18 июня. Облачно. Температура воздуха +200. Давление 747 мм.рт.ст.

Проанализируйте данные. Какую погоду можно спрогнозировать на последующие несколько дней.

ВЫВОД:

Практическая работа 26.

Ход работы.

Задание 1.Подготовить полевой дневник.

Полевой дневник.

Ученика (цы)-----------------

6 класс------------------------

Школа-------------------------

Место экскурсии------------

Дата и время проведения--

Задание 2.Изучите и опишите каждый из компонентов природы в своей местности. Результаты работы оформите в виде схемы:

Тема: «Тепловые пояса Земли» - student2.ru

Задание 3. Вспомните о связях между компонентами природы и найдите их проявление на местности.

Задание 4.На схеме стрелками покажите связь между природными компонентами.

ВЫВОД:

Практическая работа 27.

Ход работы.

Задание 1.Прослушав рассказ учителя, изучив гербарий, картинки, другие источники знаний, заполнить таблицу.

Растения Животные
Дикие Культурные Дикие Домашние
       

Задание 2. На примере любого растения или животного (по вашему выбору) покажите его анатомическую приспособленность.

ВЫВОД:

Практическая работа 28.

Тема: Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.

Цель работы:1.Объяснить примеры приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.

2.Продолжить формирование умения объяснить процессы и явления, происходящие в природе и жизни населения.

Ход работы:

Задание 1. Предварительно раздать ученикам доклады по теме: «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах»

1.Как живут люди в пустыне?

2.Как живут люди в лесах?

3.Как живут люди в тундре?

4.Как живут люди в степях?

Задание 2.Результаты работы оформите в виде таблицы. Из предложенных вариантов ниже продолжить таблицу.

Примеры приспособления человека к тому или иному климату Особенности климата Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного климата
1.Темная кожа и темные глаза, волнистые или курчавые волосы Жаркий климат Большое количество пигментов в коже защищает людей от солнца. Курчавые волосы создают защитную «воздушную подушку» предохраняющую голову от перегревания
2.Дома на сваях Жаркий влажный климат Чтобы в домах было сухо
И т.д.    

Варианты:

-темная кожа и темные глаза, волнистые или курчавые волосы;

-утолщенные губы и широко открытые ноздри;

-узкие глаза с дополнительной складкой на веке.

ВЫВОД:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

КЛАСС

Практическая работа № 1.

Тема: Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, справочники, словари, дневники путешествий), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных исторических эпох.

Цель работы:

1.Познакомиться с существующими источниками географической информации.

2.В процессе самостоятельной работы с картами, дневниками путешествий, справочниками и другими имеющимися источниками географической информации изучить основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и население, составить «летопись» наиболее важных исторических путешествий разных исторических эпох.

Ход работы.

1 Задание. Оргмомент. Учитель делит класс на группы (5 или 6 человек) и предлагают следующее задание.

В группе выбирается главный ученик-начальник экспедиции. Выбирается маршрут одного из путешественников (Васко да Гама, Х.Колумб, Дж. Кук и т.д.). Группа отправляется в путь по маршруту, используя различные источники географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и т.д.). Маршрут путешествия зарисовывается на контурной карте. В конце урока каждая группа рассказывает о своем путешествии.

2 Задание. В ходе ответов каждой группы составляется в тетради «летопись» наиболее важных путешествий различных географических эпох в форме таблицы и прикладывается на контурной карте маршруты путешествий.

Период времени Имя путешественника, исследователя Вклад в географическую науку
     

Ученику в конце урока выставляется 2 оценки. Первая за умение работать с географической информацией. Вторая за качество выполнения таблицы.

ВЫВОД:

Практическая работа 2.

Тема: Источники географической информации.

Цель работы: Познакомить учеников с разнообразием источников географической информации.

Ход работы:

Ученикам задается вопрос: «Откуда можно получить географическую информацию? Где ее можно хранить?»

По ходу ответов учеников, на поставленные им вопросы, заполняется схема.

Схема: «ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Тема: «Тепловые пояса Земли» - student2.ru

ВЫВОД:

Практическая работа 3.

Тема: «Земля во Вселенной»

Цель работы:1.Познакомить учащихся с строением Солнечной системы, Вселенной, Галактики.

2.Познакомить учеников с названиями материков и океанов Земли.

Ход работы:

Задание 1.Ученикам раздаются сообщения с следующими темами:

1.Где располагается Земля в Солнечной системе.

2.Местоположение Солнечной системы во Вселенной.

3.Виды галактик во Вселенной.

Задание 2.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Ученикам дается задание: На контурной карте отметить черным цветом материки, их площадь, имя путешественника, который его открыл.

Материки: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида.

Синим цветом, подписать название океанов.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый.

ВЫВОД:

Практическая работа 4.

Тема: «Тепловые пояса Земли»

Цель работы: Познакомить учеников с тепловыми поясами Земли.

Ход работы:

На контурной карте полушарий:

1)Обозначить красным цветом – экватор; оранжевым цветом –северный и южный тропик; синим цветом- северный полярный и южный полярный круг;

2)Закрасьте желтым цветом жаркие пояса, зеленым цветом- умеренные теплые пояса, голубым цветом- холодные тепловые пояса и подпишите названия тепловых поясов;

3)Подпишите красным цветом материки, большая часть которых расположена в пределах теплового пояса, а черным цветом –расположенных преимущественно в умеренном тепловом поясе, а синим – в холодном тепловом поясе;

4)Красным цветом подчеркните самый жаркий материк Земли, а синим цветом – самый холодный.

ВЫВОД:

Практическая работа 5.

Тема: Ориентирование на местности. Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности.

Цель работы: 1.Формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков.

2. Обучение умению составлять простейший план местности.

Ход работы.

Задание 1.Заполнить таблицы, указав направления и расстояния на схемах. Определение расстояние и направление от конечного пункта 4 до места старта.

Основной пункт Направление движения Азимут(А) Расстояние (р), м
Пункт 1(старт)      
Пункт 2 (промежуточный)      
Пункт 3 (промежуточный)      
Пункт 4 (конечный)      
Наблюдаемый объект Расположение объекта по отношению к месту наблюдения Азимут движения к объекту Расстояние до объекта
Холм      
Опушка леса      
Мост через реку теша      

Задание 2.Определите направление и расстояние до объекта на плане местности из точек наблюдения.

ВЫВОД:

Практическая работа 6.

Наши рекомендации