Обзор учебно-методических комплектов по предмету «География»
Решение о выборе и использовании учебников принимается в общеобразовательной организации. При этом необходимо учитывать, что предметная линяя рассчитана в основной школе на 4–5 лет обучения (5, 6, 7, 8 и 9 классы), в средней школе – на 2 года обучения (10 и 11 классы) и переход с одной линии учебников на другой в этот период недопустим. При выборе учебников необходимо учитывать разработанность соответствующего ему учебно-методического комплекта на всю ступень обучения. Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайтах издательств.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253» исключены из федерального перечня учебники ООО «Издательство «Ассоциация XXI век» и ООО ИОЦ «Мнемозина».
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 № 38 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу вышеуказанного приказа и удаленные из федерального перечня на его основании. Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в действующий федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу указанного приказа.
В настоящее время УМК различных издательств включают в себя не только учебники, но и рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации для учителя, электронные приложения и другие дополнительные пособия. Издательства проводят вебинары, мастер-классы и консультации, с расписанием которых можно ознакомиться на страницах официальных сайтов.
ОАО «Издательство «Просвещение»
5-6 | Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География 5-6 класс |
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География 7 класс | |
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География 8 класс | |
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География 9 класс |
ООО «ДРОФА»
Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс | |
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс | |
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов | |
Баринова И.И.География России. Природа | |
Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство |
ООО «ДРОФА»
5-6 | Дронов В.П., Савельева Л.Е. Под редакцией Дронова В.П. География. Землеведение |
Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Под редакцией Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны. | |
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. Под редакцией Дронова В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство | |
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. Под редакцией Дронова В.П. География России. Хозяйство и географические районы. |
ООО «Русское слово-учебник»
Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию | |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География | |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География в 2-х частях | |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География | |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н.География |
ООО «ДРОФА»
5-6 | Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. Под ред. Климановой О.А. География. Землеведение |
Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. Под ред. Климановой О.А. География. Страноведение | |
Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. и др. Под редакцией Алексеева А.И. География России. Природа и население | |
Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. и др. Под редакцией Алексеева А.И. География России. Хозяйство и географические районы |
ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Летягин А.А. Под общ. ред. Дронова В.П. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений | |
Летягин А.А. Под общ. ред. Дронова В.П. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений | |
Душина И.В., Смоктунович Т.Л. Под общ. ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций | |
Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Под общ. ред. чл.-корр. РАО Дронова В.П.. География России. Природа. Население. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций | |
Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. / Под ред. Дронова. В.П. География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций |
ОАО «Издательство «Просвещение»
5-6 | Лобжанидзе А.А. Планета Земля. 5-6 классы |
Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс | |
Дронов В.П., Савельева Л.Е. | |
Дронов В.П., Савельева Л.Е. |
УМК для освоения образовательных программ
на уровне среднего общего образования
География (базовый уровень)
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. | География 10 кл. | ОАО «Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/10-11 |
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. | География 11 кл. | ОАО «Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/10-11 |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. | География. В 2-х ч. (базовый уровень) | ООО «Русское слово-учебник» | http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/459/1179/ |
Кузнецов А.П., Ким Э.В. | География (базовый уровень) | ООО «ДРОФА» | http://www.drofa.ru/68/ |
География (базовый уровень/углубленный уровень)
Бахчиева О.А.. Под общ. ред. Дронова В.П. | География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы: базовый уровень, углублённый уровень. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений | ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | http://www.vgf.ru/geo |
Максаковский В.П. | География | ОАО «Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/10-11 |
География (углубленный уровень)
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. | География. Углубленный уровень | ООО «Русское слово-учебник» | http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/458/1178/ | |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. | География. Углубленный уровень | ООО «Русское слово-учебник» | http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/459/1179/ | |
Холина В.Н. | География. Углублённый уровень | ООО «ДРОФА» | http://www.drofa.ru/69/ | |
Холина В.Н. | География. Углублённый уровень | ООО «ДРОФА» | http://www.drofa.ru/69/ |
В новые издания учебников, входящих в действующий федеральный перечень, внесены дополнения:
- элементы содержания образования в соответствии с программой учебного предмета «География» и требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего, среднего общего образования;
- примерные перечни тем проектов;
- ссылки на интернет-ресурсы.
В соответствии со статьей 18 1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях, наряду с печатными, используются электронные учебные издания. Требования к электронным изданиям определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047 (в ред. приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 № 1559, от 14.08.2015 № 825) «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Использование электронных форм учебников (учебных изданий) обусловлено следующими преимуществами:
1) обеспечивает быстрый поиск нужной информации по запросу;
2) позволяет создавать индивидуальные траектории освоения информации, представленной в виде гипертекста;
3) способствует концентрации внимания учащихся на изучаемом материале с помощью мультимедийных функций;
4) предоставляет возможность организовать интерактивное моделирование, в том числе создание объемных моделей и проведение виртуальных экспериментов;
5) помогает учащимся провести самопроверку и самооценку уровня достижения планируемых результатов, в том числе в игровой форме.
Для осуществления правильного выбора необходимо знать особенности электронных форм учебников и отличать их от электронных версий учебников, представленных в формате PDF. Электронное издание в формате PDF, соответствует по содержанию структуре, художественному оформлению печатной формы учебника, содержащего мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 № 1559). О возможностях приобретения электронных форм учебников говорится в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»: использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений; одновременно с учебником в бумажной форме может быть приобретена электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника. Подробная информация об УМК и порядке приобретения ЭФУ представлена на официальных сайтах издательств.
В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки от 14.04.2016 № 08-703 «Об использовании карт в образовательной деятельности» содержание комплектов карт, которые используются при реализации рабочих программ учебного предмета «География», должно соответствовать актуальному административно-территориальному устройству и содержать правильные наименования субъектов Российской Федерации. В этом плане необходимо обратить внимание на наличие в кабинетах географии карт политико-административного устройства и физических карт России, включающих республику Крым и Севастополь.
Использование интерактивных карт и схем – это реализация требования ФГОС к метапредметным результатам обучения: сформировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Наряду с картами на бумажной основе, возможно использование электронных учебных пособий, в том числе учебно-наглядных, функциональные возможности которых удовлетворяют требованиям к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Рекомендации для организации работы муниципальных МО