Урок 10. Изображения земной поверхности
Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки
Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.
Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты.
Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике
Масштаб и его виды
Урок 11. Масштаб
Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность изображения местности от масштаба.
Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов
Урок 12. Условные знаки
Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.
Распознавать условные знаки планов местности и карт.
Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.
Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.
Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков
Способы изображения рельефа земной поверхности
Урок 13. Способы изображения неровностей земной поверхности.
Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.
Практическая работа «Построение профиля рельефа»
Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.
Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.
Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.
Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.
Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут
Урок 14. Стороны горизонта. Ориентирование.
Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса Определение направлений по компасу Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.
Определять по компасу направления на стороны горизонта.
Определять углы с помощью транспортира
Чтение плана местности. Решение практических задач по плану местности
Урок 15. Съёмка местности.
Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.
Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.
Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.
Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте).
Определять стороны горизонта на плане
Составление простейшего плана местности
Урок 16. Составление плана местности.
Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.
Использовать оборудование для глазомерной съёмки.
Составлять простейший план небольшого участка местности
Отличия карты от плана. Чтение карты, определение местоположения объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт
Урок 17. Географические карты
Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.
Читать карты различных видов на основе анализа легенды.
Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты.
Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов
Градусная сетка