Авиационная климатологическая информация
Авиационная климатологическая информация используется для планирования полетов в целях обеспечения их наибольшей экономической эффективности и безопасности.
Авиационная климатологическая информация подготавливается в виде аэродромных климатологических таблиц и аэродромных климатологических сводок. Авиационные потребители снабжаются такой информацией по соглашению между ними и компетентным метеорологическим органом.
Авиационная климатологическая информация должна основываться на наблюдениях, проводимых в течение периода не менее десяти лет. Сбор, обработка и хранение данных метеорологических наблюдений осуществляется аэродромным метеорологическим органом, а также могут осуществляться с помощью компьютерных систем, доступных для международного использования в соответствии с соглашением между заинтересованными метеорологическими полномочными органами, в тех случаях, когда на национальной основе невозможно выполнить требования к авиационной климатологической информации.
Метеорологические органы должны обмениваться авиационной климатологической информацией по запросу. Авиационным потребителям, нуждающимся в информации такого рода, следует обращаться за её получением
к метеорологическому органу, ответственному за подготовку этой информации.
Данные метеорологических наблюдений на аэродромах должны собираться в виде, приемлемом для подготовки аэродромной климатологической информации.
Климатологические данные, касающиеся новых аэродромов и дополнительных ВПП на существующих аэродромах, должны собираться, начиная с возможно ранней стадии до ввода в эксплуатацию этих аэродромов и ВПП.
В климатологических описаниях следует указывать.
а) основные климатологические характеристики и сезонных их изменения;
б) средние, максимальные и минимальные значения основных метеорологических элементов.
в) повторяемость возникновения опасных явлений погоды, влияющих на производство полетов (например: града, гроз, туманов и др);
г) повторяемость возникновения определенных метеоэлементов или сочетания двух и более элементов (например: сочетание ограниченной видимости и низкой облачности);
д) типичные синоптические ситуации и связанные с ними метеорологические условия, а также влияние орографии на эти условия.
Необходимые сведения из климатического описания включаются в «Информацию по производству полетов » в объеме, предусмотренном «Методикой составления инструкций по производству полетов и аэродромных схем».
Глава XII
Международные авиационные метеорологические
Коды
На основании технического регламента Всемирной метеорологической организации сводки погоды и прогнозы по аэродрому составляются в кодовой форме METRA,SPESI и TAF .
Сводки погоды для авиации- METАR и SPESI
METАR- называние кода для регулярной сводки погоды для авиации. METАR выпускается с часовым или получасовым интервалом.
SPESI- называние кода для специальной сводки для авиации. SPESI может выпускаться в любое время в соответствии с определенными критериями.
METАR и SPESI имеют одну и ту же кодовую форму и обе они могут иметь прогноз TREND в виде приложения.
METАR и SPESI содержат ниже следующую информацию в том проядке, в котором она указана:
1. Группы идентификации
2. Приземный ветер
3. Видимость
4. Дальность видимости на взлетно-посадочной полосе (если имеются)
5. Текущая погода
6. Облачность (или вертикальная видимость)
7. Температура воздуха и точки росы
8. Давление QNH
9. Дополнительная информация
Примечание 1.Кодовое слово CAVOK используется для замены групп
видимости, текущей погоды и облачности в тех случаях, когда:
- видимость составляет 10 км или более;
-нет облаков ниже 1500 м или ниже наибольшей минимальной абсолютной высоты в секторе, в зависимости от того, какая величина больше;
- нет кучево-дождевых облаков;
-нет особых явлений погоды.
Примечание 2.В конце METАR или SPESI может быть добавлен раздел,
начинающийся с кодового слова RMK. В этом разделе
содержится информация, определяемая национальным
компетентным учреждением каждой страны и не
распространяемая на международном уровне.
Группы идентификации.
Они должны состоять из трех частей:
- Названия кода, которым передается сводка (METАR или SPESI)
-Указатель местоположения ИКАО для передающей станции, т.е. LUDO
-День месяца и время проведения наблюдения в часах и минутах МСВ (мировое скоординированное время), за которым следует буква Z.
Примечание:Указатель AUTO включается в том случае, когда сводка содержит автоматизированные наблюдения, т.е. проведенные без вмешательства человека.
В ИАКО применяются четырехбуквенные индексы местоположения аэродромов, для которых составляется сводка:
I.буква- это буква назначаемая району, в пределах которого находится аэродром;
Например: U-территория бывшего СССР;
E,L- территория Европы;
K-территория США.
II. буква-буква назначаемая государству;
Например: А-Казахстан, Киргизия;
Т-Узбекистан, Таджикистан, Туркмения;
U-(H,L,I,K,M,N,O,R,S,U,W) Россия.
III и IV буквы являются индексом определенного аэродрома.
Например: UАСС-Астана
UААА-Алматы
Регулярная сводка по аэродрому Астана 21-го числа за 10 час 30 мин МСВ кодируется следующих образом:
METAR UASS 211030Z
Приземный ветер
Группа состоит из пяти знаков для указания среднего значения ветра за десять минут, за которым следует сокращение, указывающее на используемые единицы скорости ветра. Первые три цифры указывают направление ветра, а две последние скорость ветра.
Пример: 31005mps.
Кроме того, если в течение десяти минут, предшествующих наблюдению максимальная скорость порыва превысила среднюю скорость на 5 м/с (20 км/ч или 10 узлов) или более, то этот порыв сообщается посредствам включения буквы G, за которой следует скорость порыва ветра непосредственно после средней скорости.
Пример: 31015G22 mps.
Если в течение десяти минут, непосредственно предшествующих наблюдению, направление ветра изменилось на 60 градусов или более, но менее чем на 180º, а средняя скорость ветра составляет свыше 2м/с (3 узлов, 6 км/ч), то эти два экстремальных направления следует указывать в порядке очередности по часовой стрелке с включением буквы V между этими двумя направлениями:
Пример: 3105G22MPS 280V350
Особые случаи. Переменное направление кодируется как VRB в тех случаях когда:
а) средняя скорость ветра составляет 2 м/с (6 км/ч, 3 узла) или менее;
б)скорость ветра выше, а направление меняется на 180º или более и отдельное направление невозможно определить, например во время грозы.
Пример: VRB 02 MPS.
Штиль кодируется как 00000, за которым следует сокращение, используемое для обозначения единиц скорости ветра.
Пример: 00000 MPS., 00000КТ, 00000 КМН.
Скорости в 50 м/с(100 узлов или 200 км/ч) или более должны кодироваться следующим образом:
Скорости ветра должен предшествовать буквенный указатель Р и она должна сообщаться как Р 49 MPS (Р99КT или Р 199 КМН)
Видимость
В тех случаях, когда не наблюдается значительных изменений видимости по направлению, минимальная видимость должна сообщаться в метрах с использованием четырех знаков.
Пример: 4000 (четыре тысячи метров)
Примечание.Изменения видимости не считаются значительными, если только
минимальная видимость не составляет менее 5000 метров, а
изменения составляют по крайней мере 50% от минимальной
видимости.
В тех случаях, когда наблюдается значительное изменение видимости по направлению, то за сообщаемой минимальной видимостью должен указываться один из восьми румбов компаса для указания направления этой видимости.
Пример: 4000 NE (четыре тысячи метров в направлении на северо-восток).
В случае, если наименьшая видимость наблюдается в нескольких направлениях, то должно сообщаться наиболее важное оперативное направление.
Исключение.В случаях, когда минимальная видимость составляет менее 1500 метров, а видимость в другом направлении составляет более 5000 метров, то максимальная видимость и её направление также должны сообщаться.
Пример: 1400 SW 6000 N (одна тысяча четыреста метров в направлении на юго-
запад и 6 км в направлении на север)
Если максимальная видимость наблюдается в нескольких направлениях, то сообщается оперативно наиболее значимое направление.
Видимость указывается с точностью до 100 м до значений 5000 м, с точностью до 1000 м при видимости от 5 до 9 километров. Видимость 10 километров и более указывается как 9999
Пример: 0400(видимость 400м)
6000(видимость 6 км)
9999(видимость 10 км или более)