Специфика условий полетов в горных районах.
Горные районы характеризуются более сложными метеорологическими условиями, чем над равнинами. Здесь часто наблюдается сильная динамическая и термическая турбулентность, особенно в нижних слоях атмосферы, нередко развивается грозовая деятельность. При прохождении атмосферных фронтов над горами облачные системы трансформируются. На наветренной стороне горных хребтов фронты обостряются, зоны осадков увеличиваются, а длительность осадков, их интенсивность и вероятность обледенение возрастают. В районах подветренных склонов гор вследствие феновых процессов, осадки ослабевают или прекращаются совсем, а облачность разрушается. На удалении от горных хребтов или у следующих горных хребтов она может восстанавливаться вновь. Поэтому при сложном характере рельефа в горных районах наблюдается разнообразие форм облачности, часто закрывающей вершины гор.
Особенно неустойчивы метеорологические условия в осенние и зимние месяцы вследствие большой повторяемости дней с низкой облачностью, туманами, густыми дымками. В летние месяцы в горных районах очень часто наблюдается образование кучево- дождевых облаков с грозами и ливнями .
При переваливание воздушными потоком горного препятствия , когда происходит обвал воздуха вниз по горному склону, образуются воздушные течения, которые называют горными волнами. Кроме этих волн, в области орографических возмущений воздушного потока нередко возникают зоны сильной турбулентности. Они усиливаются термической конвекцией, которая особенно интенсивна над освещенными солнцем склонами гор. В зонах интенсивной турбулентности полеты сильно осложняются, а иногда становятся невозможными. Турбулентность наиболее интенсивна в областях роторных облаков, по форме напоминающих кучевых облака, но имеющие характерный крутящийся вид. Они возникают при образовании вихря с горизонтальной осью на подветренной стороне гор, на уровне их вершин и имеют сравнительно небольшие вертикальные размеры. Лишь иногда эти облака развиваются до такой степени, что их вершины граничат с основанием чечевицеобразных
облаков.
Обычно роторное облако то возникает на вершине подветренного вихря, то, отрываясь от него, уносится воздушными потоком вниз по его течению. В последнем случае облако быстро рассеивается из-за сильно развитой турбулентности.
Характер и формы облачности, образующейся над горами, зависят от особенностей воздушного потока, влагосодержания воздуха, стратификации атмосферы, высоты и особенностей расположения хребтов горного препятствия.
Наличие только чечевицеобразных облаков, тем более тогда, когда они расположены с характерным чередованием, уже свидетельствует о наличии волновых движений над горным препятствием. Если на подветренной стороне гор наблюдается роторное облако, это свидетельствует о том, что имеются горные волны, хотя при этом чечевицеобразных облаков может и не быть .
Феновые процессы, развивающиеся в горах, приводят к значительному повышению температуры воздуха на подветренной стороне гор, особенно летом. В этих случаях создаются значительные отклонения температуры от её стандартного распределения. Термическая конвекция, развивающаяся в горах в сочетании с динамической турбулентностью при достаточном влагосодержании воздуха, приводит к более высокой повторяемости гроз над горами по сравнению с равнинной территорией. Число гроз в горах по сравнению с равнинными территориями в том же районе может увеличиваться в 1,5 и даже 2 раза.
Вцелом физическое состояние атмосферы в горах может сильно отличаться от стандартного. Это, в свою очередь, влияет на силу тяги двигателей, длину разбега и пробега самолета и другие характеристики воздушного судна.
Сильные вертикальные потоки в горных волнах затрудняют выдерживание высоты полета и создают опасность столкновения с горным препятствием в зоне нисходящих воздушных потоков. Наибольшую опасность для полетов воздушных судов в турбулентной атмосфере над горами представляют сочетание мощных вертикальных потоков с частыми и сильными вертикальными порывами. При мощном нисходящем потоке самолет может выйти на большие углы атаки с недопустимым снижением скорости. При встрече в этом положении с сильным порывом самолет может выйти на такие закритические углы атаки, при которых произойдет его сваливание на крыло и на нос.
В вихрях с горизонтальной осью, развивающихся в горах, наблюдается падение атмосферного давления, которое приводит к завышению показаний барометрического высотометра.
Рекомендации по обеспечению безопасности в горных районах
Для обеспечения безопасности полетов в горных районах необходимо строго соблюдать требования документов, регламентирующих полеты. Перед
полетом должна быть тщательно изучена метеорологическая обстановка с
использованием всех имеющихся материалов, в том числе данных метеорологических радиолокаторов (МРЛ), бортовой погоды, спутниковой информации. Особое внимание должно быть обращено на наличие или возможность возникновения опасных метеорологических явлений. При этом необходимо обязательно учитывать местными особенности погоды в конкретных синоптических ситуациях. Также следует учитывать характер стратификация воздушной массы и специфику образования в горах облачности вертикального развития. Необходимо четко представлять особенности влияния метеоусловий горной местности на взлет и посадку воздушного судна.
Выполняя полет, экипаж должен внимательно следить за метеорологической обстановкой, избегать попадания в роторные облака, пыльные вихри и чечевицеобразную облачность с разорванными краями. Нужно строго выдерживать безопасную высоту полета. Следует твердо помнить, что с подветренной стороны гор возникает значительный нисходящий поток, который может вызвать искажения в показаниях приборов. Должны строго соблюдаться нормативные требования обхода мощных кучевых и кучево- дождевых облаков.