Условия полетов на малых высотах
На малых высотах нередко создаются сложные для полетов метеорологические условия. При полетах на малых высотах возникает опасность попадания воздушного судна в условия низкой облачности, ограниченной видимости, гроз ,шквалов, опасных зон турбулентности и обледенения.
Низкие облака имеют наибольшую повторяемость в холодную половину года. Они могут быть как фронтального, так и внутримассового происхождениях и покрывать значительные площади, серьезно осложняя полеты на малых высотах, сокращая возможность выбора запасных аэродромов. В зонах атмосферных фронтов вероятность низких облаков возрастает по мере приближения к приземной линии фронта. Так в зоне теплого фронта при удалении на 400 км от приземной линии фронта вероятность наличия облаков высотой 200 м и ниже составляет всего порядка 5%, а на удалении от приземной линии фронта на 200 км эта вероятность увеличивается до 20%. В зоне холодных фронтов низкие облака связаны непосредственно с прохождением линии фронта и за ней, чаще всего на удалении 100-150км. Форма низких облаков внутримассовых- это чаще всего слоистые разорванно-слоистые облака, а фронтальные- слоисто-дождевые.
Выполняя полеты под низкими облаками трудно осуществлять ориентировку , так как наземные ориентиры могут быть скрыты подоблачной дымкой , которая часто опускается до земной поверхности. Низкие облака могут закрывать вершины гор, холмов и возвышенностей. Поэтому при полете на малых высотах над местностью со сложным рельефом должна строго выдерживаться безопасная высота полета.
Ограниченная видимость на малых высотах чаще всего обусловлена туманами, густыми дымками и осадками. При сильных ветрах в зимнее время велика повторяемость метелей, а в теплый период- пыльных бурь.
Туманы чаще всего образуются в холодную половину года. Видимость в туманах колеблется в широких переделах, но чаще всего наиболее устойчивое ограничение видимость бывает в пределах 200-500м. Туманы радиационные занимают ограниченную территорию и располагаются как бы пятнами, если смотреть с высоты. Наименьшая видимость в таких туманах наблюдается у поверхности земли. Радиационные туманы создают неблагоприятные условия для полетов только в первую половину дня. Более опасны адвективные туманы, покрывающие значительные территории и создающие значительные ограничения полетов, порой невозможно выбрать запасной аэродром, произвести посадку на заданном аэродроме, уже не говоря о полетах по ПВП.
Адвективные туманы наиболее продолжительные, не имеющие суточного хода. Наихудшая видимость в адвективных туманах наблюдается на высоте в подоблачном слое. Поэтому, если в радиационных туманах наклонная видимость может быть значительно лучше, чем горизонтальная видимости у поверхности земли, то в адвентивных туманах наоборот – наклонная видимость может быть значительно хуже , чем горизонтальная видимость у поверхности земли. Эта особенность адвективных туманов при значительном несоответствие наклонной и горизонтальной видимости может создать значительные трудности при посадке или сделать её невозможной даже при значениях горизонтальной видимости в пределах посадочного минимума.
Условия видимости в дымке различают в зависимости от того является ли дымка приземной или подинверсионной. Приземные дымки при отсутствии облаков, так же, как и радиационные туманы, сильнее ухудшают горизонтальную видимость, чем наклоненную. Подинверсионные дымки могут настолько ухудшать наклонную видимость, что при полете над инверсией иногда невозможно распознать наземные ориентиры, хотя в это время с земли самолет может быть отчетливо виден на фоне неба.
Осадки в зависимости от вида создают неодинаковые метеорологические условия полета. Различные условия полета определяется видом и типом осадков. Наихудшая видимость возникает в осадках в виде снега. В дожде всегда видимость лучше, чем в снегопаде. Также большое значение имеет и тип осадков.
Ливневые осадки обычно наиболее существенно ухудшают горизонтальную видимость. Даже при ливневых дождях видимость может ухудшается до значений менее 1000 м, а снегопады ливневого характера в некоторых случаях ухудшают видимость до значений менее 50-100м. В летнее время с сильным ливневым дождем может выпадать град, который наиболее опасен для полетов. Механическое повреждение самолетов и вертолетов крупными градинами может привести к их поломке.
Очень неблагоприятные условия для полетов на малых высотах создаются также и в зонах обложных осадков, особенно в зимнее время. Эти осадки имеют фронтальный характер, а поэтому ширина их зоны чаще всего несколько сотен километров, а длина- многие сотни и даже тысячи километров. В них обычно сильно ограниченная видимость, а в смешанных осадках и переохлажденном дожде возникает интенсивное обледенение воздушных судов. При выпадении обложного снега и сильном ветре возникают метели с очень плохой видимостью.
При длительных полетах в зоне осадков на самолетах могут возникать значительные заряды статического электричества.
Турбулентность на малых высотах встречается чаще всего летом, во второй половине дня при активном развитии конвекции. Если в этом случае воздух сухой, то при ясном небе в нижнем приземном слое воздушные суда будут испытывать болтанку за счет возникновения конвективных движений. Если воздух влажный, то конвекция приводит к развитию мощных кучевых и кучево-
дождевых облаков, в зоне которых полеты очень опасны.
В зоне грозовой деятельности полеты на малыхь высотах осложняются сильной туртулентностью, плохой видимостью из-за ливневых осадков возможными электрическими разрядами (грозой), а также опасностью, связанной со смерчами и шквалами. Очень опасная турбулентность возникает под грозовым облаком. Опаснее всего, когда в нижней части грозового облака создается мощный вихрь с горизонтальной осью, называемый «Шкваловым воротом». В этой части облака турбулентность очень велика, поэтому всегда существуют условия для возникновения очень сильной болтанки воздушных судов (самолетов, вертолетов). Особая опасность ещё и в том, что земля очень близко и непроизвольный бросок самолета или вертолета может привести к его столкновению с землей.
При смерчах вихрь имеет вертикальную спиралевидную ось. Он как бы выходит из облака и опускается до поверхности земли. Форма этого вихря напоминает хобот слона, а скорости в зоне смерча могут быть значительно больше, чем при шквале. Если при шквалах ветры чаще всего бывают в переделах 20-30 м/с, иногда более, то смерчи даже в умеренных широтах могут вызывать скорость ветра до 60-80 м/с и более.
При этом помимо очень большой скорости ветра создаются вертикальные потоки с очень большими скоростями. Поэтому в этих зонах существует интенсивная турбулентность, вызывающая очень сильную болтанку воздушных судов.
Вероятность поражения молниями на малых высотах связана с тем, что наибольшее количество грозовых разрядов бывает между облаками и землей - на путях следования самолетов.
Особенно значительные трудности возникают в зонах фронтальных гроз, которые обходить значительно сложнее, чем внутримассовые. Очень часто на атмосферных фронтах грозы располагаются почти сплошной грядой с очень небольшими расстояниями отдельных грозовых облаков друг от друга, что делает полеты на малых высотах невозможными.