Географическая классификация воздушных масс.
На практике, помимо термодинамической классификации воздушных масс, часто используется и их географическая классификация, очень удобная своей конкретностью и способностью кратко обобщать условия погоды, характерные для прихода той или иной воздушной массы.
Согласно географической классификации различают воздушные массы:
- арктические (антарктические в Южном полушарии);
- умеренные (формирующиеся над средними широтами);
- тропические;
- экваториальные.
Кроме того, каждая из перечисленных воздушных масс, за исключением экваториальной, в зависимости от подстилающей поверхности, над которой она формировалась, может быть континентальной или морской. Таким образом, согласно географической классификации выделяются основные типы воздушных масс:
- континентальный арктический воздух (КАВ);
- морской арктический воздух (МАВ);
- континентальный умеренный воздух (КУВ);
- морской умеренный воздух (МУВ);
- континентальный тропический воздух (КТВ);
-морской тропический воздух (МТВ);
-Экваториальный воздух (ЭВ).
Каждая из указанных воздушных масс имеет свои особенности и характерные для неё в том или ином сезоне года условия погоды.
Континентальный арктический воздух формируется над покрытыми льдами пространствами суши и Ледовитого океана в Арктике. На континент Евразия поступает через моря Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское, поверхность которых большую часть года покрыта льдом. Этот воздух зимой термодинамический устойчив. В нем преобладает малооблачная, сухая погода с сильными морозами. В приземном слое возможно некоторое ухудшение видимости из-за морозной дымки. В теплое время года, перемещаясь над прогретой сушей, приобретает некоторые черты неустойчиво- стратифицированной воздушной массы: в нем развивается небольшая кучевая и высоко -кучевая облачность, ветер временами становится порывистым, но погода чаще всего без осадков из-за незначительного содержания в воздухе водяного пара, т.е. большой сухости воздуха. В целом в континентальном арктическом воздухе создаются благоприятные условия для полетов воздушных судов. Прогреваясь над внутренними континентальными районами континентальный арктический воздух быстро трансформируется в континентальный воздух умеренных широт.
Морской арктический воздух – воздушная масса, приобретающая свойства морского арктического воздуха над западной частью акватории Ледовитого океана свободной от льдов. На Центральную и Восточную Европу поступает через Норвежское и Баренцево моря, над которыми он обогащается влагой и нисколько прогревается по сравнению с очагом формирования в Западной Арктике. Поступая на континент, морской арктический воздух проявляет себя как термодинамически неустойчивая воздушная масса, в которой даже зимой может развиваться кучевообразная облачность и ливневые осадки, особенно в прибрежных районах, для которых типичны кратковременные снежные заряды с резким ухудшением видимости. Летом неустойчивость в морском арктическом воздухе проявляется ещё заметнее. Если не выпадают осадки, то видимость очень хорошая и небо ярко синее. При формировании в морском арктическом воздухе антициклонов, он очень быстро (в течение нескольких суток) трансформируется в континентальный умеренный воздух.
Континентальный умеренный воздух формируется над сушей умеренных широт. Над континентом Евразии этот тип воздушной массы чаще всего образуется при трансформации масс арктического или морского умеренного воздуха. Зимой континентальный умеренный воздух устойчив с очень низкой температурой в приземном слое и хорошо выраженной приземной инверсией. Континентальный умеренный воздух в нижних слоях может быть даже холоднее арктического воздуха. Летом этот воздух неустойчив, в нем развивается конвективная облачность с ливнями и грозами. Видимость в континентальном умеренном воздухе обычно ухудшена сухой мглой, обусловленной наличием в воздухе различных мельчайших твердых частиц. В утренние часы часто
образуются дымки или радиационные туманы.
Морской умеренный воздух образуется при длительном пребывании над акваториями океанов и морей в умеренных широтах. На территорию Евразии он приходит из Атлантики и Тихого океана. Зимой это типичная устойчивая воздушная масса, в которой часто образуется низкая слоистая облачность, дающая слабые осадки, густые дымки и плотные туманы. Летом морской умеренный воздух над сушей быстро прогревается и проявляет себя как неустойчивая воздушная масса, в которой интенсивно развиваются конвективные процессы (кучевая, кучево-дождевая облачность, ливни, грозы).
Континентальный тропический воздух формируется над континентальными районами в субтропиках и тропиках, откуда он поступает в средние широты, принося с собой жаркую погоду. Летом континентальный тропический воздух может формироваться и над умеренными широтами из морского и континентального умеренного воздуха при длительном прогреве в условиях сухой безоблачной погоды. Так континентальный тропический воздух формируется над степями Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, а также полупустынями и степями средней Азии.
В теплое время года континентальный тропический воздух – это неустойчивая воздушная масса, в холодное время года- устойчивая. Кроме высокой температуры для континентального тропического воздуха характерно значительное содержание в воздухе континентальной пыли, придающей небу белесоватый оттенок. Летом температура воздуха у земли в нем может достигать 400С и более. В районах занятых континентальным тропическим воздухом, летом стоит сухая безоблачная жаркая погода. Иногда при вторжениях этой воздушной массы возникают пыльные и песчаные бури. До высот 4-5км воздух обычно сильно запылен, видимость в нем не превышает 4-6км.
Морской тропический воздух формируется над океанами в субтропическом поясе высокого давления. На континент Евразии он поступает с Атлантики из области Азорского антициклона и с Тихого океана из области Гонолулского максимума высокого давления. Летом морской тропический воздух может формироваться и над Средиземным морем. Это теплая воздушная масса с высоким влагосодержанием. Приходя на континент в холодное время года, она становится устойчивой и приносит с собой погоду с низкой облачностью, осадками и адвентивными туманами.
Экваториальный воздух формируется в приэкваториальных районах земного шара из масс тропического воздуха. Это очень влажная, теплая, неустойчивая воздушная масса.
При определении условий полетов в различных типах воздушных масс прежде всего следует исходить из того устойчивая или неустойчивая данная воздушная масса, а также её влагосодержания. Следует также учитывать влияние на дальнейшую трансформацию воздушной массы подстилающей поверхности и соответственно те изменения погоды, которые могут произойти в том или ином районе. При этом необходимо учитывать, что процесс трансформации воздушных масс охватывает период порядка 2-4 суток.
Глава VI