Метеорологические условия полетов в облаках вертикального развития
К облакам вертикального развития относятся: кучевые, мощно-кучевые, кучево-дождевые облака. 40
Кучевые облака- типичные облака хорошей погоды теплого полугодия. Они имеют высоту нижней границы обычно от 600 до 1200м в умеренных широтах, на юге –это чаще всего 1500-2000м, иногда более. Их вертикальная протяженность обычно несколько сот метров. Но она меняется в зависимости от широты места, влагосодержания воздуха, его температуры и синоптической обстановки. Чем меньше широта, меньше влагосодержание воздуха, выше температура, тем выше нижняя граница облаков. В арктическом воздухе, приходящем на континент, высота облаков ниже по сравнению с облаками, образующимися в воздухе умеренных широт. Кучевые облака состоят из водяных капель, и обледенения в них практически не бывает. Однако весной и осенью, когда в облаках содержатся переохлажденные капли, возможно обледенение. Турбулентность, существующая в облаках, вызывает болтанку. Облака обычно не покрывают всё небо, между ними существуют значительные просветы. В целом, кучевые облака не создают трудностей для полетов воздушных судов.
Мощные кучевые облака имеют примерно такую же высоту нижней границы, как и кучевые. Вертикальная протяженность их значительна и составляет несколько километров. Облака капельно- жидкие с значительной водностью, поэтому при отрицательных температурах в них возникает умеренное или сильное обледенение. В мощных кучевых облаках наблюдается интенсивная турбулентность, так как существуют мощные восходящие и нисходящие потоки, скорость которых составляет 10-15 м/с и более. Интенсивная турбулентность может обуславливать болтанку воздушных судов с перегрузками выше допустимых. Поэтому преднамеренно заходить в мощные кучевые облака запрещается.
Кучево-дождевые облака. В этих облаках создаются наиболее опасные условия для полетов.
Высота нижней границы облаков и их вертикальная протяженность имеют хорошо выраженный годовой ход с наибольшими величинами летом и наименьшими зимой, а также увеличением этих характеристик от северных широт к южным. Летом вершины облаков, достигших особенно сильного развития могут доходить до тропопаузы, а иногда и выше, проникая в нижние слои стратосферы. Горизонтальная протяженность кучево-дождевых облаков чаще всего составляет несколько десятков километров. В зоне атмосферных фронтов отдельные кучево-дождевые облака могут располагаться настолько близко друг к другу, что в некоторых случаях создают общую гряду облаков без значительных просветов, пройти через которые невозможно. В кучево-дождевом облаке восходящие и нисходящие потоки воздуха могут иметь скорость до 30м/с и более. Особенно опасна передняя часть облака, где может наблюдаться крутящиеся вал с горизонтальной осью вращения, который получил название шкваловый ворот. При наличии шквалового ворота прохождение облаков сопровождается сольным кратковременным ветром-шквалом. При этом возможно резкое ухудшение видимости из- за пыльный бури. В кучево-дождевых облаках наблюдается сильные обледенение и болтанка. С ними связаны грозы, ливни, град.
Полет в кучеово-дождевых облаках настолько опасен, что запрещается не только преднамеренный заход в них, но даже приближаться к ним можно только на безопасное расстояние, которое регламентируется руководящими документами.
Условия полетов в осадках
Осадки нередко существенно осложняют полеты и даже могут быть причиной тяжелых летных происшествий. Степень отрицательного влияния осадков зависит от их типа и вида.
Моросящие осадки могут занимать большие площади и серьезно осложнять полеты по правилам визуального полета на малых высотах. В сочетании с дымкой или туманом они могут в значительной мере ограничивать взлет и посадку воздушных судов.
Обложные осадки, типичные для фронтальных слоисто-дождевых облаков, образуют обширные зоны вдоль атмосферных фронтов. Полеты в зоне этих осадков сильно усложняются плохой видимостью, особенно зимой. В сочетании с сильным ветром при выпадении снега возникают метели, видимость при этом может ухудшаться практически до нуля. Снегопады также делают непригодной для работы взлетно-посадочную полосу. В переохлажденном дожде наблюдается интенсивное обледенение. При длительном полете в зоне обложных осадков на поверхности воздушного судна могут накапливаться значительные потенциалы статического электричества.
Ливневые осадки могут представлять значительную опасность для выполнения полетов. Ливневой снег значительно ухудшает видимость, приводит в негодность взлетно-посадочную полосу, тем самым ограничивая и даже делая невозможным взлет и посадку воздушных судов, а также полеты по ПВП.
Сильный ливневой дождь ограничивает видимость, особенно в кабине самолета, когда стекла так интенсивно заливаются дождем, что видимость становится намного меньше видимости на ВПП. Сильный ливневой дождь ухудшает техническое состояние взлетно-посадочной полосы.
Особенно опасен в полете град – чем больше скорость полета и величина градин, тем тяжелее последствия его воздействия. Град может привести к физическому повреждению самолета.
Выпавшие на ВПП осадки значительно осложняют управление воздушным судном из-за резкого снижения сцепления с поверхностью ВПП. Вода и слякоть на ВПП при неравномерном сцеплении колес с поверхностью ВПП могут создать условия, когда экипаж воздушного судна может не справиться с управлением и это может явиться причиной тяжелого летного происшествия.
Глава IV
Барическое поле и ветер
Ветер, его характеристики
Большое разнообразие явлений погоды на Земле связано с наличием в атмосфере горизонтальных и вертикальных движений воздуха. Под их воздействием происходят атмосферные процессы, обусловливающие погодные условия в различных районах Земного шара.
Атмосфера находится в непрерывном движении. Если бы не было движения воздуха не было бы резких изменении погоды, наблюдался бы постепенный переход от зимы к лету и наоборот, погода одного года не отличалась бы от погоды другого года. При отсутствии горизонтальных движений не происходило бы перемещение теплых влажный масс воздуха с океанов на материки, холодного воздуха из Арктики в умеренные и южные широты, не было бы оттепелей зимой и заморозков в теплый период года. Горизонтальные движения воздуха называются ветром. Его основные характеристики –направление и скорость.
Направление ветра указывается в градусах или румбах той части горизонта, откуда дует ветер. Градусы отсчитываются от северного направления географического меридиана по часовой стрелке от 0 до 3600. Кроме градусов направление ветра может указываться по 16 румбам, для обозначения которых используются русские или латинские наименования (табл. 4.1).
Таблица 4.1