Девицы Марии, урожденной Ленорман
(рассказанная со слов ее злейшего врага)
Однажды на Аничковом мосту он купил у мальчишки за пятак «полную колоду гадальных карт девицы Ленорман, предсказавшей судьбу Наполеона». Дома, после вечернего чая, разложил карты, и вышла глупость: «Символ смерти, или говорящий череп Ибикус».
Алексей Толстой «Ибикус, или похождения Невзорова»
Этой женщине, которая провела всю жизнь в девах удалось добиться того, к чему другие шли через тяжелые тернии, и в итоге ей повезло. Вкратце ее жизнь можно охарактеризовать словами Беранже так: «Париж в восторге был от ней». Перед ней заискивали, ее дружбы добивались знатные особы, роялисты и якобинцы жадно вглядывались в раскинутые ею карты, ища в них таинственные повороты своей судьбы,— и находили!
Считается, что она совершенно точно предсказала кровавую кончину трем главным цареубийцам французской революции: Робеспьеру, Марату и Сен-Жюсту. Так же точно она предсказала блестящее возвышение Жозефины Богарне и предрекла крах блистательного в те годы Наполеона I. Трудно представить, чтобы эти слухи возникли благодаря ловкой рекламе,— на пустом месте рекламу не сделаешь.
Однако прежде чем рассказать о Марии Ленорман и о ее блестящих гадательных системах, давайте заглянем в историю.
Мария-Анна-Аделаида Ленорман (Le Normand или Lenormand) родилась 27 мая 1772 года в небольшом французском городке Алансоне, в двухстах километрах от Парижа в семье обеспеченного торговца мануфактурой. Отец отдал дочку в интернат бенедиктинского монастыря. Именно там она прославилась своими первыми, на редкость удачными предсказаниями. Своей преподавательнице Мария предсказала, что они вскоре расстанутся, и учительницу и впрямь через несколько дней перевели в другой монастырь.
После смерти отца семья обеднела, и мать с дочерью переехали в Париж. Тогда в преддверии грозовых революционных времен во Франции приобрели огромную популярность различные предсказатели будущего. В их числе был бывший парикмахер Аль-етте, взявший себе эзотерический псевдоним Эттей-ла и разработавший свою уникальную систему гадания на картах Таро. Достигнув 18 лет, в 1790 году, Мария Ленорман решила сама зарабатывать на жизнь и вместе с подругой открыла собственный гадательный салон.
Можно предполагать, что недостатка в таких заведениях в те годы не ощущалось. Однако неожиданно для скептиков и коллег-завистников салон девицы Ленорман стал пользоваться огромной популярностью. Можно сказать, что в те годы (когда мало кто мог предполагать, что наутро проснется в собственной постели) у нее перебывал весь парижский бомонд.
И это трудно объяснить одним лишь модным поветрием. Врач, не излечивающий пациентов, очень скоро остается брз практики. Точно так же и гадатель, предсказания которого не сбываются или он в предсказании прошлого или настоящего клиента попадает впросак, в скором времени останется без клиентуры.
У методики Марии Ленорман были две сильные стороны: 1) она разработала собственную, уникальную, отличную от Эттейлы систему гадания, более импонирующую публике и 2) она и в самом деле была выдающейся предсказательницей, и потому ее имя может быть смело поставлено в один ряд с именами Аполлония Тианского, Нострадамуса, Ванги, Эдгара Кейси др. Так что когда ее называли Алансонской сивиллой, то лишь немного кривили душой, поскольку она была в общем-то совсем не так стара, когда ушла из жизни (77 лет для женщины вовсе не критический возраст).
Однако Мария Ленорман не остановилась в своем развитии, она предсказывала судьбу не только с помощью карт, но и составлением запахов, своеобразным языком цветов.
Впрочем, давайте обратимся не к ее восторженному поклоннику, каких у нее было предостаточно, а к свидетельству ее неистового критика, Луи Дюбуа, который вскоре после ее смерти разразился в ее адрес язвительной филиппикой, из которой современные критики эзотерики до сих пор черпают материал для своих «глубокомысленных» выводов о невозможности предсказания будущего. «Сказать по правде,— пишет Дюбуа,— не надо быть колдуном, чтобы увидеть сокрытую правду. Мы узнали, что Мария-Аделаида в самом деле родилась в Алансоне, но не в 1772, а 16 сентября 1768 года. Ее отец, который был честным торговцем, оставил сиротами младшего сына, который погиб в начале революционных событий, и двух дочерей, из которых на младшей (Софи) женился некий господин Гюго; их сын, храбрый военный, до сих пор (заметка писалась в 1855 году), служит лейтенантом в 11-м линейном пехотном полку».
Дюбуа полагает, что рассказы о предсказаниях в юности, чему свидетельницами были все обитательницы бенедиктинского монастыря, где воспитывалась Мария Ленорман, являются вымышленными. В частности, он упрекает ее в том, что она в 1815 году предсказала себе жизни 24 четырехлетия (олимпиады), то есть приблизительно 124 года. Разумеется, мы могли бы вполне согласиться с Дюбуа, что старушка в своих предсказаниях несколько хватила через край, если бы не знали, что совсем недавно, в 1987 году, в Антверпене в издательстве «Парсифаль» вышла книга фламандской гадалки Эрны Друсбеке «Гадаем вместе с Ленорман», которая по сей день считается наиболее удачной реконструкцией предсказательной системы Марии Ленорман. Таким образом почтенная гадалка предсказала не столько свою смерть, сколько второе рождение своей изрядно подзабытой к нашим временам предсказательной системы. Разумеется, об этом Дюбуа не мог знать и со свойственной многим представителям «века пара и электричества» прямолинейностью полагал, что гадатель должен изъясняться точным и ясным языком правительственных циркуляров.
А в реальной земной жизни мадемуазель Ленорман прожила 74 года 9 месяцев и 9 дней и оставила после себя колоссальное по тем временам состояние в полмиллиона луидоров золотом, чему был несказанно счастлив ее единственный наследник -- племянник. Конечно, и в те времена у герцогов и банкиров встречались большие состояния, но не у простолюдинки, которая всю жизнь зарабатывала на жизнь плодами собственного повседневного труда, зачастую испытывая все муки тюрем, злословье прессы, обличение моралистов и произвол властей.
Конечно, Ленорман можно поставить в упрек то, что она занялась предсказаниями, вместо того чтобы стать рукодельницей или портнихой, чему ее добросовестно учили в монастыре. Вспоминают, что в юности она была довольно рассеянна, поскольку больше чем об искусстве кройки и шитья, размышляла о картах («и прочих пустяках вместо того, чтобы предаваться серьезной работе»,— добавляет Дюбуа).
Тогда в Алансоне, как и во всех маленьких городках, молоденькие мещанки имели обыкновение страстно предаваться карточным гаданиям, пытаясь обнаружить в будущем богатство, знатность и большое состояние, связанное главным образом с выгодным замужеством. Так как в те времена дамы еще не носили сумочек-ридикюлей, то именно в карманах своих вульгарных фартуков молодые девушки тщательно скрывали свои маленькие слабости в виде табакерок и колод игрально-гадальных карт.
Следует напомнить, что хотя в те времена популярная игра тароччи уже была в ходу, как и гадальная система на картах Таро, однако более употребительной в народе была обычная нынешняя упрощенная колода игральных карт из 52, 36 или 32 карт, которая исправно несла свое гадательное предназначение и, возможно, так и осталась бы уделом купчих и белошвеек, если бы Мария Ленорман не разработала свою уникальную предсказательную систему.
Не исключено, что уже в 1782 году, еще подростком, Ленорман имела доступ к распространенной Эт-тейлой колоде карт Таро и пыталась по ним что-то понять в окружающем мире. Можно предполагать, что туманные предсказания этих карт не отвратили ее от избранного в ранней юности пути.
Некоторое время она пыталась самостоятельно копировать и разрисовывать карты Эттейлы, но постоянно вносила в них
очень много личного, и потому ее работы не могли иметь успеха в то предгрозовое для Франции время.
Она возвратилась к гаданию на своих собственных картах и к возмущению многих скептиков, которых и тогда было предостаточно, имела небывалый успех. И хотя скептики пытаются нас уверять, что в годы кошмарных событий Французской революции, в 1793— 1794 годах, в период всеобщей неуверенности и массовых репрессий люди мечтали получить хоть какое-то предсказание о своем будущем, однако из многоликой массы магов, шарлатанов и прорицателей (в числе которых погиб в тюрьме Калиостро, безвестно пропал и сам Эттейла) на мировую арену выдвигается именно она, девица с неполным «швейным» образованием.
«Герцогини и лакеи, портнихи, несколько революционеров, а также те, кто устал ожидать конца революции; разочарованные настоящим и озабоченные будущим — все они способствовали тому, чтобы составить состояние молоденькой алансонке, которая в конце концов обречена была стать старой колдуньей»,— обличает Дюбуа, задаваясь затем вопросом, насколько Ленорман была связана с демонами ада.
А ведь их, по «совершенно точным» подсчетам теологов Жана Бодена и Жана Виера, насчитывалось ни много ни мало, как 7 миллионов 405 тысяч 926 особей, не считая тех 72 принцев ада, которых обрек прислуживать себе царь Соломон.
Без сомнения, полицию, которая в те годы не раз навещала салон Ленорман, весьма интересовал этот вопрос, однако грозные времена Средневековья уже миновали, и живи она лет на 200 раньше, девушке не суждено было бы избежать застенков инквизиции. В своих «Воспоминаниях» она не упоминает о контактах с принцами тьмы, однако охотно рассказывает о том, что практиковала различные
системы гадания, в их числе гадание на кофейной гуще, геомантию, гадание на зеркалах, хиромантию, но в конце концов остановилась именно на картах, которые исчерпывающим образом предсказывали ей и ее клиентам будущее.
Но страшнее всех принцев тьмы были трое молодых людей, которые посетили ее салон в месяц Флореаль во второй год Республики (или в мае 1794-го),— то были кровавые палачи Французской революции: Марат, Робеспьер и Сен-Жюст. И всем она предсказала жестокую насильственную смерть (так написано в ее «Воспоминаниях»). Дюбуа уличает ее в том, что Шарлотта Кордэ убила Марата за год до этого, хотя это событие могло произойти и годом позже — всех ведь не упомнишь.
Разумеется, самую большую известность гадатель-нице принесла дружба с Жозефиной Богарне, супругой молодого генерала Бонапарта. При первом же знакомстве гадалка предсказала ей императорскую корону. Ни Жозефина, ни сам Наполеон тогда гадалке не поверили, однако не прошло и 10 лет, как предсказание сбылось. Придя к власти, Наполеон не забыл удачливую прорицательницу: он презентовал ей миллион франков и она стала личной гадалкой императрицы. Ленорман предсказала Жозефине не только развод с Наполеоном, но даже поражение французской армии в России.
Не терпевший неприятных вестей молодой император пришел в бешенство и 11 декабря 1809 года Ленорман арестовали и бросили в тюрьму. В камере она написала книгу «Пророческие воспоминания одной
сивиллы о причинах ее ареста», где предсказала падение Наполеона и реставрацию Бурбонов. Впрочем, она поостереглась издавать свое сочинение до поражения Бонапарта (и в том мы видим еще одно свидетельство мудрости пророчицы).
В своей книге она пишет (и никто не мог это опровергнуть), что никогда не соглашалась шпионить за своими клиентами в пользу полиции (чем привела в ярость министра Фуше и его агентов) и никогда не пыталась обратить на пользу себе или кому-либо еще сведения, которые становились ей известны.
В тюрьме она испробовала на себе свои знаменитые карты, о которых будет подробно рассказано в нашей следующей книге,— уникальную мозаику из 64 квадратов, разбитых на 4 равносторонних треугольника, в каждом из которых содержится часть одного рисунка.
Когда она вышла из тюрьмы, ее встретила многотысячная толпа восторженных поклонников и проводила до самых границ города Алансона, где ей было предписано оставаться до особого распоряжения императора.
Оказавшийся в Алансоне Дюбуа педантично сообщает, "что ее вышло встречать 719 человек (почти все население городка, кроме грудных младенцев, да и тех явно тащили к окнам, чтобы поглазеть).
«Я признаю, к моему стыду, что разделил участь этих 719 зевак, так как игнорирование этого события было бы неуместно; верно так же и то, что в период ее славы я, хотя и бывал в Париже, но абсолютно не был привлечен домом номер 5 по улице Турнон; я был тогда простым смертным алансонцем, и мне, как и всем другим, было довольно интересно взглянуть на мадемуазель, когда она соизволяла спускаться к нам со своего Олимпа». Ой, лукавит господин Дюбуа, он явно торжествовал, видя богиню, низвергнутую с Олимпа...
За время своей ссылки Мария Ленорман написала несколько книг, в том числе и свою биографию, но не все смогла издать, на некоторые наложила запрет ее семья, сочтя их слишком нечестивыми и еретическими. Так было записано в предисловиях, что «данная книга публикуется с разрешения ее семьи». Учитывая, насколько скудна информация о ее жизни и деятельности, можно предположить, что основная часть литературного наследия Марии Ленорман осталась в архивах семьи, если не была сожжена «благочестивыми» родственниками.
«1200 франков, заработанных ею в лотерее, и поездка в Лондон, чтобы консультировать Галля, были просто демонстрацией протеста. Поэтому не правы те,
кто уверяет, что Галль в научном смысле породил мадемуазель Ленорман: то было совершенно невинное знакомство; никто не мог ей запретить знаться с этим горбатым доктором. И с кем ей, этой алансонской колдунье, было знаться еще, как не с потрошителем мертвецов и некромантом». Так рассуждает Дюбуа о личности Франца Йозефа Галля (1758—1828), великого австрийского врача, основателя френологии. Но не за эту высмеянную анатомами науку мы помним его и включаем во
все энциклопедии, а за то, что он первым в мире предложил (в 1810—1819 годах) теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга. И не исключено, что своему умению разбираться в людях научила его та самая «девица Ленорман», которая была способна провидеть будущее, но не была способна справиться со своими полоумными родственниками.
Далее Дюбуа решительно опровергает тот факт, что еще в 1781 году она предсказала Мирабо заключение в Венсенский замок (а ведь ей тогда было всего 13 лет). Он уверен, что она и не писала принцессе де Ламбаль, желая спасти ее от кошмарной смерти на пиках якобинцев. Она якобы не могла предсказать и от-
равление генерала Гоша*, казнь королевской четы и зверское убийство герцога дю Берри и смерть бонапартистских генералов Бернадота и Моро.
И тем не менее после изгнания Бонапарта последовало триумфальное возвращение гадательницы в столицу, где у нее консультировались королевские особы и Людовик XVIII, царь Александр I и герцог Веллингтон.
Пятница была для Марии Ленорман любимым днем, когда ей особенно удавались предсказания, в то время как субботы служили в основном для покаяния.
Особенно изумляло, когда Ленорман уверяла, что совсем не одинока в этом мире, что ее «как служительницу Минервы» знают даже в Америке, у краснокожих гуронов; их странное общество имеет тысячи сторонников в Африке, в Конго и государстве народа банту Мономотапе; «и в Азии у моей чудесной каббалы есть много сторонников», поскольку они всегда приходят на помощь угнетенным. У их общества, уверяла она, имеются якобы тысячи сторонников среди политиков, офицеров и других влиятельных людей. «Спаси нас, Великий Боже! -восклицает бедняга Дюбуа.— Кто может чувствовать себя в безопасности, зная, что они в любой момент
* Гош (Ош) (НосЬе) Луи Лазар (1768—1797), французский генерал. В революционных войнах Франции командовал рядом армий, подавлял мятежи в Вандее и Бретани, одержал победу над австрийскими войсками.
могут развязать террор по всей Европе!» Во многих проявлениях братства обывателю видится террор, хотя и Ленорман и позже Елена Блаватская, которая также тайно консультировалась с далекими индийскими ма-хатмами, вовсе не стремились к террору, а хотели всего лишь расшевелить вторую, ментальную, природу человека.
Подобные заявления не сошли ей с рук. Ленорман обвинили в ереси и в том, что она якобы состояла в связи с Архангелом Гавриилом. И она была отдана под суд в Париже в 1821 году. Суд приговорил ее к одному году тюремного заключения с высоким штрафом, но удачной оказалась апелляция в Верховный суд и ей не пришлось отбывать наказание. Толпа людей пришла поздравить гадалку с освобождением. С этого времени она практически отошла от политики, но оставалась весьма популярной личностью в народе вплоть до своей смерти 23 июня 1843 года. Несметное количество людей различных слоев общества пришло на похороны отдать ей дань уважения.
Что же до архангелов, то... если припомнить, то сегодня каждый второй экстрасенс уверяет, что постоянно или периодически контактирует с Высшими силами, Мировым Космическим Разумом, зелененькими человечками с Эпсилон-Эридана, ангелами, архангелами... Так ли уж важно, с кем или чем? Главное, что этот «некто» помогает человеку воочию проявлять свои ментальные способности, исцелять людей, предсказывать им будущее... Вспомним, что в 1818 году, после победы над Наполеоном, во время Ахейского конгресса, на котором правители Европы устанавливали новые государственные границы, с Ленорман консультировались многие высокопоставленные лица из разных стран. Многие русские офицеры, бывшие в то время в Париже, гадали у нее. В их числе у Ленор-
ман побывал будущий декабрист Михаил Лунин, которому было предсказано, что его повесят. Впрочем, он, как известно, чудом избежал казни.
И по сей день Президент США и многие другие главы государств имеют личного астролога.
Завершает праведный Дюбуа свою гневную филиппику цитатой от Матфея: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные».
И чисто по-человечески можно понять ненависть провинциала к своей более удачливой соседке, которой, в отличие от него, праведного, удалось выбиться в люди. Однако именно на исправление тленной и низменной человеческой породы была направлена вся жизнь Марии Ленорман.
Карты Ленорман — прекрасный инструмент, который поможет вам удобнее организовать свою жизнь, лучше понять себя и окружающих людей. Независимо от того, верит или не верит лицо, которому гадают, в предсказательную силу карт, это гадание служит интересным впемяпрепровождением, а многим даже дает какое-то утешение в их проблемах.
Карты, которыми пользовалась Мария Ленорман, были самыми обыкновенными. Лишь трактовка была у нее своя, во многом основанная на правилах, введенных Эттейлой,— это наличие особой карты «бланки», т. н. «карты Спрашивающего». После ее смерти ни каких-то особых карт, ни тем более записок о гадании не сохранилось, хотя писала Ленорман много. Но это были главным образом мемуары о встречах со знаменитыми людьми и философские размышления о будущем Франции. Методы Марии Ленорман были лишь частично восстановлены и описаны ее учениками
и последователями (на русском языке выходили книги: «Метод гадания знаменитой девицы Ленорман». Издание Д. И. Преснова, М., 1874; «Гадание г-жи Ленорман на простых картах». Аркадии А. и Аркадина Е., М., «АРС», 1990).
Наиболее удачную реконструкцию системы Марии Ленорман предприняла фламандская гадалка Эр-на Друсбеке.
Ее книга «Гадаем вместе с Ленорман»* вышла в издательстве «Парсифаль» в Антверпене в 1987 году.
Для облегчения работы интуиции Эрна Друсбеке снабдила 36 карт обычной французской колоды символическими рисунками. Помимо обычных карточных значений (туз, девятка, десятка и т. д.), карты имеют и свою особую нумерацию, позволяющую гадателю найти новые нумерологические взаимосвязи. Основные идеи и мотивы образов карт тесно связаны с породившей их эпохой. Они отражают картину мира, характерную для эпохи, в которой жила мадемуазель Ленорман.
Зачастую, рисуя эту колоду, многие обходятся вообще без карточной символики, ограничиваясь рисунками, толкование которых не представляет затруднений: ясно, что солнце означает радость, тепло и свет, кольцо — брак, а крест — страдания. Также эти карты снабжены порядковой нумерацией. Иногда на картах прописывается общее толкование ее значения. Гаданиям по этой системе посвящена наша скромная книга.