Викторина «Мы путешественники».
Учитель читает вопросы по очереди каждой команде.
№ п/п | Вопросы | Ответы |
Какой материк открыли российские путешественники? | Антарктида |
Окончание табл.
Какой мореплаватель назвал местных жителей ошибочно? | Колумб (назвал жителей индейцами) | |
Кто из исследователей посвятил свою жизнь изучению Африки? | Д. Ливингстон, Д. Стенли | |
Какой материк имеет самую маленькую площадь поверхности? | Австралия | |
На каком материке расположено государство Россия? | Евразия | |
На каком материке расположен город Вашингтон? | Северная Америка | |
На каком материке расположено озеро Байкал? | Евразия | |
Какой океан самый большой? | Тихий | |
Какой океан самый глубокий? | Тихий | |
Какой океан самый холодный? | Северный Ледовитый | |
Океан, опровергающий свое название. | Тихий | |
Какой материк расположен ближе всего к Северному полюсу? | Евразия | |
На каком материке находится Южный полюс Земли? | Антарктида | |
Какой океан не омывает берега Антарктиды? | Северный Ледовитый | |
День постоянно угасал. Косые лучи солнца согревали затылок и спину человека. В какую сторону он шел? | На восток | |
Вы заблудились в пустыне, небо затянуто облаками. Компаса у вас нет. Знаете только, что в этой местности преобладают южные ветры. Как вы сориентируетесь? | Склон дюны, на который дует ветер, – пологий |
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
IV. Итог урока.
Жюри подводит итоги соревнования. Учитель награждает победителей.
Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задания для самоконтроля на с. 58–59).
Урок 67
Краеведческая экскурсия
«Что дает наш край стране?»
Цели:
– познакомить учащихся с использованием природных богатств в родном крае;
– сформировать представления об охране природы родного края;
– развивать умение наблюдать, анализировать;
– воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: блокноты, карандаши, папка для гербария.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Беседа во время экскурсии.
Богата и разнообразна природа нашего края. Люди должны разумно использовать ее, с любовью охранять.
Расскажите, что вы узнали о родном крае.
1. Какими полезными ископаемыми богат наш край?
2. Как используются реки? Какие грузы перевозят по нашей реке? Много ли рыбы в реках и озерах нашего края?
3. Богат ли наш край лесом? Какие породы деревьев растут? Как используются лесные богатства? В какие районы вывозят лес? Как охраняют лесные богатства? Какое участие принимаете вы в этих мероприятиях?
4. Каких животных нашего края охраняют? Какое участие в охране животных принимают дети?
5. Что дает наш край другим областям?
Во время экскурсии желательно посетить лес, поле и сад.
IV. Закрепление знаний.
Учащиеся получают 3 варианта карточек (по выбору учителя).
I вариант «Растения и животные сада».
II вариант «Растения и животные поля».
III вариант «Растения и животные леса».
(См. приложение к уроку.)
V. Итог экскурсии.
Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задание на с. 60–61).
I вариант «Растения и животные сада»
1. Как ты представляешь себе сад?
2. Назови растения, которые можно встретить в саду.
Деревья Кустарники Травы
__________ __________ __________
__________ __________ __________
3. Назови животных – друзей сада.
Насекомые Птицы
__________ __________
__________ __________
__________ __________
4. Назови животных – врагов сада.
Насекомые Звери
__________ __________
__________ __________
__________ __________
5. Назови растения. Что объединяет их?
6. Составь цепь питания, складывающуюся в саду.
7. Почему люди разводят сады?
8. Как люди ухаживают за садами?
Ответы:
1. Территория, на которой выращивают плодовые деревья, ягодные кустарники и травянистые растения.
2. Деревья: яблони, груши, сливы, вишни. Кустарники: облепиха, смородина, малина, рябина, крыжовник. Травы: земляника.
3. Насекомые: божья коровка, жужелица, пчела. Птицы: горихвост, славка, соловей, синица, поползень, трясогузка.
4. Насекомые: тля, долгоносик, плодожорка. Звери: зайцы, мыши, кроты.
5. Смородина, рябина, малина, облепиха – кустарники.
6. Яблоко – яблочный плодожорка – славка.
7. Плоды растений полезны и вкусны, содержат много витаминов и других полезных для организма человека веществ.
8. Обрабатывают почву, подкармливают, пересаживают растения, защищают деревья от грызунов, вредителей, обрезают сухие ветки.
II вариант «Растения и животные поля»
1. Как ты представляешь себе поле?
2. Подпиши названия растений. Дай общее понятие, объединяющее их.
3. Растения, которые человек специально выращивает, называются…
4. Какие овощи выращивают в поле?
5. Назови известные тебе сорняки, растущие в поле.
6. Какие животные обитают в поле?
Насекомые Птицы Звери
__________ __________ __________
__________ __________ __________
__________ __________ __________
7. Какие птицы прилетают на поля и уничтожают вредителей?
8. Почему крупные животные не живут в поле?
9. Какие работы люди выполняют на полях?
Ответы:
1. Большой участок земли, засеянный (засаженный) культурными растениями.
2. Пшеница, овес, гречиха – зерновые хлебные культуры.
3. Культурными.
5. Василек, овсюг, осот, пырей, сурепка.
6. Насекомые: капустная белянка, колорадский жук, жужелица. Звери: мыши, хомяки, суслики. Птицы: жаворонок, перепел.
7. Канюк, пустельга, грач, сова.
8. На открытой местности трудно спрятаться.
9. Обработка, подкормка, полив почвы, уход за посадками, прополка, уничтожение вредителей.
III вариант «Растения и животные леса»
1. Как ты понимаешь, что такое лес?
2. Какие виды лесов ты знаешь? Напиши, какие деревья растут в этих лесах.
1. __________ лес 2. __________ лес 3. __________ лес
Деревья Деревья Деревья
3. Почему растения в лесу растут «этажами»?
4. Какую роль в жизни леса играют грибы?
5. Что такое лесная подстилка? Какое значение для леса она имеет?
6. Как люди используют лес?
7. Как люди охраняют лес и животных леса?
8. Назовите животных леса.
9. Почему мир животных леса так разнообразен? От чего это зависит?
10. Составь цепочку питания, где звеном будет животное, которое отгадаешь по описанию: «Крупное животное бурого цвета с сильными лапами, крупными когтями и крепкими зубами, которое спит в берлоге зимой».
11. Подпиши названия лесных растений.
Ответы:
1. Лес – обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами.
2. Виды лесов – хвойные (ели, пихты, сосны, лиственницы), лиственные (береза, осина, рябина, липа, дубы, клены), смешанные (ели, сосны, березы, осины, дубы и др.).
3. Растениям нужно разное количество света: те, кому надо больше света, занимают верхние «этажи», а те, кому меньше, – нижние.
4. Нити грибниц помогают другим растениям всасывать из почвы воду. Грибы помогают разлагаться растительным остаткам. Это пища и лекарства для животных.
5. Опавшие листья и отмершие части растений. Благодаря ей почвы пополняются перегноем.
6. Место для отдыха: сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных растений; заготовка древесины; охота.
7. Контроль вырубки лесов. Посадка новых растений. Охота – в определенные сроки. Организация заповедников. Охрана растений и животных (Красная книга). Нельзя мусорить, жечь костры, ломать и рвать растения.
8. Паук, мышь, лось, рысь, жук-олень.
9. В лесу несколько ярусов разнообразных растений. Животные приспосабливаются к обитанию и питанию в определенном ярусе. Больше ярусов – больше животных.
10. Семена растений – мышь – медведь.
11. Кислица, кукушкин лен, папоротник, брусника, копытень, ландыш.
Урок 68
Контрольная работа по курсу «Окружающий мир»
Цели:
– контроль знаний, умений, навыков учащихся;
– развивать мышление, память;
– воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: карта полушарий, глобусы, задания на листах.
Ход урока
I. Организационный момент.