Викторина «Мы путешественники».

Учитель читает вопросы по очереди каждой команде.

№ п/п Вопросы Ответы
Какой материк открыли российские путешественники? Антарктида

Окончание табл.

Какой мореплаватель назвал местных жителей ошибочно? Колумб (назвал жителей индейцами)
Кто из исследователей посвятил свою жизнь изучению Африки? Д. Ливингстон, Д. Стенли
Какой материк имеет самую маленькую площадь поверхности? Австралия
На каком материке расположено государство Россия? Евразия
На каком материке расположен город Вашингтон? Северная Америка
На каком материке расположено озеро Байкал? Евразия
Какой океан самый большой? Тихий
Какой океан самый глубокий? Тихий
Какой океан самый холодный? Северный Ледовитый
Океан, опровергающий свое название. Тихий
Какой материк расположен ближе всего к Северному полюсу? Евразия
На каком материке находится Южный полюс Земли? Антарктида
Какой океан не омывает берега Антарктиды? Северный Ледовитый
День постоянно угасал. Косые лучи солнца согревали затылок и спину человека. В какую сторону он шел? На восток
Вы заблудились в пустыне, небо затянуто облаками. Компаса у вас нет. Знаете только, что в этой местности преобладают южные ветры. Как вы сориентируетесь? Склон дюны, на который дует ветер, – пологий

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

IV. Итог урока.

Жюри подводит итоги соревнования. Учитель награждает победителей.

Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задания для самоконтроля на с. 58–59).

Урок 67
Краеведческая экскурсия
«Что дает наш край стране?»

Цели:

– познакомить учащихся с использованием природных богатств в родном крае;

– сформировать представления об охране природы родного края;

– развивать умение наблюдать, анализировать;

– воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: блокноты, карандаши, папка для гербария.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Беседа во время экскурсии.

Богата и разнообразна природа нашего края. Люди должны разумно использовать ее, с любовью охранять.

Расскажите, что вы узнали о родном крае.

1. Какими полезными ископаемыми богат наш край?

2. Как используются реки? Какие грузы перевозят по нашей реке? Много ли рыбы в реках и озерах нашего края?

3. Богат ли наш край лесом? Какие породы деревьев растут? Как используются лесные богатства? В какие районы вывозят лес? Как охраняют лесные богатства? Какое участие принимаете вы в этих мероприятиях?

4. Каких животных нашего края охраняют? Какое участие в охране животных принимают дети?

5. Что дает наш край другим областям?

Во время экскурсии желательно посетить лес, поле и сад.

IV. Закрепление знаний.

Учащиеся получают 3 варианта карточек (по выбору учителя).

I вариант «Растения и животные сада».

II вариант «Растения и животные поля».

III вариант «Растения и животные леса».

(См. приложение к уроку.)

V. Итог экскурсии.

Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задание на с. 60–61).

I вариант «Растения и животные сада»

1. Как ты представляешь себе сад?

2. Назови растения, которые можно встретить в саду.

Деревья Кустарники Травы

__________ __________ __________

__________ __________ __________

3. Назови животных – друзей сада.

Насекомые Птицы

__________ __________

__________ __________

__________ __________

4. Назови животных – врагов сада.

Насекомые Звери

__________ __________

__________ __________

__________ __________

5. Назови растения. Что объединяет их?

Викторина «Мы путешественники». - student2.ru

6. Составь цепь питания, складывающуюся в саду.

7. Почему люди разводят сады?

8. Как люди ухаживают за садами?

Ответы:

1. Территория, на которой выращивают плодовые деревья, ягодные кустарники и травянистые растения.

2. Деревья: яблони, груши, сливы, вишни. Кустарники: облепиха, смородина, малина, рябина, крыжовник. Травы: земляника.

3. Насекомые: божья коровка, жужелица, пчела. Птицы: горихвост, славка, соловей, синица, поползень, трясогузка.

4. Насекомые: тля, долгоносик, плодожорка. Звери: зайцы, мыши, кроты.

5. Смородина, рябина, малина, облепиха – кустарники.

6. Яблоко – яблочный плодожорка – славка.

7. Плоды растений полезны и вкусны, содержат много витаминов и других полезных для организма человека веществ.

8. Обрабатывают почву, подкармливают, пересаживают растения, защищают деревья от грызунов, вредителей, обрезают сухие ветки.

II вариант «Растения и животные поля»

1. Как ты представляешь себе поле?

2. Подпиши названия растений. Дай общее понятие, объединяющее их.

Викторина «Мы путешественники». - student2.ru

3. Растения, которые человек специально выращивает, называются…

4. Какие овощи выращивают в поле?

5. Назови известные тебе сорняки, растущие в поле.

6. Какие животные обитают в поле?

Насекомые Птицы Звери

__________ __________ __________

__________ __________ __________

__________ __________ __________

7. Какие птицы прилетают на поля и уничтожают вредителей?

8. Почему крупные животные не живут в поле?

9. Какие работы люди выполняют на полях?

Ответы:

1. Большой участок земли, засеянный (засаженный) культурными растениями.

2. Пшеница, овес, гречиха – зерновые хлебные культуры.

3. Культурными.

5. Василек, овсюг, осот, пырей, сурепка.

6. Насекомые: капустная белянка, колорадский жук, жужелица. Звери: мыши, хомяки, суслики. Птицы: жаворонок, перепел.

7. Канюк, пустельга, грач, сова.

8. На открытой местности трудно спрятаться.

9. Обработка, подкормка, полив почвы, уход за посадками, прополка, уничтожение вредителей.

III вариант «Растения и животные леса»

1. Как ты понимаешь, что такое лес?

2. Какие виды лесов ты знаешь? Напиши, какие деревья растут в этих лесах.

1. __________ лес 2. __________ лес 3. __________ лес

Деревья Деревья Деревья

3. Почему растения в лесу растут «этажами»?

4. Какую роль в жизни леса играют грибы?

5. Что такое лесная подстилка? Какое значение для леса она имеет?

6. Как люди используют лес?

7. Как люди охраняют лес и животных леса?

8. Назовите животных леса.

Викторина «Мы путешественники». - student2.ru

9. Почему мир животных леса так разнообразен? От чего это зависит?

10. Составь цепочку питания, где звеном будет животное, которое отгадаешь по описанию: «Крупное животное бурого цвета с сильными лапами, крупными когтями и крепкими зубами, которое спит в берлоге зимой».

11. Подпиши названия лесных растений.

Викторина «Мы путешественники». - student2.ru

Ответы:

1. Лес – обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами.

2. Виды лесов – хвойные (ели, пихты, сосны, лиственницы), лиственные (береза, осина, рябина, липа, дубы, клены), смешанные (ели, сосны, березы, осины, дубы и др.).

3. Растениям нужно разное количество света: те, кому надо больше света, занимают верхние «этажи», а те, кому меньше, – нижние.

4. Нити грибниц помогают другим растениям всасывать из почвы воду. Грибы помогают разлагаться растительным остаткам. Это пища и лекарства для животных.

5. Опавшие листья и отмершие части растений. Благодаря ей почвы пополняются перегноем.

6. Место для отдыха: сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных растений; заготовка древесины; охота.

7. Контроль вырубки лесов. Посадка новых растений. Охота – в определенные сроки. Организация заповедников. Охрана растений и животных (Красная книга). Нельзя мусорить, жечь костры, ломать и рвать растения.

8. Паук, мышь, лось, рысь, жук-олень.

9. В лесу несколько ярусов разнообразных растений. Животные приспосабливаются к обитанию и питанию в определенном ярусе. Больше ярусов – больше животных.

10. Семена растений – мышь – медведь.

11. Кислица, кукушкин лен, папоротник, брусника, копытень, ландыш.

Урок 68
Контрольная работа по курсу «Окружающий мир»

Цели:

– контроль знаний, умений, навыков учащихся;

– развивать мышление, память;

– воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: карта полушарий, глобусы, задания на листах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации