V. Какими растениями и животными богата Африка.
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 134 учебника. Назовите обитателей Африки.
Далее учитель демонстрирует рисунки с изображением обитателей Африки. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о растениях и животных Африки.
Баобаб. Когда в пустыне засуха, на толстых корявых деревьях распускаются белые цветы. Это как улыбка природы. Листьев нет, а цветы как кружева!
Ростом он невелик – 12–15 м. Но очень-очень толстый. В некоторых странах внутри баобаба хоронят людей, в других – дупло дерева служит клубом. Если у дерева сверху нет веток и ствола, оно служит колодцем. Внутренность ствола очень мягкая и впитывает в себя воду. Баобабы очень любят слоны, они едят даже кору. А обезьяны любят плоды – большие гладкие огурцы. Внутри они красные, как арбуз. Людям нравятся листья, они заменяют им все овощи.
Баобаб не боится пожара. Сердцевина сгорает, а ствол остается. Это дерево растет в одиночестве. Оно не терпит никаких соседей: кустарников, деревьев, поэтому не встречается в лесах. Живет баобаб 5000 лет.
Африканский страус – самая крупная птица. Его рост достигает 270 см, а вес – 90 кг! В случае опасности страусы бегут со скоростью до 70 км/ч, делая шаги по 4–5 м. Убегающий страус вдруг исчезает из поля зрения. Он ложится, прижимается к земле и вытягивает шею.
Самое крупное наземное животное нашей планеты африканский слон. Масса старых самцов достигает 7,5 т, а рост – 4 м в холке. Слоны единственные сохранившиеся до наших дней животные с хоботом. Хобот – это верхняя губа, сросшаяся с носом. Благодаря особым мышцам и сухожилиям хобот обладает удивительной подвижностью и огромной силой. У слона есть костные бивни – резцы, которые постоянно растут и которыми животное пользуется, когда кормится или защищается. Слон может быть быстрым и ловким, он хорошо бегает. Ноги у него устроены замечательно. На подошве под кожей имеется особая студенистая пружинящая масса, которая делает шаги слона почти бесшумными.
Жираф – самое высокое животное на планете. Его рост 5,5 метров, а вес – 1 тонна. По словам знаменитого зоолога А. Рэма, голову и туловище жираф заимствовал у лошади, шею и плечи получил от верблюда, уши – от быка, хвост – от осла, ноги – от антилопы, а кожу, покрытую красивым мехом, – от леопарда.
Венценосный журавль населяет африканские саванны. Пучок тонких золотисто-желтых перьев образует своеобразный венец на голове, которому журавль обязан своим названием. В отличие от других журавлей, венценосный охотно садится на деревья и даже устраивает гнезда на их вершинах.
У африканского марабу большая голова без перьев и громадный клюв. Спокойно сидящая птица кладет его на мясистый выступ шеи. Кормятся они в основном падалью. И даже грифы, их главные конкуренты, побаиваются марабу из-за их мощного клюва. За «торжественную» чинную походку марабу называют иногда адъютантами. Свои огромные гнезда эти птицы устраивают на деревьях.
В горных лесах Центральной Африки живут самые крупные обезьяны на свете. Рост взрослых самцов горных горилл около 2 м, а вес – более 200 кг.
VI. Итог урока.
– Какие океаны омывают Африку?
– Назовите имена европейских путешественников, исследовавших Африку.
– Какую пустыню пересекает река Нил?
– Какие государства Африки вам известны?
– Какое из легендарных семи чудес света сохранилось с древнейших времен в Египте?
– Какие удивительные растения и животные встречаются в Африке?
Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задание № 7 на с. 45); учебник (с. 133–135).
Урок 62
Кто открывал Америку
Цели:
– сформировать представление учащихся о географическом положении, природе Америки;
– познакомить с историей открытия Америки;
– развивать умения работать с картой;
– воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: карта полушарий; глобус; портреты путешественников; фотографии; рисунки с изображением растительного и животного мира Северной и Южной Америки; контурные карты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. – Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.
Вопросы:
1. Южное вечнозеленое дерево, обычно с прямым стволом и перистыми или веерообразными листьями. (Пальма.)
2. Самое высокое травоядное животное. (Жираф.)
3. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов. (Лев.)
4. Крупная человекообразная обезьяна, живущая в Центральной Африке. (Горилла.)
5. Толстокожий, сладкий и мучнистый продолговатый плод, а также тропическое и субтропическое растение с большими листьями, дающее эти плоды. (Банан.)
6. Пятнистое хищное млекопитающее семейство кошачьих. (Гепард.)
7. Крупное травоядное млекопитающее тропической Азии и Африки с длинным хоботом и двумя бивнями. (Слон.)
8. Крупное копытное млекопитающее, живущее в пресноводных водоемах тропической Африки. (Бегемот.)
9. Ростом невелико, но очень-очень толстое растение. Не боится пожаров, растет в одиночестве. (Баобаб.)
10. Крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды. (Носорог.)
Ключевое слово: Ливингстон.
– Какой материк исследовал этот путешественник?
– Чем удивительна природа этого материка?
2. Сообщения учащихся о растительном и животном мире Африки.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправимся в путешествие на материк, о котором рассказывается в данном стихотворении.
Незадачливый моряк
Плыл на запад, но никак
Он Земли не достигал,
Компас свой не раз ругал.
Плыл он в Индию упорно,
Избежав постов проворных,
Злата, серебра достать,
Никому не отдавать.
Все ж приплыл он, наконец,
В земли, где народ-творец
Он индейцами назвал,
Только в точку не попал.
(Северная Америка.)
IV. Кто открывал Америку.
– О каком моряке идет речь, вы узнаете, прочитав текст на с. 136.
– Кто первым побывал в Америке?
– Кто открыл Америку?
– Первооткрывателями Америки по праву следовало бы считать древних скандинавов-викингов. На своих небольших суденышках они еще 1000 лет назад отважились плавать из Европы на далекие северные острова Атлантического океана и достигли берегов Северной Америки, считая их, правда, тоже берегами каких-то больших островов. Еще шесть веков назад жители Европы, Азии и Африки даже не подозревали, что на Земле есть какие-то другие материки. Но вот люди научились строить и водить корабли, способные совершать многомесячные плавания по морям и океанам. В результате этих плаваний накопились наблюдения, позволившие ученым уточнить представления о форме и размерах Земли. Велись поиски очень важного для развития торговли морского пути из Европы в Индию вокруг берегов Африки. Но сам путь был очень далеким и опасным. И в это время в умах европейцев, знакомых с последними достижениями географии, родилась смелая и даже фантастическая для их современников идея: ведь если Земля имеет форму шара, то можно, плавая из Европы на запад, попробовать пересечь океан и добраться до восточных берегов Евразии – до Китая и далее до Индии.
Знания о Земле в то время были очень неточными, и Колумб представлял себе океан существенно меньшим, чем он оказался в действительности. Эта ошибка помогла ему заразить верой в успех грандиозного плавания испанского короля, который решился снарядить для небывалого путешествия три больших корабля. С большим трудом Колумб набрал команды из самых отчаянных смельчаков, согласившихся отправиться с ним почти на верную смерть – в плавание за океан, где, по представлениям большинства их современников, мог располагаться только край света, ад. Но Колумба, убежденного в правильности замысла плавания, ждала великая удача. После изнурительного двухмесячного плавания, когда отчаявшиеся команды кораблей уже потеряли веру в своего адмирала, они, наконец, увидели впереди долгожданную землю. Это были острова вблизи южной оконечности Северной Америки. Колумб был убежден, что доплыл до каких-то островов у берегов Китая или Индии. Вернувшись в Европу, он объявил, что морской путь к Индии через Атлантический океан открыт! До конца своей жизни увенчанный славой мореплаватель не подозревал, что им совершено гораздо более грандиозное открытие. В последующих плаваниях мореплаватели проплыли еще дальше на запад, но пристали не к берегам Китая или Индии, а к берегам не известного никому материка, который позже назовут Америкой. А коренных жителей Северной и Южной Америки, благодаря ошибке Колумба, до сих пор называют индейцами. Цветом кожи они действительно схожи с жителями Индии.
Веспуччи Америго (1451–1512), итальянский мореплаватель, выяснил, что открытые Х. Колумбом острова не Индия, а новый материк. Северную часть Южной Америки он назвал Новым Светом, а именем самого Америго Веспуччи назвали сначала Южную, а затем Северную Америку.
V. Северная Америка.
– Рассмотрите карту полушарий. Назовите географическое положение Северной Америки.
– Какие океаны омывают Северную Америку?
– Есть ли острова около этого материка?
– Каковы особенности рельефа?
– Дайте характеристику водоемам Северной Америки.
Учитель обобщает ответы учащихся, показывает географические объекты на карте. Учащиеся отмечают их на контурной карте (с. 46 в рабочей тетради).
– Как и Евразия, материк Северная Америка находится в Северном полушарии. Только Евразия располагается в основном в Восточном полушарии, а Северная Америка – целиком в Западном. Материк омывают воды трех океанов: на севере – Северный Ледовитый, на западе – Тихий, на востоке – Атлантический. Прилегающие к северной части материка многочисленные острова располагаются близко к Северному полюсу. Среди них находится самый большой остров мира – Гренландия. Южная оконечность материка располагается вблизи экватора.
Всю западную часть материка занимают тянущиеся в основном с севера на юг горы – Кордильеры. С их склонов стекают многочисленные реки, в том числе самая крупная река Северной Америки и одна из величайших рек мира – Миссисипи. В центральной и восточной частях материка имеются обширные возвышенности и низменности. А северная часть материка богата большими и малыми озерами. Здесь находятся крупнейшие в мире после Каспийского моря Великие Американские озера: Эри, Гурон, Мичиган, Верхнее (самое крупное из них).
VI. Южная Америка.
– Рассмотрите карту полушарий. Каково географическое положение Южной Америки.
– Какие океаны омывают Южную Америку?
– Каковы особенности рельефа?
– Дайте характеристику водоемам Южной Америки.
Учитель обобщает ответы учащихся, показывает на карте географические объекты. Учащиеся отмечают их на контурной карте (с. 48 в рабочей тетради).
До сооружения Панамского канала, пересекшего узкую полоску суши между двумя океанами, Южная Америка составляла единое целое с Северной Америкой. Большая часть материка располагается в Южном полушарии. На востоке его омывает Атлантический океан, а на западе – Тихий. Материк вытянут в направлении с севера на юг. В северной части его пересекает экватор, а южная оконечность располагается вблизи берегов Антарктиды.
Так же, как и в Северной Америке, вдоль всего западного побережья Южной Америки протянулась длиннейшая в мире горная система Анды. По высоте горных хребтов она уступает только горам Азии. Многие вершины здесь поднимаются выше 5000 м. Есть среди них и действующие вулканы. Но большую часть материка занимают низменности и плоскогорья, в том числе – расположенная вблизи экватора величайшая в мире Амазонская низменность. Она пересечена множеством рек – притоков крупнейшей на материке реки Амазонки. По количеству переносимой к океану воды Амазонка не имеет равных среди рек мира. В Южной Америке, на северной оконечности Анд, находится и самый большой в мире водопад Анхель. Его вода стекает с горного уступа высотой 1045 м. На севере Анд находится и самое дождливое место в мире, а на юге – одна из наиболее засушливых пустынь мира – Атакама.