VI. Каких успехов добился Советский Союз.
– Историки часто называют ХХ век веком научно-технической революции, подготовленной достижениями XIX столетия. Словом «революция» обозначают быстрые и очень существенные изменения в жизни общества. Эти изменения в ХХ веке в большой степени связаны с развитием радио и телевидения, транспорта и связи, электроники и автоматики, освоением космического пространства и началом использования атомной энергии.
Много замечательных самолетов и вертолетов было разработано и создано в нашей стране после войны. За знаменитыми, известными во всем мире марками «ТУ», «ИЛ», «ЯК», «ЛА», «МИГ», «КА», «СУ» стоят имена тысяч создателей российской авиационной техники – ученых, конструкторов, инженеров и рабочих.
Выдающийся вклад внесла наша страна в ракетостроение и освоение космоса. Начало космической эры мы связываем с трудами российского ученого Константина Эдуардовича Циолковского, в которых он заложил основы теории полетов в космос. Еще до начала Великой Отечественной войны в стране начали заниматься разработкой ракет, и уже в годы войны были созданы и впервые применены установки с реактивными снарядами – небольшими ракетами. Наши солдаты назвали их «катюшами». Это слово с ужасом вспоминали уцелевшие в войне гитлеровцы. После войны в Советском Союзе были созданы большие баллистические ракеты, способные долетать до любой точки на Земле. Первоклассная ракетная техника позволила нашей стране осуществить запуск на орбиту вокруг Земли первого в мире искусственного спутника Земли: 4 октября 1957 года в космосе впервые появилось рукотворное космическое тело, за полтора часа облетевшее вокруг Земли.
В 1959 году советская автоматическая космическая станция получила и доставила на Землю фотографии обратной стороны Луны. А 12 апреля 1961 года в космос был запущен первый космический корабль с человеком на борту. На нем побывал в космосе первый землянин – наш соотечественник Юрий Гагарин. С тех пор 12 апреля отмечается как День космонавтики. Первым человеком, вышедшим из космического корабля в открытый космос, тоже стал в 1965 году наш соотечественник – космонавт Алексей Леонов. Особая заслуга в деле создания ракетной и космической техники принадлежит выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву и выдающемуся ученому, академику Мстиславу Всеволодовичу Келдышу.
Большие надежды в обеспечении человечества в будущем электрической энергией ученые связывают с освоением атомной энергии. Уже сейчас в разных странах мира вырабатывают электрический ток сотни атомных электростанций. А первая такая электростанция была построена в 1954 году в подмосковном городе Обнинске под руководством академика Игоря Васильевича Курчатова.
Но среди несомненных успехов были и неудачи. Не хватало продовольствия, товаров народного потребления, мало строилось жилья.
VII. Итог урока.
– Сколько Отечественных войн было в истории России?
– Чем они сходны, чем различаются?
– С каким государством соперничал Советский Союз при освоении космоса?
– Почему успехи Советского Союза в освоении космоса свидетельствуют о высоком уровне развития в стране науки и промышленности?
– Почему Советский Союз отстал от многих стран в создании домашних холодильников, телевизоров, магнитофонов, легковых автомобилей?
Учащиеся составляют схему:
Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задания № 41, 42 на с. 31); учебник (с. 111–114); подготовить сообщение об успехах послевоенного восстановления и строительства народного хозяйства или освоения космоса.
Урок 57
КАК ОБРАЗОВАЛАСЬ РОССИЯ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ.
Начало перестройки. Современная Россия
Цели:
– раскрыть причины начала перестройки в стране;
– познакомить учащихся с организацией управления в современной Россией;
– развивать умения выделять главное в тексте, выявлять причины и следствия изменений в жизни общества;
– воспитывать уважение к людям труда.
Оборудование: схема; карточки со словами «Президент», «Правительство», «Конституция».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
– Какое государство первым создало атомное оружие?
– Почему Советский Союз вынужден был включиться в гонку вооружений?
– Какими успехами могла гордиться наша страна в послевоенное время?
– Почему важно было восстановить после войны памятники старинной архитектуры?
– Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры?
– Космический аппарат какого государства первым долетел до Луны?
– Космонавты какого государства первыми побывали на Луне?
2. Кроссворд «Россия в конце ХХ века».
1. Его запустили в космос впервые в мире в Советском Союзе 4 октября 1957 года. (Спутник.)
2. Эту часть нашей страны Ломоносов призывал осваивать. (Сибирь.)
3. Коллективное хозяйство. (Колхоз.)
4. Об этой профессии весь мир узнал 12 апреля 1961 года. (Космонавт.)
5. Это событие произошло в прошлом веке и изменило устройство нашего государства. (Революция.)
6. Его подземными станциями любуются зарубежные туристы. (Метро.)
Ключевое слово: пионер.
– Что означает слово «пионер»?
3. Сообщения учащихся о восстановлении хозяйства страны.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как распался Советский Союз, почему началась перестройка.