Символ греха, соблазна, преступления
Иконография Дьявола достаточно популярна и узнаваема, и в первых печатных колодах он уже присутствует в своем зверино-человеческом (рога, крылья, петушиные или копытные ноги при человеческом теле), демоническом облике. Отправиться в ад означало попасть в пасть к дьяволу: поэтому в некоторых колодах дьявол пожирает грешников.
В Марсельской традиции у Дьявола появляется факел, дубина или меч – очевидно мужские и более цивилизованные формы обращения со средой. Подчеркивается его андрогинность: сочетание мужского фаллоса и женской груди или же классическое второе лицо вместо гениталий (уподобление гениталий зловещему лику, что в архетипическом содержании присутствует нередко, вспомним зубастую вагину и нос-фаллос). Именно здесь появляются прикованные к постаменту «жители Ада».
В христианском монотеизме не было места для равного Богу злого начала. Представления о всемогуществе Бога вступали в противоречие с его всеблагостью: если Бог всемогущ и добр, то откуда взялось зло? Потому Дьявол в Средневековье существовал как некая обособленная персонификация Божьего гнева, был подчиненным Богу существом, осуществляющим божественные кары, исполнителем Божьих приговоров (вспомним тут и совсем позднее, романтическое, гетевское: «Я часть той силы, что всегда творит добро, всему желая зла»). В народной среде Дьявол, однако же, был вполне самостоятельной личностью со своими неясными, но вредными замыслами. Любые события и действия самого человека объяснялись борьбой двух начал: доброго и злого, Бога и Дьявола. Осмыслением этой теории, впрочем, был подход, по которому дьявол может лишь соблазнить человека, но не принудить его ко злу. Свобода воли сохранялась за человеком. Это было незыблемо. Дьявол был искусителем, Змеем дохристианской библейской традиции, который ныне искушает всех людей. Образ Дьявола в виде Дракона или змея присутствует в средневековой иконографии, но его практически нет в Таро. Нередким было представление о Дьяволе как о сатироподобном существе с Рогами, хвостом и копытами на ногах, однако с человеческой верхней частью туловища и человеческой или козлоподобной головой. В период оккультного осмысления колод Таро в этой карте Кур де Жеблен увидел египетского Тифона (не путать с Тифоном греческим), брата Осириса и Исиды, воплощение (для де Жеблена!) злого начала, аналога христианского Дьявола.
При толковании XV аркана важно прочесть интерпретацию каждой конкретной колоды. В «старых» или ориентированных на старую традицию колодах Дьявол будет тем самым искусителем, провокатором, соблазнителем и грехом, который не доведет до добра. Одной из самых сильных карт такого рода можно назвать Дьявола «Сказочного Таро» авторства Карен Махони и Алекса Уколова. Здесь карта соответствует сказке братьев Гримм «Красные башмачки» (подобная сказка есть и у Х.-К. Андерсена, но здесь важна гриммовская версия) – о девочке, которая поддалась искушению надеть красные туфельки в церковь и начала танцевать, а потом так и не смогла остановиться, и пришлось палачу отрубить ей ножки из сострадания[54]. Здесь это то искушение, тот соблазн, которому невозможно противиться, несмотря на понимание (или частичное понимание) его опасности. Как постоянно проигрываемое «падение» это сходно с действием психологической зависимости – алкоголизма, наркомании, игровой зависимости (игромании), трудоголизма, любовной зависимости. Как внезапно проявившаяся ситуация она ставит выбор – и этот выбор, как и в карте «Влюбленные», должен совершить сам человек. Но в отличие от Влюбленных здесь обычно очевидно, кто есть кто. И последствия также достаточно очевидны. Впрочем, сила притяжения или инерции бывает такова, что отказаться от соблазна нет сил…[55] Карта часто отображает состояние сильной тревоги.
«Древний Змий» оккультистов
Уже начиная с Эттейлы, издавшего «исправленную» в соответствии со своими воззрениями колоду Таро, «Дьявол» переосмысливается. Он имеет порядковый номер XIV и называется «Force Majeure» («Непреодолимая сила»). Элифас Леви одобряет такого «Дьявола» и создает своего «Бафомета» по его образу и подобию. Для Леви эта карта изображает «дракона всех теогонии» (Тифона египтян, Пифона греков) и козлоподобного Бафомета тамплиеров. Козла ведьминских шабашей… Это символ Вселенной или же магическая сила, используемая злой или слепой человеческой волей; все то, что получается в результате нисхождения духа в материю, во всем его многообразии, как хорошего, так и плохого. Эта идея позднее присутствовала в трудах и колодах и других оккультистов. Так, «Дьявол» Освальда Вирта (автора одной из известных оккультных колод начала XX века) – магический агент, «без участия которого невозможны никакие чудеса, если только это не чудеса исключительно духовной природы, ибо, когда один чистый дух непосредственно воздействует на другой, чудеса совершаются без вмешательства Дьявола». Другие оккультисты, в частности Ханейро, утверждали, что XV аркан символизирует «принцип индивидуальной воли; творческий огонь; силу желания; постоянное противоречие, побуждающее дух стремиться к противоположностям; процесс зачатия; раздор; страх и ярость».
В традиции ордена Золотой Зари XV аркан сопоставлялся с XIII («Смертью»), представляя собой разрушительную, динамическую силу Смерти и сковывающую, статичную, но и репродуктивную силу Дьявола. Страх перемен и исчезновения, вселяемый XV арканом, приводит к сохранению силы, жизни и непрерывности существования, а титул этой карты в Золотой Заре был «Владыка Врат Материи или Дитя Сил Времени». Зодиакальным знаком, атрибутированным к этой карте, оставался Козерог.
Р. Уонг, создавший колоду «Таро Золотой Зари» по инструкциям Израэля Регарди, сообщает, что эта карта, соответствующая 26-му пути каббалистического Древа Жизни (Тиферет-Ход), носит название «Обновляющий Разум», и на этом пути практикующий маг смещает свою точку зрения, получает новое видение вещей, задействует внутреннее видение (или «око», а это значение буквы айин, соответствующей карте). Скованные же у престола Дьявола фигуры способны воспринимать только то, что говорит им материальный мир, и, таким образом, находятся в рабстве у иллюзии. (Существует колода «Таро Древа Жизни» авторства Кампхаузена и Ван Левена, на картах которой обозначены лишь пути Древа Сефирот, древнееврейские буквы и знаки зодиака в соответствии с традицией Золотой Зари.) В колоде Артура Уэйта «Дьявол» – некое сочетание привычного бафометоподобного «Дьявола» Леви и «Влюбленных» (VI аркана); метафора грехопадения.
В целом, как в оккультных колодах, так и в иных «Дьявол» (XV аркан) действительно часто намекает на риск и нарушение правил… но кто знает и кто скажет, лучше ли остаться в вечном неведении или же узнать на собственном опыте?..
Инструментальный подход
Дьявол часто предлагает инструментальный подход к делу. Для него нет одухотворенности целого, он представляется в наборе деталей, которые можно сложить тем или иным способом, произвольно меняя содержание. В отличие от системной структуры «Императора» (IV аркана) это ловушка и ошибочное представление. Это взгляд и подход Дьявола, который способен видеть лишь сиюминутное и тактически верное, но не целое и не осмысленное. Разъединяющий «Dia-bol» в этом смысле противоположен объединяющему «Sym-bol».
Поэтому скованные цепью мужчина и женщина в этой карте представляют «темное и теневое зеркало» VI аркана: здесь присутствует лишь формальная структура, неживой организм сообщества или пары, здесь начинается тление и разложение, гниение, но не алхимическое и превращающее материю в нечто иное, а разлагающе-ядовитое, зловонное, отравляющее. Формально все может быть прекрасно, но глаза участников и свидетелей закрыты или подернуты пеленой иллюзии, фантазии, рамками приличий, сдержанностью перед авторитетами, даже сугубыми добродетелями: уважением, доверием, добротой, альтруизмом. Однако если система с гнильцой, то и закрытые глаза, и заткнутые уши не помогут: серное зловоние проникнет в ноздри, ядовитая кислота съест кожу. Вновь, как и прежде, перед человеком стоит задача распознать дьявола в любом, пусть даже самом прекрасном и достойном с виду обличье.