Сила сопротивления греху (христианская добродетель)
В христианском мировосприятии к четырем классическим добродетелям – Благоразумию, Умеренности, Силе (или Храбрости) и Справедливости – добавилось еще три: Вера, Надежда и Любовь. Все вместе, всемером, противостояли семи основным грехам человечества: гордости, алчности, похоти, гневу, чревоугодию, зависти и лени (или унынию).
Стоит заметить, что самая популярная колода Таро на сегодняшний момент – Таро Райдера-Уэйта – была создана оккультистом-католиком, Артуром Уэйтом, поэтому она в большей степени выглядит как квазихристианский продукт мистического творчества. Соответственно, и ее многочисленные «клоны» во многом повторяют характерное сочетание пафоса и сентиментализма, свойственного этой колоде. Не избежали определенной обусловленности в связи с этим и карты, обозначающие добродетели (а также ассоциирующиеся с грехом). В соответствии с христианскими воззрениями автора в колоде Уэйта (и ее наиболее последовательных «клонах») в этой карте обнаруживают «мягкую власть любви и духовного разумения», духовное самопознание, духовную любовь и терпение. Знак бесконечности над головой девы пошел от колоды Эттейлы, который изобразил в таком виде шляпу девушки из Марсельского Таро.
В колоде Хайндля на этой карте изображена обнаженная женщина у воды в причудливом танце-борьбе со Змеем на фоне древесно-скалистого ландшафта (характерного для этой колоды) и под растущей луной. Здесь мы можем увидеть очевидную аллюзию на борьбу с первородным грехом. И все же в позе женщины нет напряжения и усилия, нет даже иллюзии контроля над Змеем: их отношения похожи на танец равных противников. Хвостом Змей касается воды, а его голову сама женщина словно пытается поднять как можно выше. При этом сама она стоит одним коленом на земле. Они оба словно пытаются соединить земное с небесным. Их танец создает небесный просвет в плотном земном ландшафте. Эта карта говорит о борьбе, но и о союзе земного с небесным, природного – с человеческим, смертности – с бессмертием. Эта борьба и этот союз возможны лишь при условии смелости, позволяющей допустить в себе и в мире существование черт Иного.
Внутренняя борьба
В современных колодах, как правило, в этой карте видят борьбу желаний и рассудка, эмоций, чувств и волевых решении или правил, допуская, впрочем, разный исход этой битвы. Интересный ход использовали создатели «Богемских Барочных котов»: здесь живая кошка сражается с искусственно созданной химерой. Так истинное и живое, реальное желание способно противостоять искусственным построениям (в том числе порождениям того, что психоаналитики называют Суперэго: некоего общего авторитетного мнения, «гласа социума» или родительского голоса). В известной степени это другой взгляд на тему борьбы духовного и желаемого: Истинное Желание как нечто живое и важное противопоставляется искусственно созданным идеям и представлениям о высоком – и несбыточном, о некой «химере».
В «Алхимическом Таро» мы видим очень интересную интерпретацию образа Зеленого Льва. В алхимических воззрениях этап Зеленого Льва знаменовал часть большой стадии Нигредо, когда Зеленый Лев пожирал (или порождал) Солнце, причем оба при этом испытывали мучения. Здесь же Дева едет верхом на Зеленом Льве, держа над собой сердце, связывающее Солнце и Луну. В этой карте мы видим преодоление стадии Зеленого Льва через единение солнечного (мужского) и лунного (женского) принципов в любви. Внутренняя борьба по этой карте разрешается интеграцией.
«Вожделение» по системе Алистера Кроули
В философических системах XIX века добродетель как этический принцип (положительное нравственное свойство человека, определяемое его волей и поступками) сменилась приоритетом свободы духа и высшею блага. В наибольшей степени этическому мировоззрению нового и Новейшего времени соответствуют авторские колоды с разработанной оккультной системой. В первую очередь это «Таро Тота» Кроули, где добродетель явственно заменяется понятием True Will – Истинной Воли человека, соответствующей Воле Вселенной.
В «Таро Тота» имя этой карты – «Lust» («Желание», «Страсть», «Вожделение»). Здесь женщина – Багряная Жена из философско-магической системы Кроули – сидит на Звере Апокалипсиса. «В прошлом этот аркан называли «Сила». Однако он означает нечто гораздо большее, нежели сила в обычном смысле слова. <…> «Вожделение» – это не только сила, но и радость от применения силы. Это мощь и упоение мощью» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).
Данная карта связана с одним из важных постулатов в магическо-философской системе Кроули:
«Итак, в этой карте перед нами предстает легенда о женщине и льве или, скорее, змеельве (карта соответствует букве тет, означающей змея). На заре Эона Осириса пророки предвидели явление грядущего Эона – того, в котором мы живем ныне, – и он внушал им чрезвычайный ужас и страх, ибо они не понимали принципа смены Эонов и каждую перемену воспринимали как катастрофу. Такова подлинная интерпретация и причина яростной хулы на Зверя и Багряную Жену в 13, 17 и 18-й главах Апокалипсиса. Однако на Древе Жизни путь Гимел-Луны, нисходящий с самых высот, пересекается с путем Тет – Льва, обители Солнца, а следовательно, Жену на этой карте можно считать образом Луны, полностью озаренной Солнцем и слившейся с ним в любовном соитии, дабы породить, во плоти и в человеческом облике, посланника или посланников Владыки сего Зона. Она восседает на Звере; в левой руке она держит поводья – символ страсти, связывающей ее со Зверем. Правой рукой она возносит чашу – Святой Грааль, пылающий любовью и смертью. В чаше этой смешаны элементы причастия нового Зона» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).
Что касается толкования этой карты, то Кроули рассматривал ее так:
«В этой карте заключено божественное опьянение, или экстаз. Женщина в немалой степени опьянена и в немалой степени безумна; лев же пылает вожделением. Это означает, что представленная здесь форма энергии относится к первичному, творческому типу: она совершенно свободна от критических оценок разума. На этой карте представлена воля нынешнего Эона. Зверь, несущий на спине свою Невесту, шествует по изображенным на фоне ликам святых, обескровленным, ибо всею жизнью своей они напитали Святой Грааль. <…>
Это таинство есть физико-магическая формула посвящения, завершения Великого Делания. В алхимии это процесс дистилляции, совершающийся силою внутреннего фермента, а также влияние Солнца и Луны. За образами Зверя и его Невесты, на заднем плане, изображены десять сияющих, лучезарных кругов. Это сефирот, но еще не проявленные и не упорядоченные, ибо для каждого нового Зона необходима новая система классификации Вселенной.
В верхней части карты помещен символ нового света, увенчанный десятью рогами Зверя – десятью змеями, устремляющимися во все стороны, дабы разрушить мир и сотворить его заново» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).
Колода «Колесо перемен» («Wheel of Change») старается следовать традиции колоды Тота. Здесь изображена молодая африканская девушка верхом на львице, а правую ее ногу обвивает змея. Львица несется во весь опор, и девушка держит над собой лунно-солнечный штандарт. Поодаль пасутся жирафы. Здесь я бы увидела совмещение арканов VIII (или XI в других системах) «Сила» и VII «Колесница». Для авторских колод, не опирающихся и, четкую систему, достаточно характерно смешение архетипических принципов разных арканов (в этом тоже стоит уникальность колод – и индивидуальное видение мира авторов). В данном варианте «Силы» можно заметить недостаток стабильности, устойчивости, постоянства. Но другой стороны, именно от «Колесницы» этой же колоды «Сила» заимствовала личное и индивидуальное, в то время как VII аркан «Колеса Перемен» – совершенно надличностная система божественного порядка вещей и их изменений (и это – крен в сторону «Колеса Фортуны», X аркана). Поэтому именно «Силе» в данной колоде достался личный триумф и движущая сила VII аркана.
Сила в нашей жизни
Находясь в этой карте, мы можем проживать сильное напряжение внутреннего или внешнего конфликта. И в том и в другом случае речь может идти о принятых, усвоенных моделях поведения, их эффективности или, наоборот, неадекватности в ситуации. Нередко это – внутреннее напряжение супружеских конфликтов, когда лев уже устал открывать пасть, если потребуют, или когда пальцы укротительницы становятся уж слишком жесткими. Это время смены привычных сценариев или, наоборот, удержания привычного паттерна.
Здесь нет абсолютной заданности некоего урока (например, о том, что непременно надо терпеть или обязательно справляться с ситуацией). Этот вызов можно пройти, преодолев препятствие, выдержав длительное напряжение или, наоборот, выйдя из ситуации. В любом случае яркое проявление этой карты будет говорить о силовом противостоянии и сдерживании напора.
Благоразумие
Благоразумие – одна из четырех добродетелей, по неизвестным причинам не прижившаяся в колодах Таро (за исключением авторской гадательной колоды Эттейлы), хотя и присутствовала в родственных этой системе итальянских колодах Мантенья и Минкиати. Таким образом, в Старших арканах Таро присутствуют три добродетели из четырех: есть Сила, Справедливость и Умеренность, но нет Благоразумия.
В XX веке это упущение компенсируется значением карты 8 Дисков (Монет, Пентаклей) из числа Младших арканов, которая интерпретируется как «благоразумная деятельность, достижение успеха малыми делами», или же введением в систему Старших арканов дополнительной карты «Благоразумие», как это было сделано в «Пражском Таро» второй редакции.
Глава 16
«ОТШЕЛЬНИК» (IX)
Карта «Отшельник» первоначально изображала пожилого человека в добротной одежде, с песочными часами в руке. Предположительно, это была аллегория времени или старости. Впоследствии часы в руке превратились в фонарь, а солидный мужчина – в отшельника, монаха в рясе или плаще с капюшоном[40].
Классическая иконография. Фигура в плаще с капюшоном опирается одной рукой на посох и держит в другой руке фонарь.