Между импульсивностью и стабильностью
Возвратившись к иконографии и атрибутации карты, отметим еще раз, что даже в исторических колодах Император изображался то уже пожилым мужчиной с седой бородой (Висконти-Сфорца), то просто зрелым мужчиной (Марсельское Таро). В современных колодах традиции Уэйта это скорее очень основательный Император, недвижимый и ригидный; хотя в атрибутации этой карты неминуемо присутствует знак Овна, импульсивного начала, взрыва энергичной деятельности. В большей степени соответствует Овну Император «Таро Тота» Кроули: вся карта выдержана в ало-оранжевых тонах (цветах знака Овна), а фигура мужчины представляет собой скорее символ, а не портрет с определяемым возрастом и характером.
Об Императоре Кроули пишет: «Относительно свойств этой власти следует отметить, что она подразумевает внезапную, бурную, но непостоянную деятельность. Если сила его действует слишком долго, то начинает сжигать и разрушать. Она не такова, как Творческая Энергия [путей] Алеф и Бет: карта Императора расположена ниже Бездны» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз). В то же время, согласно колоде и книге Уэйта, Император – воплощение мужской силы и мощи, восседающей «на троне разума», чья премудрость неосознанна, но осенена вышним миром. В презентации этого аркана Уэйтом мы видим скорее знак Льва или планету Юпитер, хотя и у него он атрибутирован Овну (в рамках традиции Золотой Зари). Поэтому в настоящее время Император Таро представляет собой различные «импульсивность–стабильность», «прерывистость–континуальность» мужского созидательного начала.
Так, в колоде «Таро Нового видения», нарочито обратном «клоне» Уэйта, в основании трона Императора лежит живая черепаха – символ постоянства, неторопливости, основательности, хотя спинка трона украшена изображением парящего орла. В этой карте я бы увидела «искусственные идеалы», хотя и вполне практичную основательность. В «Романтической Викториане», напротив, Император выглядит как молодой человек, играющий в домашней театральной постановке на сюжет из жизни древнеегипетских фараонов. Здесь перед нами юный Император, только овладевающий искусством управлять – и собой, и своим пространством. В «Олимпийском Таро» Император, против обыкновения, – не Зевс, а Арес на вершине горы. Как ни удивительно, Лон Майло Дюкетт, тонкий интерпретатор Алистера Кроули, в своей колоде «Таро Церемониальной магии» («Ceremonial Magic Tarot») показывает Императора и вовсе высеченным из камня до пояса (ниже пояса камень оставлен необработанным), хоть и с лавровым венком на голове и на фоне Парфенона; это даже не сам Зевс, а тень его… хоть и на алом фоне и с навершием жезла в виде бараньей головы.
Император в нашей жизни
Император может обозначать тему внутренней структуры личности и волевых актов. Это может быть вызов в определении целей и расширении территории и точно так же – по самой специфике Старшего аркана – одержимость идеей распространения своей власти и вкладывание в это всей силы и мощи. Извне Император будет являться нам в виде властных мужчин, образа отца или отцовской фигуры (обладающей авторитетом и властью), также мужа или партнера для женщины (если она видит его сильным или обладающим важными полномочиями).
Нельзя сказать, что отказаться от проекций Императора в мир так уж реально. Как часть некоей социальной иерархии он всегда будет присутствовать в нашей жизни. Не проецировать его (как мы пытались это делать на предыдущих картах) – именно во всей мощи Старшего аркана – мы можем лишь на людей. Тогда, сняв сакральность божественного символа, мы увидим в них королей различных мастей – конкретные и реальные образы.
Глава 12
«ИЕРОФАНТ» (V)
Первоначально эта карта называлась «Папа» и изображала главу Римско-католической церкви. В эпоху Реформации карты «Папа» и «Папесса» временами удалялись из колоды: их заменяли «Юпитером» и «Юноной» или иными парами персонажей. В эпоху оккультного осмысления Таро «Папа» уступил место «Иерофанту» – так называли посвятителей, главных жрецов античных элевсинских мистерий.
Классическая иконография. Немолодой мужчина в папской тиаре сидит на троне, у его ног – коленопреклоненные прелаты. В одной руке его – священнический посох, пальцы другой сложены в благословляющем жесте.