Тема 5. Австралия и Океания (5 ч)

Австралия. Географическое положение. История открытия и исследования материка (Д. Кук, А. Тасман, Э. Эйр, Дж. Стюарт). Геологическое строение. Особенности рельефа. Богатство полезными ископаемыми.

Климатические пояса и типы климатов. Самый засушливый материк. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды. Богатство подземными водами. Крики.

Природные зоны. Австралия — материк тропических пустынь.

Австралийский Союз. Население. Этнический и религиозный состав. Особенности материальной и духовной культуры населения. Хозяйство. Промышленность. Сельское хозяйство. Города.

Океания. Географическое положение. Особенности природы. Политическая карта. Хозяйственная деятельность населения.

Практическая работа

5. Физико-географическая характеристика территорий по выбору (Западно-Австралийского плоскогорья или Большого Водораздельного хребта Австралии).

Основные понятия: крики, эндемики, скрэбы.

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащимся необходимо:

называть и показывать: заливы: Карпентария, Большой Австралийский; пролив Торресов; острова и группы островов: Меланезия, Полинезия, Микронезия, Новая Гвинея, Гавайские, Пасхи, Марианские, Тасмания, Новая Зеландия, Маршалловы; полуостров Кейп-Йорк; платформу Австралийскую; горы: Большой Водораздельный хребет, Австралийские Альпы (г. Косцюшко); равнину Центральная низменность; пустыню Большая пустыня Виктория; климатические пояса и природные зоны; реки: Дарлинг, Муррей; озеро Эйр; национальные парки: имени Косцюшко, Большая пустыня Виктория, Большого Барьерного рифа; государство Австралийский Союз; города: Канберра, Сидней, Мельбурн;

описывать особенности культуры населения, хозяйственной деятельности;

объяснять своеобразие растительного и животного мира; особенности размещения и структуры населения;

уметь устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственной деятельностью человека;

характеризовать особенности географического положения Австралии и Океании; характерные черты природы Австралии и Океании; особенности населения; уровень социально-экономического развития Австралийского Союза и стран Океании; хозяйственную деятельность.

Тема 6. Антарктида (3 ч)

Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Размер и береговая линия. Океаны и моря, омывающие материк. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями (Ф. Белинсгаузен, М. Лазарев). Исследования материка (Р. Амундсен, Р. Скотт).

Основные черты природы. Геологическое строение и рельеф. Особенности климата. Полюс холода. Климатические пояса.

Внутренние воды. Покровные и шельфовые ледники. Запасы пресной воды. Органический мир.

Современные исследования. Роль белорусских ученых в исследованиях материка.

Влияние Антарктиды на природу Земли. Проблема озоновых дыр. Охрана природы.

Основные понятия: шельфовый и покровный ледники, антарктическая пустыня, стоковые ветры, антарктический оазис, озоновая дыра.

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащимся необходимо:

называть и показывать: море Росса; полуостров Антарктический; платформу Антарктическую; горы: Трансантарктические, Антарктические Анды, массив Винсон; вулкан Эребус; станции: Молодежная, Восток, Гора Вечерняя; озеро Восток;

характеризовать особенности географического положения Антарктиды, роль современных исследований, основные черты природы материка;

объяснять отличие понятий «Антарктида» и «Антарктика»; особенности рельефа, причины бедности видового состава растительного и животного мира, влияние Антарктиды на природу Земли.

Обобщающее повторение (1 ч)

Тема 7. Южная Америка (9 ч)

Америка — одна часть света и два материка. Географическое положение Южной Америки. История открытия и географические исследования (А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Н. Вавилов). Вклад выходцев из Беларуси в исследование материка (И. Домейко, К. Ельский).

Геологическое строение и особенности рельефа. Полезные ископаемые. Горы Анды — самая протяженная горная цепь на суше. Плоскогорья и равнины. Вулканы и землетрясения.

Климатические пояса и типы климатов. Самый влажный материк. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды. Обеспеченность водными ресурсами. Основные речные бассейны. Главные реки и озера, водопады. Амазонка — самая полноводная река Земли.

Природные зоны. Южная Америка — материк влажных тропических лесов. Высотная поясность Анд.

Население. Расы и расовые группы. Этнический и религиозный состав. Особенности материальной и духовной культуры населения. Размещение населения. Города и агломерации. Проблемы «ложной урбанизации».

Политическая карта материка.

Страны Южной Америки в современном мире. Особенности структуры валового внутреннего продукта. Сфера услуг. Промышленность. Ускоренное развитие обрабатывающей промышленности. Сельское хозяйство. Экологические проблемы.

Комплексная географическая характеристика стран: Аргентинская Республика, Боливарианская Республика Венесуэла. Особенности географического положения, природы, населения, хозяйства, внешних экономических связей. Аргентина — страна экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции. Венесуэла: особенности экономического развития.

Федеративная Республика Бразилия — лидер среди стран Южной Америки по величине валового внутреннего продукта. Географическое положение. Население. Сфера услуг. Промышленность. Важная роль добывающей промышленности.

Сельское хозяйство. Значение растениеводства. Транспорт. Внешние экономические связи.

Практические работы

6. Сравнительная характеристика рек Амазонки и Нила по плану. Особенности использования рек в хозяйственной деятельности.

7*. Комплексная характеристика страны (Бразилия).

Основные понятия: озеро-лагуна, гилея, кампос, пампа, льянос, мангры.

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащимся необходимо:

называть и показывать: Южную Америку, Латинскую Америку; архипелаг Огненная Земля; проливы: Магелланов, Дрейка; канал Панамский; платформу Южно-Американскую; горы Анды (г. Аконкагуа); вулкан Котопахи; плоскогорья: Бразильское, Гвианское; низменности: Амазонская, Оринокская, Лаплатская; климатические пояса; реки: Амазонка, Парана (водопад Игуасу), Ориноко (водопад Анхель); озера: Маракайбо, Титикака; природные зоны; национальные парки: Сан-Жуакин, Игуасу, Ману; электростанции: Итайпу, Гури, Тукуруи; промышленные центры; страны и их столицы: Бразилия (Бразилиа), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас); месторождения: железной руды — Каражас, бокситов — Тромбетас; промышленные центры: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Ла-Плата;

описывать основные черты рельефа, климатических поясов и природных зон; особенности внутренних вод, населения и хозяйства изучаемых стран;

объяснять связь между географическим положением и размещением климатических поясов; тектоническим строением и размещением полезных ископаемых; особенности сложного этнического состава, материальной и духовной культуры населения;

определять по климатическим картам, диаграммам, графикам основные черты климата отдельных районов материка;

устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением, климатом, рельефом и расположением природных зон;

составлять комплексную характеристику страны по географическим картам, тексту учебника, дополнительным источникам информации;

характеризовать особенности географического положения, основные черты природы, экологические проблемы, размещение населения, особенности урбанизации и хозяйства Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.

Наши рекомендации