Раздел II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР ЗЕМНОГО ШАРА (42 ч)

Тема 3. Океаны (4 ч)

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности географического положения, размеры. Изрезанность береговой линии, моря, заливы. Глубины и рельеф дна. Острова и их типы. Температура и соленость поверхностных вод. Океанические течения.

Минеральные и органические богатства океана, их значение для человека.

Транспортное сообщение в океанах и морские порты.

Экологические проблемы.

Практическая работа

3. Составление описания природных ресурсов с помощью тематических карт, текста учебника и дополнительных источников на примере одного из океанов.

Основные понятия: материковые, вулканические и коралловые острова.

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащимся необходимо:

называть и показывать: моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Саргассово, Аравийское, Норвежское, Белое, Северное, Средиземное; пролив Дрейка; заливы: Мексиканский, Фанди, Персидский; срединно-океанический хребет: Срединно-Атлантический; желоба: Зондский, Пуэрто-Рико; котловины: Амундсена, Нансена, Канадская (Бофорта); течения: Куросио, Северное Пассатное, Южное Пассатное, Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Бразильское, Бенгельское;

описывать особенности географического положения, природные условия и ресурсы океанов;

объяснять основные черты строения рельефа дна; влияние географического положения океанов на климатические условия; влияние океанических течений на природу побережий материков; экологические проблемы;

характеризовать органический мир океанов; использование природных ресурсов;

уметь определять по карте глубину и протяженность океанов с запада на восток и с севера на юг; составлять описание природы и ресурсов океанов.

Тема 4. Африка (9 ч)

Географическое положение. Географические открытия и исследования материка (Н. Радзивилл, Д. Ливингстон, В. Юнкер, Н. Вавилов). Геологическое строение. Разломы земной коры. Особенности рельефа. Запасы полезных ископаемых.

Климат. Африка — самый жаркий материк. Климатические пояса и типы климата. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Поверхностные и подземные воды. Крупные речные системы, озера, водопады. Влияние внутренних вод на жизнь и деятельность людей.

Природные зоны. Африка — материк саванн.

Население, его динамика. Социально-демографические проблемы Африки. Этнический и религиозный состав. География материальной и духовной культуры народов материка.

Политическая карта Африки. Наименее развитые страны мира.

Особенности структуры валового внутреннего продукта стран Африки. Ведущая роль сферы услуг и промышленности. Страны монокультурного хозяйства.

Промышленность: ориентация на добычу минерально-сырьевых ресурсов.

Транспорт.

Комплексная характеристика отдельных стран: Южно-Африканская Республика, Арабская Республика Египет.

Экологические проблемы: зона Сахеля. Проблема сохранения природного разнообразия материка. Национальные парки и заповедники.

Практическая работа

4*. Характеристика географического положения Африки и нанесение на контурную карту его элементов.

Основные понятия: рифт, вади, опустынивание, Сахель, монокультурное хозяйство.

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащимся необходимо:

называть и показывать: канал Суэцкий; залив Гвинейский; полуостров Сомали; остров Мадагаскар; платформу Африкано-Аравийскую; горы: Атлас, Драконовы; нагорье Эфиопское; плоскогорье Восточно-Африканское; вулкан Килиманджаро; крупнейшие месторождения полезных ископаемых; пустыни: Сахара, Намиб, Калахари; климатические пояса и природные зоны; реки: Конго, Нигер, Замбези, Лимпопо; озера: Чад, Виктория, Танганьика; водопад Виктория; национальные парки: Серенгети, Нгоронгоро, Крюгера; страны и их столицы: Египет (Каир), Южно-Африканская Республика (Претория), Судан, Ливия, Нигерия, Алжир; города: Александрия, Кейптаун, Дурбан, Йоханнесбург;

описывать особенности формирования политической карты; особенности культуры населения и его хозяйственной деятельности;

объяснять основные черты строения земной поверхности материка; особенности климата и расположения климатических поясов; особенности внутренних вод; демографические тенденции, особенности неравномерного размещения и структуры населения; хозяйства изучаемых стран;

характеризовать особенности географического положения Африки; проявление общих закономерностей природы Земли на примере Африки; особенности природы, населения и хозяйства Египта, ЮАР;

определять причинно-следственные связи между географическим положением, рельефом, отличительные черты и уровень социально-экономического развития стран.

Наши рекомендации