Тема «Географическая оболочка Земли»

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка — самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки. Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.

Планируемые результаты предмета изучения учебного предмета

Выпускник научится:

· выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

· ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

· представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

· использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

· различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

· использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

· различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

· использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

· устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

· приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

· различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

· оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

· использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

· оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

· объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

· оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

· использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

· различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

· использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

· находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

· различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

· использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

· объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

· сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

· сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

· уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

· описывать погоду своей местности;

· объяснять расовые отличия разных народов мира;

· давать характеристику рельефа своей местности;

· уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

· приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

· оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

· создавать простейшие географические карты различного содержания;

· моделировать географические объекты и явления;

· работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

· подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

· ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

· использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

· воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

· составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

· сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

· оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

· объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

· оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

· давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

· делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

· наносить на контурные карты основные формы рельефа;

· давать характеристику климата своей области (края, республики);

· показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

· выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

· оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

· объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

· выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

· обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

· выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

· объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

· оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России

География (Начальный курс географии к учебнику А.А.Летягин, издательство Вентана -Граф)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

№ п/п Дата Тема урока Планируемый результат Вид контроля Страницы учебника
предметный метапредметный личностный
      базовый повышенный    
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
    География — одна из наук о планете Земля     Географические объекты, процессы и явления знать: география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка; объяснять и использовать в решении учебных задач: географический объект, компас; приводить примеры выдающихся открытий и путешествий. приводить примеры географических объектов своей местности Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)   Личностные УУД:   - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;   эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.     п.1 с.5-10
  Наблюдения — метод географической науки оценивать прогноз погоды по народным приметам; знать: горизонт, наблюдение отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом   п.2 с.10-13
Земля как планета Солнечной системы (5 ч) Планета Земля (5 ч)
  Земля среди других планет Солнечной системы Знать и объяснять: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система; приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Личностные УУД:   - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.   П.р.1 Составление календаря природы. п.3с.14-18
5-6   Движение Земли по около солнечной орбите   п. 4 с.19-23
      Суточное вращение Земли   п. 5 с.24-28
  Обобщающее повторение     К.р. 1  
Геосферы Земли (27 ч) Литосфера (8 ч)  
    Слои «твёрдой» Земли   Знать и объяснять: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология; устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними и внутренними процессами.   Составлять описание гор и равнин, их географического положения.   Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.     Поводить самостоятельный поиск географической информиации о своей местности из разных источников.     Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять   общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Личностные УУД:   - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;     П.6 с.29-33
  Вулканы Земли       П.7 с.35-39
11-12   Из чего состоит земная кора     П.р.2 Горные породы, слагающие земную кору. П.8 с.41-45
  Строение земной коры. Землетрясения     П.9 с.45-53
14-15   Рельеф земной поверхности     эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.   П.р.3 Определение относительной высоты холма П.10 с.54-57
  Человек и литосфера     П.11 с.59-62
  Атмосфера (6 ч)
  Воздушная оболочка Земли.     Знать и объяснять: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат. Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Личностные УУД:   - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.       П.12 с.64-69
18-19   Погода и метеорологические наблюдения.     П.р.4 Метеорологические наблюдения за погодой. П.13 с.70-75
20-21   Человек и атмосфера . П.14 с.76-82
  Обобщающее повторение по теме «Внутреннее строение Земли и атмосфера»     Контрольная работа 2.  
Водная оболочка Земли (6ч.)
23-24   Вода на Земле     знать и объяснять: гидросфера, океан, море, озеро, река;   устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки;   приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях; составлять описание океанов и рек по плану.   Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)   Личностные УУД:   - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.       П.15 с.84-89
  Мировой океан — главная часть гидросферы       П.16 с.90-95
  Воды суши. Реки     П.р. 5 Описание реки (озера) по плану. П.17 с.96-103
  Озёра. Вода в «земных кладовых»     П.18 с.103-109
  Человек и гидросфера     П.19 с.109-115
Биосфера (7 ч.)
  Оболочка жизни   знать и объяснять: биосфера, палеонтология, биогеография, экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, виды сред, заповедник;   устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах; выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Личностные УУД:   - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;   патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность     П.20 с.115-120
  Жизнь в тропическом поясе       П.21 с.121-128
  Растительный и животный мир умеренных поясов     П.22 с.130-137
      Жизнь в полярных поясах и в океане     П.23 с.138-146
  Природная среда. Охрана природы   П.р.6 Виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника П.24 с.147-151
  Урок обобщающего повторения по теме «Водная оболочка Земли и биосфера»     КИМ  
           
             
             
  Итоговый контроль знаний     КИМ  
                   

Наши рекомендации