Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.
Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:
Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?
А – аудиторией. Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.
_________________________________________________________________________________
Шесть шляп мышления
Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. | |
Эссе
Бортовой журнал Предположения | Новая информация | | | | |
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на вопросы. | |
Бортовой журнал
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) | |
Диаманта
|
| Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе) Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают) Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам. | |
Зигзаг
Фишбоун
Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. · «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» · «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» · «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно". | |
_____________________________________________________________________________________________-
«Плюс–
минус –
Интересно»
Кластер
|
| Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении | |
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации. | |
Корзина
Идей
Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил) | |
«Верные и неверные
Утверждения»
________________________________________________________________________________________________________-
«V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; | «+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; | « – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете; | «?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. | | |
Инсерт
(пометки на полях)
Денотатный
Цель приёма: Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия. | |
граф
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы. | |
Дерево предсказаний
Воспроизведение | Простые | Кто? Когда? Где? Как? | Понимание | Уточняющие | Правильно ли я понял..? | Применение | Практические | Как можно применить..? Что можно сделать из..? | Анализ | Интерпретационные | Почему? | Синтез | Творческие вопросы | Что будет, если..? | Оценка | Оценочные | Как вы относитесь ? | | |
Ментальная карта
Или «Ромашка Блума»
На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант "таблицы-синтез": Ключевые слова | Толкование | Выписки из текста | | |
Таблица-синтез
Остановки в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. | |
Чтение с остановками
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения",то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее. | |
Сводная таблица
Тема 1 | Тема 2 | Линия сравнения | Тема 3 | Тема 4 | | | | | | | |
__________________________________________________________________________________
Сюжетная таблица
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста: Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? | | | | | | | |
Толстые ? | Тонкие ? | В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например: «Kакова связь между временем года и поведением человека?». 1. 2. | В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается однозначый, «фактический», обстоятельный ответ. Например: «Kоторый сейчас час?». 1. 2. | | |
Тонкие и толстые
вопросы
это «спектакль» для усвоения учебного материала и решения поставленных задач. · Учитель распределяет роли: актёры, наблюдатели, критики, эксперты и аналитики. · Дети овладевают основами ведения дискуссии, озвучивают собственное мнение, слушать и слышать мнение одноклассников, учатся аргументировать свое мнение и таким образом развивают коммуникативные навыки. | |
________________________________________________________________________________________________________________________________
«Аквариум»
Интеллект-карта
- В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
- От него рисуют расходящиеся лучи разного цвета, толщины. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
- Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
- Можно использовать картинки и наклейки, обводить в круги,
После составления ассоциативной карты:
- выбрать ключевые моменты темы;
- расставить приоритеты между ветвями;
- определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).
_______________________________________________________
Диаграмма Венна
Сравнить.
Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.
Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста: