Создание линейного и площадного объекта
Для создания линейного и площадного объекта необходимо задать его контур.
Начинать создание контура нужно, установив курсор в его начальную точку и щёлкнув левой кнопкой мыши. Контур состоит из последовательности точек, соединенных отрезками прямых линий или кривых Безье. Порядок формирования точек зависит от типа контура и режима цифрования.
Для линейных объектов в дискретном режиме от последней точки тянется временная линия (резинка), указывающая положение следующего отрезка контура.
Для площадных объектов в дискретном режиме после ввода третьей точки появляются две резинки, положение отрезков которых соответствует замыканию контура.
Создание контура завершается, щелчком правой кнопки мыши.
Контур площадного объекта автоматически замыкается.
Объект будет изображаться в виде условной линии или области до введения семантических характеристик.
Тип контура выбирается в главном окне на панели инструментов, нажатием соответствующей кнопки .
Существуют следующие типы контуров:
Ø – простой контур (полилиния) – формируется из произвольных отрезков, которые создаются путём последовательного формирования точек по границе контура. Порядок формирования точек зависит от режима цифрования.
Ø – кривая Безье – контур всего объекта должен состоять из кривых Безье. Контуры объектов, созданные кривыми Безье состоят из опорных точек, которые лежат на изображаемой линии, и вспомогательных точек, которые задают форму кривой. Эти точки идут одна за другой. При создании кривых Безье происходит указание пары точек: опорной и дополнительной. Для этого следует указать опорную точку и, не отпуская клавиши мыши, подвести курсор к месту, где должна стоять дополнительная точка, наблюдая за формой получающейся кривой, и затем отпустить клавишу мыши. В программе предусмотрено 2 варианта работы кривыми Безье:
1) Кривая <безье> устанавливается в контекстном меню при нажатии правой клавиши мыши на кнопке , обозначающей режим «Кривая»:
В данном режиме изменение положения вспомогательной точки влияет на глобальное поведение кривой.
2) Кривая <Б-сплайн>устанавливается в контекстном меню при нажатии правой клавиши мыши на кнопке , обозначающей режим «Кривая»:
В данном режиме изменение положения вспомогательной точки влияет только на локальное поведение кривой
Опция «Сохранять в полилинию» в контекстном меню, которое вызывается при нажатии правой клавиши мыши на кнопке , обозначающей режим «Кривая», означает, что при завершении создания объекта, оцифрованного в виде кривой Безье или в виде Эллипса объект будет автоматически преобразован в простой контур линейного или площадного объекта (в зависимости от выбранного кода) с заданным шагом фильтрации метрики. Оптимальные параметры фильтрации метрики подбираются индивидуально для каждого масштаба и требованиям к точности метрического описания объектов и устанавливаются в диалоге по команде «Настройка/Опции…» на странице «Разное» в поле параметра «Кривая -> Полилиния».
Ø – прямоугольник – контур формируется из отрезков, расположенных под прямым углом друг к другу. Создание контура в данном режиме идёт так же, как и при создании простых контуров в дискретном режиме, только указать точку можно лишь на линии, перпендикулярной предыдущей линии. Не следует указывать последний угол, т.к. он создаётся автоматически.
Ø – эллипс – создаётся контур в виде эллипса или круга. Сначала необходимо поместить курсор в начальную точку и нажать левую клавишу мыши. Полученная точка будет центром эллипса. Затем следует перемещать курсор до получения окружности нужного диаметра и опять нажать левую клавишу мыши. Полученная вторая точка будет определять размер и ориентацию первой оси эллипса или диаметр круга. Затем следует перемещать курсор до получения нужного размера второй оси эллипса. Теперь, если закончить процесс, нажав левую клавишу мыши, то будет создан эллипс, если правую – будет создан круг, диаметр которого определяется положением второй точки.
Иногда требуется в процессе цифрования переключаться между режимами создания простых дискретных и прямоугольных контуров. Переключение между режимами можно осуществлять двумя способами:
1. Нажать клавишу «Esc», а затем указать на кнопку соответствующего режима.
2. С помощью горячей клавиши «~» переключить программу на требуемый режим, каждое нажатие клавиши будет поочерёдно переключать кнопки режимов на панели инструментов.
Для удаления только что созданной точки можно пользоваться клавишами «Esc» или «Delete». При нажатии на любую из этих клавиш точка, созданная последней, будет удалена. Причем, клавиша «Esc» начинает удалять точки со второго нажатия т.к. первое нажатие предусмотрено для возможности переключения режима цифрования. Последовательно нажимая на эти клавиши можно удалять точки в порядке обратном порядку их создания. После удаления точек всегда можно продолжить создание контура от последней зафиксированной точки.
Создание подписи
Действия при создании подписи аналогичны действиям при создании линейного объекта. Контур подписи может быть только простым дискретным или прямоугольным. Количество точек в контуре зависит от требуемого расположения текста:
Ø одна точка – текст размещается горизонтально;
Ø две точки – текст размещается вдоль вектора, определяемого этими точками;
Ø много точек – текст размещается вдоль ломаной линии, определяемой этими точками.
После завершения ввода контура (щелчок по правой клавише мыши) программа выводит диалог «Подпись», в котором следует ввести текст, указать характер размещения текста, относительно заданной линии и принцип расположения символов.
Для подтверждения создания объекта следует нажать кнопку «OK», для отмены создания – кнопку «Отмена».
Программа позволяет разместить подпись при выводе её на экран, с помощью следующих управляющих символов, вставляемых в текст подписи:
«_» – подчеркнуть предыдущий блок подписи (блок – группа символов текста, расположенных между управляющими символами);
«~» – опустить следующий блок на одну строку вниз и вывести под предыдущим блоком;
«^» – поднять следующий блок на половину строки вверх и вывести за предыдущим блоком.
Форматирование по управляющим символам действует только для подписей, имеющих в контуре одну или две точки и плотное расположение символов.
Пример управления размещением подписи с помощью управляющих символов и выравниванием текстовых блоков относительно друг друга с помощью пробелов:
отображение этой подписи на карте:
Захват метрики
При создании или редактировании контуров и точек объектов часто требуется использовать часть контура ранее созданного объекта. Для этого существует режим захвата метрики. Переключение программы в режим «Захват метрики» происходит при однократном нажатии клавиши «Shift». После этого курсор будет выглядеть как квадратик с крестом . (Для отказа от режима следует снова нажать клавишу «Shift» или правую клавишу мыши).
При создании нового объекта, после перехода в режим захвата метрики, следует выбрать (указать) дугой объект (линейный или площадной), а затем указать первую и вторую точку участка, который будет включён в метрику нового объекта, причём, точку можно указывать просто на отрезке ломаной линии, а не обязательно уже имеющуюся точку метрики. Если объект замкнутый, то требуется указать ещё точку внутри участка, который требуется «захватить». После захвата метрики другого объекта можно продолжать оцифровывать объект в обычном режиме.
Аналогичные действия с использованием захвата метрики другого объекта производятся при редактировании объекта инструментами редактирования метрики
Общая точка
Если требуется создать общую точку создаваемого объекта контуром или точкой метрики другого существующего объекта, то следует нажать клавишу «Shift», как при захвате метрики. Далее, вместо выбора объекта левой клавишей мыши, нужно подвести курсор к контуру или точке объекта, с которым будет создаваться общая точка, и нажать клавишу «Z». Клавишу «Z» можно использовать и без предварительного нажатия «Shift», только в этом случае точка будет заимствована у первого попавшего в область курсора объекта. В месте, на которое указывает курсор, будет создана новая точка. Допускается создание общей точки с объектом любого типа. В этом режиме указание точки на линии контура существующего объекта приводит к созданию точки как в существующем, так и в новом объекте, а если в область курсора попадет точка существующего контура, то она будет использована в качестве общей, без ввода новой точки. Далее можно перейти к захвату метрики любого объекта, щелкнув левой клавишей мыши в нужном месте (см. «Захват метрики»), или вернуться в обычный режим создания простого объекта нажав клавишу «Shift» или правую клавишу мыши. После чего можно продолжать создавать объект в обычном режиме.
Аналогичные действия с использованием клавиши «Z» происходят при редактировании объекта инструментами редактирования метрики, кроме инструментов «Переместить точку» и «Переместить объект», в данных режимах для привязки метрики редактируемого объекта к другому объекту перед нажатием клавиши «Z» необходимо перейти в режим захвата метрики «Shift».
Режимы цифрования
Используются только при формировании простых контуров.
Ø В дискретном режиме (режиме явного указания точек) точки контура вводятся в месте расположения курсора в момент щелчка по левой кнопке мыши. При этом в строке состояния главного окна стоит подсказка о режиме создания: «Точка...». Перемещение курсора при отпущенной кнопке не приводит к изменению линии контура. В этом режиме от последней точки за курсором тянется временная линия (резинка), указывающая положение следующего отрезка контура. При создании площадных объектов в дискретном режиме после ввода третьей точки появляются две резинки, положение отрезков которых соответствует замыканию контура. Курсор имеет вид
Ø В непрерывном режиме (рисование) точки контура формируются автоматически, когда расстояние между курсором и последней точкой контура превышает дискретность цифрования. Т.е. перемещение курсора при отпущенной кнопке приводит к формированию точек контура. В режиме рисования следует указать начало линии, а затем вести курсор. Курсор имеет вид
При создании или редактировании контура можно задействовать поочерёдно оба режима. Переключение между режимами осуществляется нажатием клавиши «Ctrl» на клавиатуре. Причём действительный переход в другой режим происходит в момент щелчка по левой кнопке мыши после нажатия клавиши «Ctrl». При этом в строке состояния главного окна будет меняться подсказка о режиме создания: «Точка...» либо «Карандаш...». Кроме того, в режиме рисования курсор имеет волнистую линию под крестом указателя , а в дискретном режиме волнистая линия под крестом отсутствует. После создания контура, программа на участках нарисованных «карандашом» автоматически создаст ломаную, наиболее близкую к нарисованной линии.