Методические приемы организации географического пространства. Этапы научного исследования.
«Географическое пространство – совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени» [1, с. 159]. Это определение отличают логичность, широта охвата онтологических и гносеологических подходов. К данному определению близко по содержанию данное А.М. Трофимовым: «Географическое пространство – это совокупность физических отношений между географическими объектами или системами» [8, с. 6]. А.Г. Топчиев под географическим пространством понимает «порядок взаиморасположения целостных географических образований (геосистем) и их элементов» [7, с. 47]. Итак, географическое пространство представляет собой сочетание геосистем и совокупность отношений координации и протяженности сосуществующих разнородных элементов. Географическое время выражает совокупность отношений координации и длительности сменяющих друг друга состояний разнородных элементов и геосистем. Тесная связь пространственного аспекта с временным позволяет говорить не просто о пространственной и временной, а о пространственно-временной структуре как субстрате географических событий. Каждая точка географического пространства-времени обусловлена особым ходом, природой слагающих элементов. Элементы не просто соседствуют, а взаимодействуют между собой, образуя пространственные взаимосвязи и взаимозависимости. В результате сложного взаимодействия составных элементов формируются вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные связи обусловлены главным образом воздействием компонентов, а горизонтальные определяются взаиморасположением территориальных единиц. Совмещение этих связей приводит к образованию особых пространственных структур и пространственных систем. Поэтому можно считать, что географическое пространство — это совокупность физических отношений между географическими объектами или их аналогами — геосистемами. Для того чтобы понять сущность географического пространства, следует обратиться к концепции «индивидуального и группового пространства» (по А.М. Смирнову). Индивидуальное пространство – это физическое пространство самих географических объектов в совокупности с ареалами их влияния на другие объекты. Таким образом, индивидуальное пространство — это пространство взаимосвязанных однородных объектов. Общность индивидуальных пространств образует групповое пространство или истинно географическое пространство. Географическое пространство как сложное земное планетарное пространство вбирает в себя пространственные состояния всех сфер географической оболочки (геоверсума): литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы, ноосферы. Каждая из сфер занимает определенную нишу в структуре географического пространства. Они отличаются высокой активностью и стремлением к взаимодействиям и взаимообогащениям. В результате образуются комбинированные пространства — литогеографическое, гидрогеографическое, атмогеографическое, биогеографическое,
Этапы научного исследования. Содержание первого этапа.
Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем этот весьма важный выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью, ценностью и т.д.), так и субъективными (опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, склонностями, складом ума и т.д.).
Проблема научного исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.
Тема. В ней отражается научная проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект исследования. Это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации.
Предмет исследования. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте.
В научной работе можно выделить несколько предметов исследования, но их не должно быть много.
Из предмета исследования вытекают цель и задачи исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Например, задачи исследования в научной работе могут быть проранжированы в следующем виде:
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
Второй этап работы содержит:
– выбор методов и разработку методики проведения исследования;
– непосредственно специальные процессы самого научного исследования;
– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап является заключительным
Он строится на основе внедрения полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Любой исследователь исходит из характера научной проблемы, целей и задач работы, конкретного информационного материала, которым он располагает, уровня ресурсной оснащенности исследования и своих возможностей. Каждый рабочий этап исследования имеет свои характерные особенности.