Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результатыпозволяют:
· систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
11. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Количество часов теории | Практические работы | Контрольные работы | Основные виды учебной деятельности учащегося |
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии. | — | — | · Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии. · Применяет знания, полученные в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеризует преимущества наблюдений, проводимых из космоса. | |||
Практические основы астрономии. | — | · Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд. · Применяет знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. · Работает со звездной картой при организации и проведении наблюдений · Характеризует отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. · Характеризует особенности суточного движения Солнца на полюсах. экваторе и в средних широтах Земли · Изучает основные фазы Луны. Описывает порядок их смены. Анализирует причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. · Описывает взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. · Объясняет причины, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц · Подготовка и презентация сообщения об истории календаря. · Анализирует необходимость введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. | ||||
Строение Солнечной системы. | — | · Подготовка и презентация сообщения означении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира. Объясняет петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. · Описывает условия видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. · Решает задачи на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет. · Анализирует законы Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. · Решает задачи на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера. · Решает задачи на вычисление расстояний и размеров объектов. · Построение плана Солнечной системы в принятом масштабе с указанием положения планет на орбитах. Определение возможности их наблюдения на заданную дату. · Решает задачи на вычисление массы планет. · Объясняет механизм возникновения возмущений и приливов. · Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы. | ||||
Природа тел Солнечной системы. | · На основе знаний физических законов объясняет явления и процессы, происходящие в атмосферах планет. Описывает и сравнивает природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. · Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы. · Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии. · На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах иоследований планет гигантов, их спутников и колец. · Анализирует определение понятия «планета». · Описывает внешний вид астероидов и комет. · Объясняет процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца. · Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей. · На основе знания законов физики описывает и объясняет явления метеора и болида. · Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов. | |||||
Солнце и звезды. | · На основе знаний физических законов описывает и объясняет явления и процессы, наблюдаемые на Солнце. · Описывает процессы, происходящие при термоядерных реакциях протон-протонного цикла. · На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описывает образование пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. · Характеризует процессы солнечной активности и механизма их влияния на Землю. · Определяет понятие «звезда». Указывает положение звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. · Анализирует основные группы диаграммы. · На основе знаний по физике описывает пульсацию цефеид как автоколебательного процесса. · Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах. · На основе знаний по физике оценивает время свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд. | |||||
Строение и эволюция Вселенной. | — | — | · Описывает строение и структуру Галактики. · Изучает объекты плоской и сферической подсистем. · Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики. · На основе знаний по физике объясняет различные механизмы радиоизлучения. · Описывает процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков. · Определяет типы галактик. · Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов. · Применяет принцип Доплера для объяснения « красного смещения» . · Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказывает справедливость закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. · Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и .лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии. | |||
Жизнь и разум во Вселенной. | — | · Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. · Участвует в дискуссии по этой проблеме. | ||||
Всего |
12. Календарно-тематическое планирование
11 класс (1 час в неделю, всего — 34 часа).
№ и тема урока | Содержание урока | Формы и методы контроля | Домашнее задание | Планируемая дата урока (неделя/ месяц) | |
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч) | |||||
1.Что изучает астрономия. | Астрономия, со связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия. математика и физика развивалнсь в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. | Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями. | § 1 | ||
2Наблюдения — основа астрономии. | Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. | Устный опрос. Беседа. | § 2 | ||
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч) | |||||
3.Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.Практическая работа № 1 «Определение горизонтальныx небесныx координат». | Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. | Фронтальный опрос. Беседа. Практическая работа. | § 3, 4 | ||
4.Видимое движение звезд на различных географических широтах. | Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации. | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника. | § 5 | ||
5.Годичное движение Солнца. Эклиптика. Практическая работа № 2 «Определение экваториальныx небесныx координат». | Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах. | Индивидуальный опрос. Беседа. Практическая работа. | § 6 | ||
6.Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны.Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений. | Фронтальный опрос. Беседа. | § 7, 8 | ||
7.Время и календарь. | Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль. | Тестирование. Беседа. | § 9 | ||
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч) | |||||
8.Развитие представлений о строении мира. | Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира. | Индивидуальный опрос. Беседа. | § 10 | ||
9.Конфигурации планет. Синодический период. | Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет. | Тестирование. Беседа. | § 11 | ||
10.Законы движения планет Солнечной системы. Практическая работа № 3 «Решение задач по теме «Конфигурация планет». | Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца. | Фронтальный опрос. Практическая работа. | § 12 | ||
11.Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы. | Индивидуальный опрос. Беседа. | § 13 | ||
12.Практическая работа № 4 с планом Солнечной системы. | План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год. | Практическая работа. | — | ||
13.Открытие и применение закона всемирного тяготения. | Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы | Фронтальный опрос. Беседа. | § 14 (1-5) | ||
14.Движение искусственных спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. | Время старта КА и траектории полета к пллнетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее. | Индивидуальный опрос. Беседа. | § 14 (6) | ||
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч) | |||||
15.Контрольная работа № 1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | Контрольная работа по итогам 1 полугодия (15 мин.). Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. | Контрольная работа. Беседа. | § 15, 16 | ||
16.Анализ выполнения контрольной работы № 1.Земля и Луня — двойная планета. | Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны. | Фронтальный опрос. Беседа. | § 17 | ||
17.Природа планет земной группы. Практическая работа № 5 «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы». | Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе. | Беседа. Практическая работа. | § 18 | ||
18.Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?». | Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли. | Индивидуальный опрос. Беседа. | — | ||
19.Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство при роды спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец. | Фронтальный опрос. Беседа. | § 19 | ||
20.Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). | Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения. | Тестирование. Беседа. | § 20 (1-3) | ||
21.Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы». | Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы» (20 мин.). | Беседа. Контрольная работа. | § 20 (4) | ||
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч) | |||||
22. Анализ выполнения контрольной работы № 2.Солнце, состав и внутреннее строение. | Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики. | Беседа | § 21 (1-3) | ||
23.Солнечная активность и ее влияние на Землю. | Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности. | Фронтальный опрос. Беседа | § 21 (4) | ||
24.Физическая природа звезд. | Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». | Тестирование. Беседа | § 22 | ||
25.Массы и размеры звезд. | Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд. | Индивидуальный опрос. Беседа. | § 23 | ||
26.Переменные и нестационарные звезды. Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды». | Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых —явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд. Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды» (15 мин.). | Беседа. Контрольная работа. | § 24 | ||
27.Анализ выполнения контрольной работы № 3.Эволюция звезд. Практическая работа № 6 «Решение задач по теме «Xарактеристики звезд». | Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. нейтронные звезды (пульсары), черные дыры. | Беседа. Практическая работа. | — | ||
28.Проверочная работа. | Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». | Проверочная работа. | — | ||
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч) | |||||
29.Наша Галактика. | Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы». | Беседа. | § 25 (1, 2) | ||
30.Наша Галактика. | Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд. | Тестирование. Беседа. | § 25 (3, 4) | ||
31.Другие звездные системы — галактики. | Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик. | § 26 | |||
32. Космология начала XX в. Основы современной космологии. | Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно. Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение рас ширения Вселенной. «Темная энергия» и антитя- готение. | Беседа. | § 27 | ||
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч). | |||||
33.Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | Конференция. | § 28 | ||
34.Промежуточная аттестация. | Контрольная работа № 4 по итогам года (1 час). | Контрольная работа. | — | ||
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
13. Оценка тестовых работ учащихся
«5» - 85% - 100%
«4» - 65% - 84%
«3» - 41% - 64%
«2» - 21% - 40%
«1» - 0% - 20%
14. Методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, цифровые образовательные ресурсы.