Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 ч)
Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.
Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.
Практическая работа. 2.Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).
Тема 2.Атмосфера и климаты Земли (2 ч)
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.
Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.
Практическая работа № 3. Характеристика климата по климатическим картам.
Практическая работа № 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (3 ч)
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений.
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Тема 4. Географическая оболочка (4 ч)
Строение и свойства географической оболочки.
Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.
Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.
Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.
Практическая работа № 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
· называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
· объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
· называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
· делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
· показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
· приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
· приводить примеры природных комплексов;
· составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
Раздел II. Население Земли (3 ч)
Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.
Практическая работа № 6.Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира.
Практическая работа № 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
· рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;
· читать комплексную карту;
· показывать наиболее крупные страны мира.
Раздел III. Океаны и материки (50 ч)
Тема 1. Океаны (3 ч)
Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.
Практическая работа № 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору).
Практическая работа № 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).