Выбор методики социально-экономико-
-географического исследования
Одно из центральных мест в научно-исследовательских работах занимает методика, которая представляет собой совокупность методов, исследовательских средств и подходов, с помощью которых решается поставленная в работе задача (проблема).
Исследовательский подход – основное, стратегическое направление, определяющее рамки проводимого исследования. Подходы в науке носят теоретико-методологический характер, но способствуют решению в том числе и прикладных задач. Выбор исследовательских подходов зависит от масштаба решаемой проблемы, желания исследователя и тех результатов, которых он хотел бы добиться.
В рамках общественной географии популярными стали такие подходы, как системно-структурный, пространственный (территориальный), проблемный, комплексный, цикловой, ноосферный, исторический и др.
Системно-структурный и системно-диалектический подходы, по мнению большинства ученых[14], выполняют в географических исследованиях базисные функции. Их наличие в работе говорит о том, что ученый рассматривает предмет исследования как целостное образование, состоящее из компонентов и элементов, объединенных многочисленными внутренними связями. Эта целостность позволяет системе существовать, развиваться, совершенствовать свою структуру, взаимодействовать с окружающей средой и т.д.
Яркую географическую направленность исследованиям придает пространственный, или территориальный, подход, который дает возможность видеть специфику территории, учитывать ее индивидуальные черты и в итоге получить общую картину дифференциации части земного шара по одному или множеству признаков. Использование территориального подхода подразумевает также, что территория является субстанцией, на которой развертываются процессы природного, общественного, технологического и т.д. характера, а также происходит постоянное взаимодействие природы и человека. Территориальный подход позволяет учитывать эти процессы в комплексе.
Наконец, третий аспект использования данного подхода связан с так называемой игрой масштабами, постоянным учетом последствий функционирования (развития) геосистем одного иерархического уровня на более высоких или низких.
Проблемный подход позволяет решать прикладные задачи, нацеливает исследователя на поиск новых, альтернативных путей решения поставленных задач, заставляет думать и выбирать нужные направления оптимизации процессов развития геосистем. Проблемный подход тесно связан с принятием решений в области территориального управления и планирования, реализацией программных документов региональной политики.
Ноосферный подход появился в географии, как и в целом ряде естественных наук, в XX в. в связи с пониманием того влияния, которое оказывает человек на природно-географические системы. Использование данного подхода нацеливает исследователя на постановку гуманных, рациональных с точки зрения совместного непротиворечивого существования человека и природы целей общественного развития.
Исторический подход – один из основных в географических исследованиях, так как тесно связан с такой научной категорией, как географическое время. Он позволяет установить причины и условия формирования территориальных систем (отсюда его второе название – генетический), тенденции их развития в прошлом, определить «рамки» и возможности их изменения в будущем. Таким образом, исторический подход является важным дополнением пространственного подхода. Вместе они способствуют распространению пространственно-временной парадигмы в географических исследованиях. Одним из проявлений этого процесса является популярность циклического подхода.
Циклический подход подразумевает поступательное развитие территориальных систем по временной траектории, имеющей спиралевидную структуру и включающей последовательные стадии зарождения системы, подъема, расцвета, спада и депрессии и перерождения в новую систему. Ярким примером популярности циклического подхода является использование в экономико-географических исследованиях так называемых волновых теорий развития мировой экономики (Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, С. Кузнеца, Р. Камерона, Э. Тоффлера и др.).
Центральным звеном процесса познания в географии и других науках является метод, который «формируется как результат прежнего знания, одновременно выступает как начало нового знания»[15].
Метод (от греч. μέθοζ – путь, способ) представляет собой определенную последовательность действий, приемов и операций, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей. Методы географии включают в себя частные и рабочие приемы получения фактического материала (полевые или эмпирические методы), методы и технические приемы сбора и обработки полученного материала (камеральные).
В общественно-географических исследованиях применяются следующие группы методов:
а) всеобщие (философские), которые включают системно-структурный и системно-диалектический, методы дедукции и индукции и др., которые выполняют общие функции определения границ познавательной деятельности и являются проявлением общефилософских законов или идей в рамках позитивистских теорий;
б) общенаучные, которые нашли применение во многих науках, т.е. получили статус универсальных: сравнительно-описательный, анализа и синтеза, проблемный, историко-генетический анализ, прогнозирование, моделирование, статистические и др.;
в) частнонаучные (конкретно-научные), изобретенные в рамках одной науки. Для экономической и социальной географии таковыми являются методы изучения территориальной организации общества – методы территориально-производственных комплексов, энергопроизводственных циклов, территориально-экономических и иных интегральных территориальных систем и др.
Кроме них в общественной географии большое применение находят методы, общие для всей совокупности географических наук, – картографический, территориальной дифференциации, систематизации; а также заимствованные приемы – методы социологических исследований (интервьюирования, анкетирования), гравитационные (для определения сил тяготения внутри географических объектов, например, городских агломераций или промышленных узлов), балансовые (при определении напряженности потоков между территориальными объектами одного уровня) и др.
Центральное место в общественно-географических исследованиях занимают методы социально-экономического картографирования. Они используются для понимания сложившейся на данный момент территориальной организации общества на определенной территории. В этом проявляется многообразие функций карты: как модели, как источника знания, как способа отображения получаемых результатов. В карте сочетаются словесные, графические, количественные и качественные приемы обработки географической информации. Именно поэтому ни один другой метод или прием не может конкурировать с картографическим.
В настоящее время в общественной географии все большее значение приобретают геоинформационные (ГИС-) технологии, с помощью которых можно хранить и представлять большой объем географической информации, пространственных данных. В рамках ГИС на основе картографирования и компьютерного моделирования развивается картографическое моделирование, позволяющее прогнозировать жизнедеятельность территориальных систем во всей сложности взаимоотношений их компонентов друг с другом и с окружающей средой.
Широкое прикладное применение в социально-экономико-географических исследованиях получили методы территориальной дифференциации(от лат. differentia – различие), которые можно определить как выделение территориальных объектов в отдельные группы по каким-либо значимым признакам. Среди них – территориальная типология, методы районирования.
Еще одна группа популярных методов общественно-географических исследований – методы систематизации. Систематизация (от греч. σγστημά – целое, состоящее из частей) – мыслительный процесс объединения групп однородных по неким признакам (параметрам, критериям) объектов к определенному единству на основе внешних или внутренних связей в соответствии с целями исследовательской задачи. В эту группу методов входят классификация и типология.
В результате классификации упрощается восприятие географической информации, так как она принимает вид упорядоченной системы, объединяющей изучаемые объекты, процессы или явления на основе одного из признаков. Получаемый на выходе этого процесса результат также называется классификацией. Последняя носит, как правило, достаточно условный характер, так как зависит от особенностей понимания классифицируемой информации исследователем. Примерами классификации может служить выделение городов по людности, стран по преобладающей в них религии, сельских и городских территорий по выполняемым функциям и т.д.
Типология – методический прием, позволяющий выделять типы объектов, сближать изучаемые объекты по набору их внутренних или внешних характеристик. В отличие от классификации, процесс типологии основан на учете множества характерных признаков (параметров, критериев).
В социально-экономической географии широко известна типология стран мира по уровню социально-экономического развития, предложенная В.В. Вольским. В этой типологии автор в качестве основы использует сразу несколько параметров: объем ВВП на душу населения, место страны в системе международных отношений и мировой торговле и др.
В основе не менее известной генетической типологии городов России лежат три признака: год основания населенного пункта, внешние условиях его появления, а также функции, которые он выполнял на тот момент.
Выбор методики исследования зависит от масштаба поставленной студентом перед собой основной проблемы. Обычно, чем больше методов используется автором, тем добротнее, основательнее и оригинальнее является исследование. Сочетание их может быть многообразным. Однако необходимо отметить, что в основе методики чаще всего лежат основные и вспомогательные приемы. Так, при социально-экономическом районировании могут применяться картографический, классификации, балансовые методы и т.д. Не менее важное значение при использовании совокупности методов в исследовательской работе придается подтверждению правильности получаемых результатов. Так, например, в условиях применения методов количественного анализа состояния территориальных систем (математико-статистических) не лишним является включение в методику методов качественного анализа (соцопрос, интервьюирования и др.). Данный прием позволяет не только провести корректировку получаемых результатов, но и эмоционально их усилить. В связи с вышесказанным определение предпочтительности использования того или иного метода довольно условно.
Методы, применяемые в курсовой или квалификационной работе, должны соответствовать нескольким основным параметрам:
– выбираемые методы должны полностью отражать основную тему исследовательской работы;
– методика должна подчиняться цели и задачам исследования;
– методы должны соответствовать территориальным и временным рамкам предмета исследования;
– автор методики исследования должен быть профессионально подготовленным;
– результаты исследования, получаемые с помощью используемой методики, должны быть верифицируемыми.
Таким образом, при написании научно-исследовательской работы одновременно могут использоваться несколько методов исследования, но в то же время каждая структурная часть работы характеризуется спецификой в выбранной методической схеме.
Так, при работе над теоретической частью наиболее целесообразно использование программно-целевого метода, позволяющего сформулировать цель и задачи исследования, определить структуру работы. Разобраться в тонкостях понятийного аппарата позволит использование научно-литературного и сравнительно-описательного методов исследования. Однако в результате анализа имеющихся точек зрения на те или иные явления и процессы автор должен четко выразить свою точку зрения и обосновать ее.
Аналитическая часть работы строится на изучении материалов различных источников информации и обработке ее. В этом значительную помощь могут оказать аналитические, математико-статистические методы с целью выявления количественных и качественных параметров исследуемого явления, взаимосвязи и взаимозависимости, потенциала развития. Картографический метод позволяет выявить территориальную дифференциацию и пространственное распространение явлений и процессов, а также «проблемные» территории. Социологические методы помогают обеспечить сбор специфической информации и выяснить отношение населения к определенным явлениям и процессам. Для определения территориальных диспропорций в распространении явлений и процессов целесообразно использовать методы географического районирования и типологий. Проведение оценки природного, социального, экономического и человеческого потенциала территории и воздействия на нее возможно при использовании балансового, сетевого методов и методов моделирования.
Работе может придать конструктивность выявление проблем и перспектив развития. В данном случае могут быть использованы методы прогнозирования. Большую популярность приобретают методы экспертных оценок.
Такие методы, как мониторинг, диагностика, SWOT-анализ, могут быть использованы при разработке любой части работы.
Если работа выполняется по уже известной методической схеме, то вполне достаточно оговорить это во введении или же при постановке проблемы там, где излагается методологическая позиция автора. Но при этом необходимо увязать методологические принципы работы с конкретно выбранной методикой.
2.5. Структура и содержание курсовых и выпускных