Формирование географических понятий

Пон-я - отражение в сознании человека существующих признаков, связей предметов, явлений, свойств - это основная 1 знаний.

Горная река - это вид по отношению к родовому понятию река. Умеренный климат - это видовое понятие к родовому понятию климат.

Единичные понятия могут быть разных масштабов (Урал-понятие одного масш, Предуралье- меньшего масш).

Связь между общими и единичными понятиями необходима, чтобы устанавливать зависимость методов обучения от цели формирования того или иного понятия. Процесс обучения строится так: школьная программа указывает на объект изучения (в 6 классе в разделе «географическая оболочка» дается понятие о природном комплексе - это общее понятие, но раскрывается на конкретном материале (на экскурсии ученики выделяют различные в зависимости от рельефа природные комплексы: на пойме, водоразделе, склоне речной долины). Правильно организованный процесс формирования общих понятий предполагает следующую последовательность:

. выявление у учащихся опорных понятий и связанных с ними представлений, в том числе картографических, на кот. должно опираться форм-ие пон-й;

. орг-ия целенаправленного восприятия объектов и явл-й в окруж-ей прир. (форм-ие повер-ти) с целью ранее полученных предст-ий и образование новых. Здесь большое значение имеет краеведческий принцип организации наблюдений в окружающей природе;

. организация восприятий, реалистических изображений тех объектов, которые не могут быть восприняты в натуре (картина горных рек, различные формы поверхности);

. вычленение на основе различного наглядно материала общих признаков для низменностей равнинный характер поверхности (не более 200м над уровнем океана), на признаки общие для всех низменностей. Низменность - равнина, расположенная не выше 200м над уровнем моря. Одновременно учитель обращает внимание, чтобы школьники установили варьирующие признаки низменности (различия по величине площади, степени расчлененности, по растительному покрову);

. разграничение понятий. По ряду понятий, таких как горизонт и линия горизонта, речная система и бассейн реки. Разграничение понятий составляет обязательный этап их правильного усвоения;

. выполнение упражнений под руководством учителя на применение понятий (показ по карте конкретных объектов крупнейших горных равнин). У учащихся образуется правильное картографическое представление объекта, усваивается прием чтения карты, составление элементарной характеристики объекта. После таких упражнений возможно организация учащихся на самостоятельное применение усвоенных понятий, на составление элементарных описаний по картам, рисункам.

Формирование единичных понятий (Уральские горы) проводится с помощью карт. Можно установить общую протяженность основных хребтов, характер склонов, min и max высоты, речную сеть, размещение полезных ископаемых, особенностей климата, растительного и животного мира, степень заселенности и крупные города.

Общие понятия формируются на основе единичных. Рассмотрим формирование понятия на примере пассатов. Понятие о пассатах вводится впервые при изучении Африки, а затем находит применение при характеристике климата Южной Америки и Австралии.

Последовательность:

. восстановление в памяти учащихся особенностей географического положения Африки по обе стороны от экватора и распределение температуры на ее территории. На этой основе делается вывод - Африка самый жаркий материк, на территории которой почти повсюду круглый год стоят высокие температуры;

. рассмотрение схемы атмосферного давления на территории Африки с целью установления области пониженного давления над экватором и высокого давления на широтах 30-35 градусов северного и южного полушария. Учитель может задать вопрос - ветры, каких направлений можно ожидать при таком распределении давления?;

. рассмотрение схемы ветров на территории Африки и установление основных воздушных направлений;

. введение понятия о пассатах как ветрах постоянно дующих в тропическом поясе, соответствующим разъяснением их влияния распространение осадков в Африке;

. рассмотрение на климатической карте мира области распространения пассатов не заемном шаре;

. применение понятия «пассат» при изучении климата Ю.Америки и Австралии.

Пон-е необх. Закрепить с пом-ью:а)первичного закрепления, т.е. сразу после раскрытия пон-я
б)обобщ-ие повторения в конце курса.

20. Приемы уч.работы-это больш или меньш система действий, выполняемых в опред. последовательности.

Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов и явлений,носящих одно и тоже наименование(примеры:река,озеро,эконом.р-н).

Единичные понятия-это понятия о конкретных географ.объектах и регионах, имеющих собственное географ.название (пример.город Казань,река Волга)

Приемы больш или меньш сист действий выполненные в опред послед-ти. Действия входящие в эти системы можно назвать составом приема.

Приемы уч раб.лежат в осн навыков, действий вып-ых автоматически.

Умения-это действия кот.вып-ют учащиеся использ-я получ знан и жизн опыт.

Общ уч приемы:

1.Анализ- прием обозначающий умение разбить материал так что бы ясно выступало структура. Сюда отн-ся вычисление частей целого, выявление взаимосвязей.

2. Синтез- прием позволяющий комбинировать элементы так что бы получить новое.

3. Сравнение по сходству и различию:

а)отбор сущ-ых призн для сравнения

б)сопоставления

в)вывод о сходстве и различии

г)объясн причин их сходства и различия

4. Обобщение-мысленное объединение общ призн и объектов и явл-ий.

5.Абстрация – мысленное выделение 1 свойство предмета

6. Восстановление связи пространств и причинно-следственных.

7. Разностороннее рассмотрение объектов.

8.Создание предст-ий – образа воображения; образа памяти; прием соз-ия картографич предст-ий.

При изуч единич пон-ий исп-ся след приемы:

1.практич. составление хар-ки;2.включение в общ классификацию;3.устан-ие ПСС;

4.примен-е общ к конкретному;5.практические хар-ки карт;6.практическая раб с геогр источниками знаний.

Географ.приемы уч.работы:

Пр. хар-ки карт; пр. описания физ-геогр пол-я и ЭГП объектов,тер-ий; пр.опис-я компонентов прир.,ПК; пр. хар-ки нас-я, отраслей хоз-ва, предпр-ий, государств; пр. работы с геогр. источниками знан.

21. Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности.К наиболее распространенным методом этой группы относятся: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства, театральных постановок. Наблюдение — это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя.Успешность его обеспечивается ясным и понятным конкретным заданием, составлением предварительного плана, своевременной фиксацией наблюдаемого.В ходе наблюдения учитель управляет процессом восприятия и мышления школьников, учит приемам наблюдения, развивает наблюдательность у детей, помогает им вести записи наблюдений, производить анализ и синтез накопленных представлений. Приемы наблюдений показ-наблюдение, демонстрация-наблюдение, записи и зарисовки, фотографирование и описание)\ предполагают наличие цели, создание условий для полноценного восприятия, фиксирования внимания на нужных признаках, выделение существенных свойств наблюдаемых явлений, последующее обсуждение воспринятого. Иллюстрации и демонстрации. Иллюстрации и демонстрации как метод обучения предусматривает, что при помощи натурального предмета или логической схемы, картины, таблицы или демонстрации опыта, ученик яснее различает свойства и признаки изучаемых предметов, устанавливают сущность явлений, убеждаются в достоверности полученных знаний, в объективности изучаемых законов. Обычно считают, что демонстрация — это показ предметов или явлений, доступных непосредственному восприятию, а иллюстрации относятся к рассмотрению изображений различных объектов .Показ иллюстраций, изображающих изучаемые явления, т. е. того, что носит характер раздаточного материала, проводится в классе, в то время, как демонстрация опытов, действующих моделей.

22. Основные требования к оборудованию кабинета географии

Школьный географический кабинет - это специальное помещение с рационально размещенным комплектом средств обучения, мебелью, ТСО, приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

В соответствии с общ требованиями каб геогр дб оснащены полным комплектом средств обучения, определенными типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, комплектов ТСО соотв. приспос-ми для их испол-ия и демонстрации, общ.-полит., справочно-инф, науч-попул лит-ой, комплектами журналов Геогр. в школе", "Вокруг света", учебниками, сборниками задач и упражнений, комплектом уч-мет-их пособий, краеведческими материалами, набором лучших работ по географии, выполненных учащимися, картотеками учебного оборудования, методических материалов, дидактических материалов, пособиями, изготовленными в порядке самообразования.

Географический кабинет должен быть так оформлен, чтобы создать у учащихся определенную настроенность, побуждающую их к углублению знаний по географии.

Все школьное оборудование подразделяется на две группы.

1 - общее оборудование - включает мебель, приспособления, технические средства обучения/ ТСО /. Они обеспечивают рациональное размещение, хранение средств обучения, условия наиболее эффективного проведения и организации учебного процесса.

2- специальные средства обучения / модели, приборы, таблицы и др./ Они используются учителем как средства управления познавательной деятельностью учащихся и как источники знаний.

Одна из основных функций учебного оборудования - обеспечение наглядности обучения.

Используется для урочной и внеурочной деятельности в сочетании с работой краеведческого музея и географической площадки.

Рабочее место учителя:

демонстрационный стол для макетов, моделей, дистанционного управления,

рабочий стол, место для демонстрации карт,

доска, желательно раздвижная,

магнитная доска,

под доской ящики для хранения таблиц.

Рабочее место ученика:

парты в 3 ряда на расстоянии 60 см. друг от друга, отделённые проходами от стен, стеллажей и стола учителя.

23. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения. Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.Упражнения Этот метод практического обучения имеет наибольшую эффективность. Под упражнением понимается организованное планомерное и повторяющееся выполнение действие, целью которого является овладение этими действия либо повышение их качества. Для того чтобы учащиеся хорошо овладели такими навыками и умениями, нужно правильно организовывать упражнения.

24. Экологическое образование и воспитание школьников при обучении географии

География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера.

Это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности. Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках географии необходимо целенаправленно, планомерно, последовательно осуществлять экологическое образование и воспитание. «Урок- «клеточка» педагогического процесса. И от того, каким он будет, зависит будущее ребенка; его знания и умения, любовь и бережное отношение к матери, Родине, природе. Практически на каждом уроке желательно обращать внимание школьников либо на проблемы малой родины, либо - большой, при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины - России, а та в свою очередь - частью земного шара или мирового сообщества. В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащегося, представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Такой подход к обучению давно закрепился в зарубежной школе и получил название «реального» обучения. Географическая наука позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме «хорошо - плохо».

Большое значение в формировании экологической культуры учащихся играет кабинет. Учителям, заведующим кабинетами, рекомендуем стараться использовать все его возможности. В кабинете собираются творческие работы учащихся: поделки, рефераты, доклады, композиции, коллекции, выжигания, летние задания.

Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Через кружки, клубы идёт углубление экологической культуры образования и воспитания школьников. Задача кружка, клуба - помочь детям увидеть и выбрать посильные экологические проблемы для самостоятельного решения.

Наши рекомендации