Картосхема, схема производственных связей, методика работы с ними при обучении географии.

Картосхема, схема производственных связей, методика работы с ними при обучении географии.

Картосхе́ма - карта с упрощенно-обобщенным изображением элементов содержания, которая наглядно, эстетично, функционально и более интуитивно понятным способом представляет сколь угодно сложные географические данные.
Картосхема является графическим средством географической инфографики.

Важным приемом работы с картами является вычерчивание картосхем на доске, что делается при изучении нового материала. Можно использовать трафареты территорий. Объяснение сопровождается вычерчиванием картосхемы. Она должна быть простой, отображать главное, не осложняться деталями. Ее задача — донести основной учебный материал до сознания школьника (например, схема узла транспортных путей Казани). Главное, что картосхема выполняется попутно с объяснением, она динамична. Можно рекомендовать переносить простейшие картосхемы в рабочие тетради. При проверке знаний желательно, чтобы учащиеся вычерчивали картосхемы на доске.

3. Географическая площадка, ее значение, планирование и оборудование. Методика работы на географической площадке.

Кроме кабинета географии желательна в школе и географическая площадка. На ней

проводятся различные практические работы, наблюдения за погодой. Площадка —

необходимое звено между теоретическим обучением и практическим применением знаний. Географическая площадка должна находиться вблизи школы, на школьном дворе, с таким расчетом, чтобы при необходимости можно было провести на ней урок; располагаться на открытом, ровном месте; ориентироваться по сторонам горизонта. Оптимальные размеры географической площадки: длина — 21м, ширина —11м.

Оборудование площадки можно разделить на 3 группы:

1) устройства по теме «Измерения и меры»;

2) устройства и приспособления по ориентированию;

3) метеорологические приборы и оборудование.

К теме «Измерения и меры» относятся забор-измеритель, мерная дорожка, квадратный

метр, ар, столб-высотомер, ростомер. Забор-измеритель делается из планок высотой 1 м, ширина планок и просветы между ними составляют 10 см. Пять планок с просветами равны 1 м. Штакетник закрашивается поочередно в два различных цвета по 1 м.

Длина мерной дорожки — 20 м, ширина —1м. Она располагается возле одной из

длинных сторон площадки. Двадцатый метр дорожки выкладывается кирпичом либо

цементируется (асфальтируется) и дает представление о площадной единице в 1 кв. м. На двадцать первом метре дорожки располагается кубический метр, который дает представление об единице измерения объема. 1 куб. м может делаться цельным или из планок. Вся площадка поперечной метровой дорожкой разделена на правую и левую половины, размер которых 10 x10 м. Это — 1 сотка, или 1 ар. На этих квадратах располагается оборудование площадки. Для выработки вертикального глазомера устанавливается столб-высотомер высотой 10 м. Поочередно каждый метр столба выкрашивается в 2 различных цвета. На столбе устанавливается флюгер.

Имеется на площадке и ростомер — вертикальная штанга с передвижной перекладиной.

Указанное оборудование служит для выработки представлений о различных единицах

измерения, определения средней величины своего шага, проведения измерительных работ. На правом квадрате делается искусственный холм (высотой 2 м, шириной 3 м и длиной 4 м). Он необходим для того, чтобы дать представление о различной крутизне склонов, познакомить учащихся с изображением холма горизонталями. Рядом с холмом целесообразно расположить искусственный водоем с изрезанной береговой линией. На правой половине делается почвенный разрез. Здесь же оборудуются столы и скамейки для занятий. На левой половине площадки располагаются приборы и оборудование по

ориентированию и наблюдению за погодой. В центре левого квадрата устанавливается гномон. Он служит для определения направления полуденной линии и сторон горизонта. С его помощью определяется местная долгота.

Требования к современному уроку географии.

Отличительные признаки современного урока географии состоят в следующем: 1е отличие — в постановке целей урока и их мотивации, исходя из положений современной дидактики. При определении целей урока и их мотивации необходимо выделять не только задачи усвоения знаний и формирования умений, развитие умственных способностей (мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и воображения), но и задачи формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащихся к Миру.

Второе — в изменении роли и функций учителя на уроке. Это связано с тем, что учащиеся рассматриваются в качестве саморазвивающегося субъекта учения. Поэтому учитель на уроке выступает организатором учебной деятельности учащихся, определяет и мотивирует цели урока, дает задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы.

Главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. В связи с этим, на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ. На традиционном уроке обычно отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.

Третье — изменение отношений м/у учителем и учащимися в отличие от традиционного урока, на котором преобладает авторитарный стиль общения, на современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества.

При определении целей урока учитывается не только какие знания будут на нем усвоены, но и на каком уровне: на уровне восприятия и запоминания, на уровне применения знаний в сходной ситуации или на уровне творческого применения знаний.

Четкое планирование урока и постановка цели учения осущ. путем разбивки материала на смысловые блоки или части и формулировки целей их изучения. Например, в курсе географии материков и океанов на уроке на тему «Воздушные массы и постоянные ветры на поверхности Земли» можно выделить следующие смысловые блоки: воздушные массы и их типы, постоянные ветры (пассаты и западные ветры умеренных широт), перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по временам года.

Современный урок может иметь межпредметный характер. В ряде школ практикуются по совместному изучению географии и биологии, географии и экологии, географии и иностранного языка и т.п.

5. Классификация методов обучения. Системы методов обучения географии и их сочетание в обучении географии.

О-и метод. Назначение метода: организовать усвоение школьником знаний, данных в готовом виде. Учитель излагает учебный материал, используя при этом геогр. карты, средства наглядности.Задача учащегося воспринять новую информацию, осмыслить ее, запомнить и воспроизвести. К этому методу относят не только изложение материала учителем, но и выполнение заданий (чтение и пересказ текста без перестройки, нахождение нужного объекта на карте, считывание цифровых показателей в таблицах, графиках, диаграммах и т. д.).

Репрод. м. Его назнач — научить школьника применять знания и умения в знакомой ему ситуации по известному образцу. Учитель организует самостоят-ю работу учащихся, дает им типовые задания,знакомит учащихся с планом выполнения этих заданий, показывает образец выполнения. Учащиеся выполняют задания всем классом под руководством учителя. Затем даются аналогичные задания для самост. работы. Главный вид таких работ — описания по географическим картам по типовым планам.

М. проблемного изложения. Его назнач - показать учащимся образец решения проблемы, раскрыть им сложный ПУТЬ движения к истине. Учитель сам формулирует проблему, аргументировано и доказательно решает ее. Деятельность учащихся заключается в том, что они должны воспринять, осмыслить материал, следить за логикой доказательства, усвоить этапы решения проблемы.

Ч-п. м. Его назнач — постепенно приобщить школьника к творческой деят-ти. Это достигается с помощью решения проблемных заданий. При ч.- п. м. учитель ставит проблемный ? и разделяет его на неск. подвопросов, ответы на подвопросы приводят к ответу на главный проблемный ?. Обычной формой ч.- п. м. является эвристическая беседа, в ходе кот. учащиеся получают новые знания. Это познавательная, разъяснительная беседа.

Исслед. м. Его назнач — приобщение школьника к самост. творческой деят-ти. При исслед. методе проблемные задания учащиеся выполняют самостоят-но. Они осущ-т поисковую деят-ть (сами ищут путь, решают проблему). Частные проблемные ? ставятся непосред. на уроке.Это в основном задания по краеведческой работе. Учащиеся собирают фактический материал, обрабатывают, систематизируют его, производят анализ, делают выводы, обосновывают их.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных

слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,

использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

Рекомендации по составлению логических схем

Просмотрите внимательно содержание темы по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

Внимательно изучите каждый параграф, выписывая из них основные понятия.

Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, то можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Т р е б о в а н и я к составлению логических схем:

- простота (минимальное количество схемных элементов и их связей);

- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т.д.);

- наглядность схемы (цветовое решение и т.п.).

Анализ уроков географии.

Общ сведения: Дата Класс Кол-во учащихся в классе Тема урока

Показатели:

1. Дидактический анализ

а) тема урока и ее соответствие программе;

б) дидактическая цель урока, ее определённость;

в) тип урока (овладение новыми знаниями; формирование и усвоение умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение и закрепление ЗУН; контрольно- проверочный; комбинированный);

г) основные структурные компоненты урока, его этапы;

д) задачи каждого этапа урока и их решение в ходе урока;

е) методы обучения, применение их на каждом этапе урока, их эффективность и разнообразие;

ж) средства обучения, применяемые на уроке, их уместность и технологичность;

з) результаты урока, их соответствие поставленным целям (образовательной, воспитательной и развивающей).

2. Содержательный анализ

а) соответствие содержания урока учебной программе;

б) оптимальность объема содержания урока;

в) единицы содержания урока (представления или понятия), их системность и последовательность (индукция и дедукция);

г) доступность содержания урока для учащихся;

д) способы представления содержания урока, их адекватность;

е) наглядность содержания, его связь с жизнью учащихся;

ж) актуальность содержания урока в обучении и повседневной жизни учащихся;

з) степень усвоения содержания урока учащимися, наличие обратной связи на уроке.

3. Психологический анализ

а) педагогический стиль работы учителя (авторитарный, либерально- демократический, гуманный);

б) общая психологическая атмосфера на уроке, интенсивность и темп урока (комфортная, удовлетворительная, дискомфортная);

в) использование приемов активизации познавательной активности учащихся;

г) использование приемов релаксации;

д) наличие интриги, коллизии, проблемы урока;

е) возможности диалогического и полилогического общения на уроке;

ж) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;

з) педагогический такт, «вес», мобилизация и «пристройка» учителя;

и) соответствие атмосферы урока его целям и задачам.

После открытого урока учитель проводит его самоанализ, в котором освещает правильность выбора целей урока, типа урока, его структуры, содержание, формы, приемы и ме­тоды на каждом этапе урока, итоги урока и оценку результативности урока.

Самостоятельные и практические работы учащихся в обучении географии.

Приучить ребят в процессе обучения самостоят овладевать знаниями — одна из основных задач школы. Для географии это — умения и навыки работы с картами, наблюдения в природе, на производстве, работа со статистико-экономическими показателями и пр. Примером практической работы может служить использование учениками метеоприборов при наблюдении за погодой, измерение расстояний при изучении темы «План и карта» и т. п.
Выполнению практич раб всегда предшествует получение опред теоретич знаний и ознакомление со способами ее выполнения.
Выполняя практич раб , учащиеся более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи, более прочно закрепляют полученные знания.После того как учащиеся овладеют приемами выполнения практич раб , например по чтению карт и составлению на их основе географич хар-к, практич раб начинают выполняться самостоятельно и тем самым приобретают характер самостоятельных работ .
Самостоятельная работа, вкл выполнение определенных заданий учителя, над которыми учащиеся работают без его непосредственного участия в спецотведенное время. Практич и самост раб имеют большое обр и воспит значение. Они вызывают мыслит активность, дают возможность глубоко продумать изучаемое, подойти к воспринимаемым фактам и явлениям с разных сторон. При овладении знаниями практич и сам раб имеют большое значение для установления связи теории с практикой.

38.Изучение географии в профильной школе.

Место географии в профильной школе среди обязательных предметов определяется развитием всей школы, ее индивидуальным учебным планом. Науч содержание геогр можно раскрыть через специальные курсы (элек­тивные учебные предметы), которые ранее в 10—11 классах были в усло­виях факультативов и специальных курсов в рамках части обр учреж­дения. Например, в социально-экономическом профиле география может быть представ­лена эконом геогр, в физико-химическом и химико-биологическом классе — основами землеведения. Таким образом, география, несмотря на выраженную тенденцию сокращения уч час в федеральном компоненте базисного уч плана, имеет значительные пер­спективы в региональном компоненте и компоненте обр учреждения, в пер­вую очередь благодаря усилению краеведческой составляющей.

Требования, предъявляемые к учащимся в знании и умении «понимать», «читать» и «знать» карту.

Работа с картой в процессе обуч геогр имеет цель - научить учеников понимать , читать и знать ее. Понимать карту - значит иметь картографические знания: знать, что такое карта , каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза. Читать карту - это уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, уметь изучать и понимать при помощи карты размещение состояния и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества. Для овладения чтением карты необходимы знания, а также картографические и географические многократные упражнения с картами . Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты - важный метод обучения географии.

Итак, знать карту - значит представлять по памяти взаимное расположение, форму и название определенных географических объектов.

Картосхема, схема производственных связей, методика работы с ними при обучении географии.

Картосхе́ма - карта с упрощенно-обобщенным изображением элементов содержания, которая наглядно, эстетично, функционально и более интуитивно понятным способом представляет сколь угодно сложные географические данные.
Картосхема является графическим средством географической инфографики.

Важным приемом работы с картами является вычерчивание картосхем на доске, что делается при изучении нового материала. Можно использовать трафареты территорий. Объяснение сопровождается вычерчиванием картосхемы. Она должна быть простой, отображать главное, не осложняться деталями. Ее задача — донести основной учебный материал до сознания школьника (например, схема узла транспортных путей Казани). Главное, что картосхема выполняется попутно с объяснением, она динамична. Можно рекомендовать переносить простейшие картосхемы в рабочие тетради. При проверке знаний желательно, чтобы учащиеся вычерчивали картосхемы на доске.

3. Географическая площадка, ее значение, планирование и оборудование. Методика работы на географической площадке.

Кроме кабинета географии желательна в школе и географическая площадка. На ней

проводятся различные практические работы, наблюдения за погодой. Площадка —

необходимое звено между теоретическим обучением и практическим применением знаний. Географическая площадка должна находиться вблизи школы, на школьном дворе, с таким расчетом, чтобы при необходимости можно было провести на ней урок; располагаться на открытом, ровном месте; ориентироваться по сторонам горизонта. Оптимальные размеры географической площадки: длина — 21м, ширина —11м.

Оборудование площадки можно разделить на 3 группы:

1) устройства по теме «Измерения и меры»;

2) устройства и приспособления по ориентированию;

3) метеорологические приборы и оборудование.

К теме «Измерения и меры» относятся забор-измеритель, мерная дорожка, квадратный

метр, ар, столб-высотомер, ростомер. Забор-измеритель делается из планок высотой 1 м, ширина планок и просветы между ними составляют 10 см. Пять планок с просветами равны 1 м. Штакетник закрашивается поочередно в два различных цвета по 1 м.

Длина мерной дорожки — 20 м, ширина —1м. Она располагается возле одной из

длинных сторон площадки. Двадцатый метр дорожки выкладывается кирпичом либо

цементируется (асфальтируется) и дает представление о площадной единице в 1 кв. м. На двадцать первом метре дорожки располагается кубический метр, который дает представление об единице измерения объема. 1 куб. м может делаться цельным или из планок. Вся площадка поперечной метровой дорожкой разделена на правую и левую половины, размер которых 10 x10 м. Это — 1 сотка, или 1 ар. На этих квадратах располагается оборудование площадки. Для выработки вертикального глазомера устанавливается столб-высотомер высотой 10 м. Поочередно каждый метр столба выкрашивается в 2 различных цвета. На столбе устанавливается флюгер.

Имеется на площадке и ростомер — вертикальная штанга с передвижной перекладиной.

Указанное оборудование служит для выработки представлений о различных единицах

измерения, определения средней величины своего шага, проведения измерительных работ. На правом квадрате делается искусственный холм (высотой 2 м, шириной 3 м и длиной 4 м). Он необходим для того, чтобы дать представление о различной крутизне склонов, познакомить учащихся с изображением холма горизонталями. Рядом с холмом целесообразно расположить искусственный водоем с изрезанной береговой линией. На правой половине делается почвенный разрез. Здесь же оборудуются столы и скамейки для занятий. На левой половине площадки располагаются приборы и оборудование по

ориентированию и наблюдению за погодой. В центре левого квадрата устанавливается гномон. Он служит для определения направления полуденной линии и сторон горизонта. С его помощью определяется местная долгота.

Требования к современному уроку географии.

Отличительные признаки современного урока географии состоят в следующем: 1е отличие — в постановке целей урока и их мотивации, исходя из положений современной дидактики. При определении целей урока и их мотивации необходимо выделять не только задачи усвоения знаний и формирования умений, развитие умственных способностей (мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и воображения), но и задачи формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащихся к Миру.

Второе — в изменении роли и функций учителя на уроке. Это связано с тем, что учащиеся рассматриваются в качестве саморазвивающегося субъекта учения. Поэтому учитель на уроке выступает организатором учебной деятельности учащихся, определяет и мотивирует цели урока, дает задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы.

Главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. В связи с этим, на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ. На традиционном уроке обычно отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.

Третье — изменение отношений м/у учителем и учащимися в отличие от традиционного урока, на котором преобладает авторитарный стиль общения, на современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества.

При определении целей урока учитывается не только какие знания будут на нем усвоены, но и на каком уровне: на уровне восприятия и запоминания, на уровне применения знаний в сходной ситуации или на уровне творческого применения знаний.

Четкое планирование урока и постановка цели учения осущ. путем разбивки материала на смысловые блоки или части и формулировки целей их изучения. Например, в курсе географии материков и океанов на уроке на тему «Воздушные массы и постоянные ветры на поверхности Земли» можно выделить следующие смысловые блоки: воздушные массы и их типы, постоянные ветры (пассаты и западные ветры умеренных широт), перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по временам года.

Современный урок может иметь межпредметный характер. В ряде школ практикуются по совместному изучению географии и биологии, географии и экологии, географии и иностранного языка и т.п.

5. Классификация методов обучения. Системы методов обучения географии и их сочетание в обучении географии.

О-и метод. Назначение метода: организовать усвоение школьником знаний, данных в готовом виде. Учитель излагает учебный материал, используя при этом геогр. карты, средства наглядности.Задача учащегося воспринять новую информацию, осмыслить ее, запомнить и воспроизвести. К этому методу относят не только изложение материала учителем, но и выполнение заданий (чтение и пересказ текста без перестройки, нахождение нужного объекта на карте, считывание цифровых показателей в таблицах, графиках, диаграммах и т. д.).

Репрод. м. Его назнач — научить школьника применять знания и умения в знакомой ему ситуации по известному образцу. Учитель организует самостоят-ю работу учащихся, дает им типовые задания,знакомит учащихся с планом выполнения этих заданий, показывает образец выполнения. Учащиеся выполняют задания всем классом под руководством учителя. Затем даются аналогичные задания для самост. работы. Главный вид таких работ — описания по географическим картам по типовым планам.

М. проблемного изложения. Его назнач - показать учащимся образец решения проблемы, раскрыть им сложный ПУТЬ движения к истине. Учитель сам формулирует проблему, аргументировано и доказательно решает ее. Деятельность учащихся заключается в том, что они должны воспринять, осмыслить материал, следить за логикой доказательства, усвоить этапы решения проблемы.

Ч-п. м. Его назнач — постепенно приобщить школьника к творческой деят-ти. Это достигается с помощью решения проблемных заданий. При ч.- п. м. учитель ставит проблемный ? и разделяет его на неск. подвопросов, ответы на подвопросы приводят к ответу на главный проблемный ?. Обычной формой ч.- п. м. является эвристическая беседа, в ходе кот. учащиеся получают новые знания. Это познавательная, разъяснительная беседа.

Исслед. м. Его назнач — приобщение школьника к самост. творческой деят-ти. При исслед. методе проблемные задания учащиеся выполняют самостоят-но. Они осущ-т поисковую деят-ть (сами ищут путь, решают проблему). Частные проблемные ? ставятся непосред. на уроке.Это в основном задания по краеведческой работе. Учащиеся собирают фактический материал, обрабатывают, систематизируют его, производят анализ, делают выводы, обосновывают их.

Наши рекомендации