Как стать упреждающим толкователем карт таро
Традиционным образом толкователя карт Таро является изображение цыганки, сидящей в затемненном, заполненном дымом ладана помещении, совершающей толкования карт. Этот образ был принят писателями, художниками и рекламодателями на протяжении десятилетий, включая Дж. К. Роулинг в созданном ею образе Сибиль Трелони — учительницы Хогвартса. Мы, однако, не должны превращаться в подобных толкователей. Мы не хотим предсказывать смутное будущее и наблюдать за тем, как рыдает вопрошающий. Мы хотим стать упреждающими толкователями карт Таро и дать возможность вопрошающему изменить исход ситуации.
Использование вышеописанного совета является отличной исходной точкой: направив клиента в организацию или службу за получением совета или помощи, мы даем ему возможность (помимо толкования) взять ход событий под контроль. Делая это, мы напоминаем вопрошающему о том, что будущее в картах — это его будущее, а не наше и что он играет в его формировании активную роль.
Еще один отличный способ увлечь клиента играть активную роль в формировании своего будущего — предоставить ему определенное задание в самом начале сеанса. В зависимости от вашего стиля толкования, варианты могут следующими:
• тасовать карты;
• раскладывать карты;
• выбирать карты для толкования из колоды карт в виде веера;
•тщательно обговаривать вопросы вместе с вами;
•выбрать колоду, с помощью которой он хочет провести толкование;
• взять в руки лист бумаги и ручку и записывать ход толкования;
• отвечать на вопросы о том, что он видит на картах или что думает об их значении;
• выражать свои мысли и чувства.
Когда ваш клиент принимает активное участие в процессе толкования, он включается в него духовно и эмоционально, делая процесс общения более легким и более открытым.
ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ
Как уже говорилось выше, природа жизни и человеческого опыта такова, что иногда болезненные события приводят к позитивному исходу. Человек в своей жизни может испытать столь острую боль, что ему будет казаться, что он больше не может это терпеть и что это — конец его пути. Это может случиться в связи самыми разнообразными событиями: разрыв отношений, смерть любимого человека, неудача, лишение работы, духовные страдания и многое другое. Чувства, которые ассоциируются с подобным состоянием духа, наиболее четко проявляются в картах, изучаемых в данном уроке: Повешенный, Дьявол и Башня. В частности, Повешенный говорит нам о том, что определенная боль — в первую очередь душевная — может быть Темной Стороной Души, из которой освобождается, обновляясь, душа или из которой душа может подняться на более высокий уровень.
«Темная Ночь Души» — это термин, взятый из работ испанского мистика св. Джона Кросса, жившего в XVI в. В своих работах он описывает практически универсальную тему духовного опустошения и одиночества, которое со временем испытывают мистики и религиозные люди, — это чувство отделения от Божественною. Однако термин «Темная Ночь Души» также используется мистиками (например, Матерью Терезой или Терезой из Лизье) для описания страданий, приближающих их к Богу. Также считано, что Темная Ночь Души ведет к более духовному и мистическому пониманию или к высокому уровню религиозного опыта.
На карте Повешенный изображен мужчина, который висит вниз головой на дереве, кресте, опоре или жерди. В памяти всплывают слова относительно Темной Ночи Души в древнескандинавской мифологии. В «Речах Высокого» (Высокий — одно из имен бога Одина) мы читаем:
138
Я полагаю, что вишу на обдуваемом ветром Дереве
Полных девять дней и ночей,
Раненный копьем, посланным Одином,
Предоставленный самому себе,
Высоко на Дереве, о котором никто никогда не слышал,
Где его корни, из которых оно поднимается к небесам.
139
Никто не преподнес мне ни еды, ни питья,
Я вглядывался вниз, в темноту,
Кричал вслух и брал Руны,
Затем упал с Дерева.
Ранение, которое Один нанес сам себе, и помещение на Дерево Мира напоминают нам о распятии Христа, создавшего мост между Богом и человечеством, в христианской традиции. По всему миру мы видим рассказы об ужасных страданиях, которые привели к мистическому рассмотрению Божественной любви. Карта Повешенный напоминает нам о том, что иногда страдания и жертвы необходимы для дальнейшего развития. Более того, она напоминает нам о теме Спуска в Подземное царство, которая встречается в мировой мифологии и повествует о том, как душа спускается в темноту, находясь на службе у света.
Упражнение 10.3
Проведите небольшое исследование на тему: «Темная Ночь Души» и «Спуск в Подземное царство» в религиозных писаниях и мифологии. Вот некоторые идеи, от которых можно оттолкнуться:
• Спуск Персефоны в царство Аида и поиски ее Деметрой.
• Поиск Рун Одином.
• Сомнения Христа в Гефсиманском саду.
• Жертва Куана Йнна и его спуск в Ад, а также последующее спасение душ.
Упражнение 10.4
Прочитайте работу св. Джона Кросса «Темная Ночь Души» или какую-либо работу св. Терезы из Лизье. Они могут дать вам более глубокое понимание самого процесса воскресения перед умиранием — состояния мистика во время его переживания. Оба текста можно отыскать и Интернете.
XII ПОВЕШЕННЫЙ
В некоторых случаях страдания ведут к пониманию. Мы приносим себя в жертву ради высокой цели. Наши разум, сердце, душа и тело подвергаются пыткам и разочарованиям, сомнениям и горестям, с тем чтобы мы могли воспрянуть духом, помочь другим, открыть новые горизонты и вновь выйти на свет с другой стороны. Таким образом, Повешенный является размышлением Умирающего/ Воскрешающего Бога: божественная фигура, которая умирает или спускается в Подземное царство ради того, чтобы другие получили жизнь, спасение или обещание Божественной любви. Иисус, Осирис, Будда, Один, Куан Йин... В каждом из этих примеров мы видим обычную тему капитуляции: существенным является то, чтобы в какой-то момент этого процесса Темной Ночи Души фигура сдалась и подверглась трансформациям, в результате чего она окажется в руках Господа. Таким образом, эту карту сопровождает чувство безысходности, но те, кто привыкли к контролю, могут извлечь пользу из потенциального урока.
_________________________________
Разочарование в самом себе должно
предшествовать Просветлению.
Верной Ховард
Если бы вы только знали, в какую темноту я окунулась.
Тереза из Лизье
________________________________________
Повешенный не висит вниз головой, петля у него на шее, следовательно, он мертв. В средневековой Италии, по всей видимости, именно так казнили предателей. Его мир оказался перевернутым, и он предлагает нам изменить свое восприятие и взглянуть на все под другим углом. Кто же в действительности пребывает в этом положении: мы, люди вокруг или сам Повешенный?
В оккультных колодах карт Таро карта получила название «Вода» и указывает на то, что Повешенный всматривается в водную бездну. Это — карта размышления о состоянии своей души в период наибольшего стресса.
Обычные символы
Перевернутое состояние: изменение восприятия, чувство потерянности; в данном случае Повешенный спускается в Подземный мир, поворачиваясь спиной к Господу.
Согнутая нога: на многих изображениях правая нога Повешенного согнута в колене, а руки широко расставлены и указывают вниз. Эта поза является символом креста, наложенного на треугольник, — спуск света в темноту с целью освободить ее.
Гало: образ святости, духовной чистоты.
Вода: размышления, бездна. Кроули называет ее «благословением, которое в то же время является смертью».
Падающие деньги: напоминание о наказании, которому подвергали предателей в Италии; монеты также напоминают об Иуде Искариоте.
Копье: оружие, с помощью которого пронзили Христа, а также то, с помощью которого Один принес себя в жертву.
Один: норвежский бог, который принес себя в жертву, чтобы получить знания Рун (9 суток провисел на Дереве Мира, прибитый к нему своим же копьем).
Дерево: Дерево Жизни, на котором висит Повешенный, или мистик во время своего спуска. Также Ось Мира — универсальное звено между небом и землей.
Крест: распятие.
Ключевые слова: мистика, мистический опыт, новые перспективы, жертва, отсутствие движений, философия, религия, духовность, размышления, медитация, Темная Ночь Души, спуск, капитуляция, смерть эго, переход к более духовным понятия, инициация.
В литературе и кино: в фильме «Стигматы» изображен персонаж молодой современной женщины, от которой Френки подхватывает духовную болезнь — стигматы, — передающуюся лишь наиболее праведным и святым христианским мистикам. Фильм, хотя и является выдумкой, отлично повествует об опыте стигматизации и чувстве единения с Христом во время его распятия. Стигматы внезапно возникают на теле мистика (в данном случае — Френки), иногда приводя к его смерти. Они, однако, описаны как благословение и проклятие одновременно, поскольку появились в результате наиболее глубокой любви к Христу и союза с ним, которые только возможны
Как личность: человек, охарактеризованный этой картой, шляется мистиком и часто сталкивается с глубокими духовными чувствами — в частности, чувствами одиночества, сомнений, опустошения и отделения от Бога, за которыми следует благословенный союз с Божественным. Такой человек иногда обладает «комплексом мученика», намеренно страдая на благо других, даже если в этом нет необходимости. Он может быть мыслителем, проводя множество своего времени и размышлениях, медитации или самоизучении. Он всегда мыс-пи не так, как другие, — не потому, что он другой, а потому, что его взгляд на мир сильно отличается, находясь под влиянием духовного опыта.
Упражнение 10.5
Вытяните из колоды карту Повешенный и внимательно изучите ее. Изображен ли на ней определенный миф (или божество), который ассоциируется с жертвой или спуском в Подземное царство? Какие символы вы видите на карте? Что они могут означать? Что вас поражает?
В дневнике Таро запишите свои мысли о Темной Ночи Души: какой она может быть, что может вызвать ее, что может произойти впоследствии. Как это может изменить ваше восприятие мира? Испытывали ли им когда-либо нечто подобное?
По отношению к данной карте можно также использовать упражнении 2.4 и 2.5.
Вопросы для записи в дневник
• Почему Повешенный висит вниз головой, не привязанный за шею?
•Какова природа жертвы?
• Как принятие и размышления взаимодействуют с вашей духовной и мистической жизнью?
• В каком случае вы могли бы сдаться? Каков ваш личный опыт капитуляции? Что вы чувствовали?
• Каково ваше восприятие мира? Как вы подходите к этому вопросу?
• Каково ваше прошлое, определяющее ваше видение мира?
• Какая точка зрения является верной?
• Проходили ли вы какую-либо инициацию? Как это было?
XVI БАШНЯ
Если страдания Повешенного ведут к просветлению и инициации, то страдания Башни являются разрушительными и опускают человека в наиболее низкое положение, в каком он может оказаться. Если кончина карты Смерть является естественной и часто — медленной и предсказуемой, то смерть карты Башня непредсказуема, внезапна и сводит с ума. Именно в картах Таро мы находим полное разрушение и вынужденный отказ от всего, что больше не является необходимым в жизни определенного человека. Образ башни представляет собой восприятие себя, эго и образ жизни, который мы создаем для себя по ходу жизни. Это наши амбиции, мораль, отношения, стабильность. И все это полностью разрушается молнией с небес. Никакие слова не могут описать в данном случае полное и на первый взгляд бесполезное разрушение.
Однако в нем также заключается возможность начать все сначала, с нуля. То, что было разрушено, было ненужным или плохо обоснованным, поэтому, опускаясь на самое дно, вы можете укрепить фундамент и создать нечто более прочное. Карта Башня напоминает нам о том, что, возводя конструкции на нестабильном или небезопасном основании, мы рискуем вызвать их разрушение под тяжестью элементов. Как и карты Колесо Фортуны и Смерть, карта Башня говорит нам о том, что изменения являются единственным постоянным элементом Вселенной. То, за что мы столь усиленно держались, о стабильности чего мечтали, неизбежно станет объектом совершения перемен и разрушения Вселенной в ее основе.
_________________________
Кризисные события часто рассеивают иллюзии, которые
закреплены в нашей жизни.
Роберт Венинга
Послушай, Господь встречающихся рек!
То, что прочно стоит, упадет,
А то, что движется, будет стоять вечно.
Рамануджан
________________________________________
Обычные символы
Разрушенная башня: как описано выше, башня представляет собой конструкцию в нашей жизни, на которую мы возложили слишком много ценностей: себя, эго, образ жизни, религию, брак, амбиции. Разрушенная башня символизирует разрушенное внешними силами самосоздание.
Падающая корона: еще один символ падения и разрушения эго и себя, как и ценностей и амбиций.
Просветление: молния, которую описывают одновременно как проклятие Бога, так и благословение от внезапного просветления. Во многих случаях грань между ними является едва заметной.
Огонь: огонь создания и разрушения.
Глаз Шивы: в индуизме Глаз Шивы открывает свой огненный взгляд и сжигает мир дотла, разрушая иллюзию создания и обнажая правду существования. Он означает конец света и внешних сил, использующих разрушение для того, чтобы к определенному человеку пришло осознание.
Падающие люди: фигуры, падающие с горящей башни и умирающие, символизируют разрушение и страдания на человеческом уровне.
Взрыв: не только разрушение, но и освобождение. Как и в случае с Глазом Шивы, когда сгорает ложь, мы остаемся с чистым листом перед собой.
Голубка и змея: в колоде Тот они представляют собой два разных вида желания — Волю жить и Волю умереть. Вместе они указывают на жизнь и смерть, разрушение и создание, которые являются стадиями одного и того же процесса.
Трещины: процесс разрушения по своей сути.
Волны: волны, накатывающие на треснувшую башню, напоминают нам о том, что даже самые мягкие силы (такие, как вода) могут разрушить самые крепкие конструкции.
Ключевые слова: разрушение, падение, трещины, болезненные события, переоценка, удаление ложных оснований, отказ от плохих привычек, потеря, сложности, внезапный подъем, перемены, вдохновение, осознание, лишение эго.
В литературе и кино: притча о двух основаниях (больше известна под названием «Человек, построивший свой дом на песке») из Евангелия от Луки (6:47—49) является прекрасным примером того, как внешние силы могут быстро разрушить то, что имеет плохой фундамент. Рассказ из Ветхого Завета о Вавилонской башне (Быт. 11:1—9) показывает, как люди имеют тенденцию строить в своей жизни ложные конструкции, используя их как способ увековечить свое эго, и ужасные, неизбежные последствия, когда такие конструкции рушатся.
Как личность: лишь в крайних случаях эта карта указывает на человека, но если это так, то такой человек — очень негативный и разрушительный. Он склонен нападать на верования и ценности других, унижать или критиковать их. Он очень независим, но может слишком активно заставлять людей также быть независимыми. Этот человек однозначно бесчувственный и может быть очень резким в своих высказываниях, хотя и правдивым. Иногда, однако, правда ранит, и, хотя человек Башни отлично справляется с задачей разборки слабостей (как своих собственных, так и других личностей), иногда он заходит слишком далеко и ранит чувства других людей.
Упражнение 10.6
• Вытяните из колоды карту Башня и внимательно рассмотрите ее. Что вы чувствуете, глядя на изображение? О чем оно говорит вам? Какие символы поражают вас, а какие отличаются от описанных выше?
• Как, на ваш взгляд, можно толковать эту карту в позитивном смысле? Как ее тематика может помочь человеку? Как может человек использовать упреждающие идеи этой карты в своей жизни?
• Найдите и прочитайте мифы о Шиве и Кали. С какими качествами они ассоциируются? Что их рассказ говорит о Башне?
• Прочитайте историю Икара в книге Овидия «Метаморфозы» («Дедал и Икар»), Какую роль сыграло эго в данном рассказе? Что чувствует Дедал в конце? Что бы вы посоветовали Дедалу, если бы увидели исход в процессе толкования доя него карт Таро?
• По отношению к данной карте можно также использовать упражнения 2.4 и 2.5.
Вопросы для записи в дневник
• Что находится внутри Башни?
• Что привело к ее разрушению?
• Что, на ваш взгляд, случится с людьми, падающими с Башни?
• В каком виде может быть фундамент? Каков фундамент вашей жизни?
• Какие события могут вызвать разрушение Башни?
• Испытывали ли вы внезапные, болезненные перемены? Что это было? Какой была ваша реакция?
• Какие части вашей сущности созданы вашим эго? Как их могут разрушить внешние силы?
XV ДЬЯВОЛ
Название этой карты сбивает с толку, но является одновременно очень подходящим. Оно сбивает с толку в связи с тем, что карта не представляет собой олицетворения зла, имеющего внешний облик и сознание: оно не указывает на существование действительного злого существа, пытающегося повергнуть человека в грех. Название карты, однако, напоминает о ряде элементов, которые можно применить к ней: маленький дьявол, восседающий на нашем плече, дающий нам разрешение на совершение плохих поступков или их оправдывающий; дьявол указывает на то, что вы подвержены страсти и вас невозможно остановить. Демонов часто рассматривают как противоположность ангелам, и эту дихотомию можно проследить в Таро — в картах Умеренность и Дьявол: ангел добродетели и умеренности рядом с демоном соблазна и чрезмерности.
Поскольку само название часто вызывает страх и сама карта темная, ее ассоциируют со страхом и темными глубинами человеческой психики: та часть, которая подвержена пагубным привычкам, которая активируется, когда мы напуганы, относится к животной природе. Она также представляет собой животную силу: не ту силу, которую мы используем, когда учимся, например, ездить верхом на животном, покоряя его, а ту, которая берет верх над нами, и мы оказываемся под ее контролем, становимся рабами своей низкой страсти, страхов и чрезмерности.
Во многих современных колодах карт, тем не менее, эта карта стала одной из примитивных сил создания и власти: чисто животная природа внутри нас призывает нас отыскать самца и заняться вопросом репродукции и напоминает нам о потребности в еде, питье, сне и удовольствии. Дьявол может указывать на страстную жажду к жизни, которая может быть полезна, если будет проявляться в меру; в противном случае она становится опасной и приводит нас к «питью дьявола» — наркотикам, нимфомании и раздражительным страхам, которые нас контролируют.
__________________________
Я могу устоять перед чем угодно, кроме соблазна.
Оскар Уайльд
Нам нечего бояться, кроме собственного страха.
Франклин Д. Рузвельт
_____________________________
Обычные символы
Дьявол: животное внутри, сила соблазна и темноты.
Падший ангел: как уже упоминалось выше, дьявола можно рассматривать как противоположность ангелу умеренности, как чрезмерность вместо умеренности, порок вместо добродетели.
Цепи: символизируют оковы, связывающие нас в повседневной жизни; все, к чему мы привязаны, независимо от того, является ли это необходимостью или осознанным выбором. Они также представляют собой привязанность и бремя, рабство и угнетение.
Рога и хвост: на многих картах человеческие фигуры изображены с рогами и хвостом, что превращает их в животных.
Пан: жажда к жизни и страсти (см. упражнение 10 для более детальной информации).
Перевернутая пентаграмма:правильная пентаграмма символизирует подъем человека к Богу или дух, поднимающийся из вещества; перевернутая пентаграмма символизирует спуск духа к веществу или попадание в ловушку мирского существования.
Огонь: говоря о страданиях, мы используем термины, связанные с огнем: «горим» жаждой, а в христианской традиции грешники страдают от адского огня.
Подземное царство/Ад:можно рассматривать как метафору темноты нашего внутреннего мира, нашу психику как самую темную часть и опасную для нас самих. В самые темные времена своей жизни мы можем спуститься в свой собственный Ад и столкнуться там со своими внутренними демонами.
Объекты вожделения: указывают на то, что эта карта материальная, с сильным ударением на физические соблазны жизни: богатство, секс, алкоголь — все, что может оказаться чрезмерным и стать зависимостью.
Фаллос: творческая сила жизни, а также жажда.
Козел/ягненок: символы знака зодиака Козерог.
Ключевые слова: жажда, жадность, гнев, страх, ненависть, агрессия, потеря, скачок, лишение свободы, ловушка, алкоголизм, зависимость, причинение вреда самому себе, надругательство, спуск, подземное царство, темнота, внутренние демоны, кризис, порочный цикл, плохие привычки.
В литературе и кино: в большинстве книг и фильмов присутствует изображение данной карты: например, Саурон — сила зла и лидер животной расы во «Властелине Колец», который хотел достичь царства темноты. Он также проявляет свою силу с помощью Кольца, которое дает своему обладателю ряд возможностей, в результате чего он быстро становится зависим от него (например, невидимость или способность видеть предметы насквозь). Кольцо также очень тяжело носить в течение длительного периода времени, но оно обретает такую власть над разумом, что его обладатель становится полностью зависим от него, готов бросится в атаку и убьет любого, лишь бы сохранить Кольцо.
Как личность:этот человек является душой компании, он знает, как радоваться жизни, и делает это с огромным рвением. Такой человек, как правило, курит или употребляет спиртное, а также может попробовать наркотики. Он также слишком страстный и похотливый и, отвечая на вопрос о хобби, назовет, скорее всего, секс! Этот человек, однако, принимает наркотики или употребляет спиртное, чтобы спрятаться, остановиться или забыть о тех сторонах своей натуры, которые ему не нравятся или от которых он зависим. Он также может причинять вред самому себе и обладать пессимистичными или гедонистическими взглядами на жизнь.
Упражнение 10.7
Вытяните из колоды карту Дьявол. Вполне возможно, особенно если у вас современная колода карт, что художник существенно изменил ее символику, чтобы она больше соответствовала теме карты. Является ли дьявол Паном? Богом с рогами? Присутствуют ли оковы? Подземное царство? О чем это говорит вам по отношению к значению карты и что вы думаете по этому поводу?
Подумайте о словах «дьявол» и «демон». Каков результат? Как он соотносится с картой?
По отношению к данной карте можно также использовать упражнения 2.4 и 2.5.
Прочитайте работу Алистера Кроули «Гимн Пану». О чем она говорит в связи с более позитивными аспектами карты Дьявол?
Вопросы для записи в дневник
• Какие цвета доминируют на карте и что это значит?
• Что вы чувствуете, глядя на карту?
• С каким образом на карте вы больше всего ассоциируете себя?
• В каком виде могут быть изображены цепи?
• В каком виде может проявляться зависимость?
• Какие виды зависимости вы испытали в своей жизни? Как вы побороли их? Если этого еще не произошло, как вы будете с ними бороться?
• Какие свои свойства вы подавляли или скрывали? Почему? Как бы вы раскрыли их?
Напоминает ли вам эта карта какую-либо другую из колоды карт Таро? Как это связано со значением карты? В какой форме проявляются ваши самые темные личностные черты?
РАСКЛАД «ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО»
Возможно, этот расклад не самый приятный, но он может стать началом самореализации и изменений. Подчеркивая часть себя, пребывающую в тени, и внутреннюю темноту, вы можете начать лучше понимать себя; лишь понимая своих внутренних демонов, мы можем освободиться от их контроля.
Расклад создан таким образом, чтобы вы могли представить себе, как вы спускаетесь в Подземное царство Элевсинских таинств, где тех, кто проходил обряд инициации, обучали после смерти пить из реки Мнемозины (памяти), а не Леты (забвения) и, таким образом, достигать свободы от Аида.
Карта 1. Вход в пещеру. Каков путь к темной стороне моей сущности? Что открывает мне путь к ней?
Карта 2. Внутреннее святилище. В какой области моей жизни эта тьма проявляется сильнее всего?
Карта 3. Сам Аид. В каком обличье предстанет передо мной мой внутренний демон?
Карта 4. Питье Памяти. Как я могу начать понимать, принимать или исцелять тьму?
Карта 5. Спуск. Как я могу начать бороться с темным аспектом моей психики и обратить его к свету?
Карта 6. Солнечный свет. Исход данного задания.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• Запишите в дневнике Таро позитивные аспекты рассмотренных карт. Возможно, вам будет легче, если вы начнете с графика сравнений, записывая обычные ассоциации каждой карты (которые, в основном, негативны), а затем, рядом с ними, отмечая, как их можно воспринимать в позитивном аспекте.
• После выполнения приведенных выше упражнений опишите в дневнике Таро одну или все карты.
• Выполните расклад «Подземное царство» для себя (на данном этапе не следует выполнять его для другого человека, поскольку могут возникнуть важные вопросы).
Дополнительная литература
1. «Гимн Пану» Алистера Кроули — для понимания карты Дьявол. Можно прочесть он-лайн Hawww.poemhunter.com/poems.
2. Tarot Shadow Work: Using the Dark Symbols to Heal, by Christine Jette.
3. «Метаморфозы» Овидия, книга VIII: 183—235 — рассказ об Икаре как пример Башни.
СТАРШИЕ АРКАНЫ: ЧТО ТАМ (ЗДЕСЬ)?
В последнем уроке, посвященном Старшим Арканам, мы рассмотрим космологические аспекты карт Таро. Мы изучим высокие, небесные источники, вдохновившие на создание понятий, изображенных на картах, а также наше место во Вселенной. Что там? Кто мы? Что мы делаем? В отличие от предыдущих уроков, в данном уроке мы рассмотрим четыре карты вместо трех.
КАК ВВЕРХУ, ТАК И ВНИЗУ
Афоризм «Как вверху, так и внизу» используется на протяжении веков и описывает взгляд на Вселенную как отношение между человеческим царством и Божественным. Впервые он был употреблен Гермесом Трисмегистом около II в. н. э. в «Изумрудном скрижале» — небольшом трактате о волшебной природе Вселенной и секретах алхимических превращений; трактат высоко ценили философы и алхимики на протяжении многих веков. В этой короткой фразе заключена целая космология: она говорит нам о том, что Божественное царство (которое в то время включало Бога, планетные силы, туманности и др.) отражается в земном мире (в человеке, земле, циклах природы). Два этих царства также называли Макрокосмом (большим космосом) и Микрокосмом (малым космосом).
В картах Таро, магии и алхимии полагают, что совершаемое нами в Микрокосме может иметь прямое влияние на Макрокосм, — это принцип, согласно которому люди проводят свои магические ритуалы. Также считают, что Макрокосм может быть представлен в форме Микрокосма — в таких моделях, как Дерево Жизни в Каббале и картах Таро. Именно это обстоятельство — отражение Макрокосма в Микрокосме — делает карты Таро полным изложением Вселенной (как Божественной, так и земной) в миниатюре и позволяет им (как считают некоторые люди) работать.
Как мы увидим позже, в картах Таро были запечатлены многие методы порядка и понимания Вселенной. К ним добавили знаки зодиака, фазы Луны, планеты, элементы, буквы иврита из Каббалы — все это мы детально рассмотрим позже. Это позволяет нам проводить толкования, получая ответы не только на земные вопросы, но и относительно духовных и магических путей. Таким образом, вы увидите, что карты Таро напоминают космические принципы: такие, как закон причины и следствия (Справедливость), перемены (Колесо фортуны), другого себя (Влюбленные) и просвещения (Солнце).
Упражнение 11. 1
Прочитайте «Изумрудную скрижаль» Гермеса. В Интернете вы найдете несколько отличных переводов, в частности в Википедии. Несмотря на то что различные версии этого небольшого трактата разделяют века, они удивительно похожи. По мере его прочтения подумайте о том, как в нем трактуется выражение «Как вверху, так и внизу», и о его значении для духовных и магических ритуалов.
АСТРОЛОГИЯ И ТАРО
Астрология — популярная наука, ее применяли еще в Древней Месопотамии для предсказания будущего, изображения истекающего времени и понимания природы человека. Поэтому неудивительно, что веками она связана с картами Таро (благодаря неиссякаемому интересу к оккультизму). И хотя знание зодиакальных и планетных ассоциаций с каждой картой Старших Арканов не является необходимым для толкования Таро, эти знания помогут вам лучше понять значение карт и их взаимосвязь с духовным миром.
Каждой из карт Старших Арканов управляет определенный шик зодиака или планета:
0 Дурак — Уран
1 Маг — Меркурий
II Верховная жрица — Луна
III Императрица — Венера
IV Император — Овен
V Иерофант — Телец
VI Влюбленные — Близнецы
VII Колесница — Рак
VIII Сила — Лев
IX Отшельник — Дева
X Колесо фортуны — Юпитер
XI Справедливость — Весы
XII Повешенный — Нептун
XIII Смерть — Скорпион
XIV Умеренность — Стрелец
XV Дьявол — Козерог
XVI Башня — Марс
XVII Звезда — Водолей
XVIII Луна — Рыбы
XIX Солнце — Солнце
XX Суд — Плутон
XXI Мир — Сатурн
Если вы помните, что каждый из наборов карт Младших Арканов связан с определенным элементом, вы также увидите, что каждому набору соответствуют по три знака зодиака:
Кубки (Вода):Рак, Скорпион, Рыбы.
Монеты (Земля): Дева, Телец, Козерог.
Жезлы (Огонь): Овен, Лев, Стрелец.
Мечи (Воздух): Водолей, Весы, Близнецы.
Упражнение 11.2
Используя свои знания или проведя небольшое исследование относительно значения каждого знака зодиака и планеты, попытайтесь понять, как оно связано с соответствующей картой Старших Арканов. В частности, что вы знаете о планете Меркурий?
Совет: чтобы лучше понять значение планет, прочитайте легенды о древнеримских божествах, в честь которых они получили свои названия. Можно также подобрать ассоциации к определенным знакам зодиака или планетам: например, с чем у вас связано название «Венера»?
Знаки зодиака также связаны с Правящими картами, а система деканов и 27 букв ивритского алфавита, из которых состоит имя Бога, — с Младшими Арканами. Эти вопросы мы рассмотрим более детально в следующих уроках.