С изображением рельефа способом штрихов.

Однако, требования к топокартам, к изображению рельефа на них все усложнялись. В частности, необходимость достаточно точного определения по кар­там углов наклона,абсолютных и относительных высот точек мест­ности привела во второй половине XIX в. к замене штрихового спосо­ба изображения рельефа способом горизонталей (изогипс).

Этот способ был известен еще в начале XVIII в.

при передаче рельефа штриховым способом схематические горизонтали проводи­лись как примерные границы для рисовки штрихов.

Накопление высотных данных на обширные территории происходило во второй половине XIX и в нача­ле XX в. в ходе специальных топографических съемок с помощью новых инструментов для определения высот (Кипрегеля при мен­зульной съемке).

В итоге на рубеже XIX и XX вв. на значительные территории в ряде стран Европы, а также и России были созданы обновленные, более точные и крупные по масштабу топографические карты с доста­точно подробной передачей рельефа.

Первая мировая война вызвала резкое увеличение выпуска топографических карт и послужила толчком к внедрению новых методов съемки, в частности и аэро­фотосъемки, позднее приведшей к коренному совершенствованию создания топографических карт.

Хотя топографические карты создавались в первую очередь для военных целей, они, благодаря точности и детальности в изображе­нии местности, находили применение и для гражданских наук. Су­щественное значение имело использование их в качестве основы для пространственной привязки различных полевых исследований, для составления крупномасштабных тематических карт.

В связи с потребностями кораблевождения и обеспечения его безопасности во всех крупных морских государствах (в том числе в России) в XIXв. были созданы специальные гидрографические службы.

Их главной задачей было составление навигационных карт для целей мореплавания. Основное содержание таких карт состоит в показе глубин (способом отметок), разного рода препятст­вий для движения судов, особенностей береговой линии и прибреж­ных объектов, важных для навигации.

Уже к началу XX в. навига­ционные карты имелись на все моря, по которым осуществлялось регулярное движение судов.

Изобретение глубоководного лота сделало возможным измерение и океанических глубин, но из-за труд­ностей промеров число измерений океанических глубин долгое время оставалось недостаточным.

Развитие географической науки и ее отраслей, а также и воз­росшие запросы со стороны практики привели к тому, что в XIX в. стали приобретать все большее значение тематические карты, и в первую очередь карты для передачи физико-географических явлений.

Тематические карты природы появились еще на рубеже XVII и XVIII вв., например карты ветров и магнит­ных склонений английского ученого Э. Галлея, которые были со­ставлены для мореплавателей.

Примерно в середине XVIII в. начинают создаваться первые геологические карты, вызванные потреб­ностями горного дела.

Однако в XVII в. тематические карты были очень немногочисленны.

В XIX — начале XX в. многие естественные науки завершили этап своего становления, накопили довольно обширный материал, который необходимо было отразить карто­графически, что давало бы возможность осмыслить и уточнить закономерности пространственного размещения и взаимосвязей ис­следуемых явлений.

Так, А. Гумбольдт в 1817 г. составил первую кар­ту с изотермами, анализ которых дал ему возможность установить закономерность распределения температур на поверхности Земли. Тем самым было положено началосозданию климатических карт, способствовавших, в свою очередь, возникновению климатологии как самостоятельной отрасли географической науки.

Во второй половине XIX в. к широкому использованию темати­ческих карт обратились такие отрасли науки, как геология, геогра­фия почв, океанография, зоогеография, экономическая география, метеорология и др. Эти карты становились эффективным средством для выяснения закономерностей размещения и взаимосвязей ис­следуемых явлений, а также их развития и прогнозирования. Тем самым обеспечивалось становление картографического метода иссле­дования. При этом сами тематические карты активно воздействовали на развитие «своих» отраслей науки. Например, синоптическая метеорология могла получить практическое развитие лишь тогда, когда поступающие с метеостанций данные стали показывать на соответствующих синоптических картах в определенные сроки.

В итоге XIX век и начало XX для картографии характеризова­лись широким развитием тематического карто­графирования, что осуществлялось при тесном взаимном влиянии тематических карт и соответствующих отраслей науки.

Наши рекомендации