С п е к т р о з о н а л ь н ы м и.

Обычную черно-белую фотографическую или телеви­зионную съемку, в которой съемочная аппаратура регистрирует приходящие от объектовсъемки излучение в одной широкой зоне спектра, можно назвать о д н о з о н а л ь н о й.

Однозональная съемка, как правило, ведется в видимой области спектра — в той, к которой чувствительно человеческое зрение.

Извлечение необходимой информации из черно-белых снимков осуществляется путем рассмотрения геометрических признаков заснятых объектов (формы, размеров, пространственного распре­деления, взаимного расположения), а также их интегральной яр­кости и учета различных косвенных признаков. Но, к сожалению, по этим признакам и в первую очередь по интегральной яркости нельзя узнать, например, состав леса по породам деревьев, отличать молодой лес от зрелого, обнаруживать участки, пораженные болез­нями или вредителями.

Для дифференциации объектов и их состояний, когда по инте­гральной яркости и по геометрическим признакам они практически на снимке отображены одинаково, необходимо использовать еще один признак — распределение яркости по спектру (зависимости яркости от длины волны света), индивидуальной у каждого объекта и его состояния. Измерив его из космоса, можно получить представ­ление о земных объектах.

М н о г о з о н а л ь н а я съемка.

Измерить яркость для каж­дой длины волны во всех точках обозреваемой с космического аппарата территории практически невозможно,

но достаточно выпол­нить съемку местности в нескольких достаточно узких зонах спектра, чтобы получить представление о спектральной яркости земных объектов.

На таком способе анализа спектральных яркостей основано наше цветовое зрение (глаз чувствителен для трех зон видимого спектра — синей, зеленой и красной —

и, как бы измеряя яркость в этих трех зонах, посылает в мозг три соответствующих сигнала, комбинации которых и воспринимаются человеком как разные цве­та) .

На этом явлении основывается принцип цветного фотогра­фирования, которое по своей сути является т р е х з о н а л ь н ы м.

Применение цветного фотографирования увеличивает диапазон использования космических снимков, так как прибавляется еще один дешифровочный признак — их цвет. Но и цветное изображение не всегда решает поставленную задачу. В нашем примере зрелый и молодой, больной и здоровый лес на цветном снимке выглядит одинаково и в этих трех зонах спектра (синей, зеленой и красной), в которой велась съемка. Но они, вероятно, могут различаться в других спектральных зонах.

Следовательно, необходимо выйти за пределы довольно ограниченной сферы визуального человеческого восприятия и осуществлять съемку не в трех, а в большем числе узких зон спектра,

причем не только в видимой части, но и

в ультра­фиолетовом, инфракрасном и радиодиапазонах.

Еще большая раз­личимость объектов на космических снимках достигается с помощью многозональных снимков, получаемых в 4—6 обоснованно выбранных узких спектральных зонах.

Для многозональной съемки (одновременной съемки в разных зонах видимого спектра) применяют многозональные космические фотокамеры.

Например, фотокамера МКФ-6 имеет шесть объективов, снабженных разными светофильтрами, которые дают возможность произвести съемку в сравнительно узких спектральных зонах. В ито­ге получаются цветные изображения, по своей информативности во многом превосходящие обычные цветные снимки.

Фотографическая многозональная съемка, дающая возможность получить подробный «портрет» любого района Земли, широко рас­пространена в настоящее время.

Системы формирования изображения современных космических аппаратов обладают сравнительно высоким пространственным раз­решением, что позволяет фиксировать малыеколебания интенсив­ности света, отраженного от Земли.

Каждый из чувствительных элементов этих систем имеет так называемую шкалу серых тонов (255 тональностей),

т. е. он реагирует на 256 градаций интен­сивности света («Ландсат-4») и кодирует результаты наблюдений в цифровой форме так, что каждое число соответствует определенному элементу изображения.

Все эти элементы после обработки данных на ЭВМ составляют единое цельное изображение.(Грюнберг, форзац учебника)

Дополнительная информация о природных объектах получается за счет взаимодействия (складывания или вычитания) изображений в различных диапазонах, полученных в результате многозональной съемки.

Возможность нашего глаза в распознавании различных фото­тонов снимков, необходимая при их дешифрировании, весьма ог­раничена. Использование ЭВМ позволяет улавливать самые тонкие изменения тона и яркости, делить изображение по плотности фо­тотона и кодировать эту градацию разными красками.

В итоге по­лучают изображения, в которых все участки одинакового фото­тона оказываются окрашенными в один условно выбранный цвет.

Цветом очерчиваются границы различных природных образований, что способствует выделению геокомплексов, т. е. объективному районированию территории.


Например: На основе анализа информации многозонального синтезиро­ванного снимка проводят углубленное изучение геологического строе­ния горной территории. Можно выделить

Осколки древней земной коры

Складчатые породы кале­донского комплекса

Разрывные нарушения

Складчатые породы герцинского компленса

Чехол Центрально-Казахстансного срединного мас­сива

Межгорные впадины

Осуществление подобных иссле­дований в высокогорном районе, труднодоступном для изучения обычными традиционными методами и наземными средствами, потре­бовало бы многие годы упорного труда.

Наши рекомендации