Карты и атласы в компьютерных сетях
Все карты, атласы, аэро- и космические снимки, обращающиеся в Интернете, подразделяются на четыре большие группы:
♦ статичные изображения — карты, атласы, снимки, полученные путем цифрования и сканирования или поступившие в цифровом формате;
♦ интерактивные изображения, составляемые и обновляемые по запросам пользователей;
♦ картографические анимации, фильмы, мультимедийные продукты, виртуальные модели;
♦ карты, атласы, снимки в ГИС.
«Публикация (размещение) карт и атласов в Интернете» оказалась более простым и дешевым делом, чем их полиграфическое издание. Она к тому же не требует дополнительных затрат на распространение продукции (перевозка, продажа и др.). В этом одна из причин превращения Интернета в важный канал картографической коммуникации, даже несмотря на то, что преобразование в цифровую форму и последующее воспроизведение карт несколько понижает их качество.
Число карт и атласов, существующих в Интернете, исчисляется сотнями тысяч. Одна только Международная служба погоды регулярно посылает в Интернет метеорологические фотокарты разных районов планеты, каждые 15 минут обновляя их по космичес-
282 Глава XV. Картография и телекоммуникации
Картографирование в Интернете 283
ким данным. Существует целая телекоммуникационная индустрия создания карт погоды. Ряд серверов содержат тематические карты населения, транспорта, климата, растительности, ландшафтов и др. Для вызова их на экран достаточно указать тематику карты и название региона, интересующего пользователя.
Наибольшим спросом в Интернете пользуются следующие группы карт:
♦ обзорные справочные карты;
♦ карты погоды, опасных атмосферных явлений (ураганов, циклонов), наводнений и т.п.;
♦ карты состояния окружающей среды и природных катастроф;
♦ карты транспорта, навигационные, условий проезда по дорогам;
♦ карты туристские, отдыха, путешествий;
♦ карты текущих политических событий, «горячих» точек планеты и др.;
♦ учебные карты и атласы.
Особый интерес представляет публикация в электронных сетях национальных атласов. Это обеспечивает оперативное и, главное, экономичное обновление карт по мере поступления новой информации, например от государственной статистической или земельной службы. Тем самым осуществляется постоянное «дежурство» по атласу или своеобразный мониторинг. По существу, формируются национальные атласные информационные системы, которые могут использовать учреждения и частные лица. Такие системы созданы во многих странах мира. Хорошим примером может служить Национальный Атлас Канады, размещенный в Интернете по адресу: http://www.atlas. gc.ca.
Приходится, однако, принимать во внимание, что растровые и векторные картографические изображения образуют огромные массивы цифровой информации, на их передачу затрачивается очень много времени. Приемные каналы среднего пользователя не всегда соответствуют огромности информационных ресурсов, содержащихся в Интернете. Для упрощения процесса обновления картографической информации создают так называемые гибридные атласы, когда фундаментальные базовые карты хранят в Интернете постоянно, а быстроменяющиеся изображения оперативно пересоставляют. Например, в атласе периодически актуализируются социально-экономические карты и метаданные, описывающие вновь поступившую информацию.
В Интернет попадают не только национальные атласы. На картографических серверах размещают справочные региональные, городские, туристские, учебные электронные атласы и др. Есть атласы, пользуясь которыми читатель может самостоятельно выбирать масштабы и способы картографического изображения, создавать по одним и тем же данным несколько вариантов карт. Число атласов разного типа и назначения, размещенных в Интернете, уже с трудом поддается учету.