Глава 1. элементы географичекой среды

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий Справочник содержит материал, систематизированный по следующим основным разделам: общие сведения об атмосфере Земли, погоде и климате, ветрах, понятия о времени и долготе дня; основные данные о топографических и специальных картах, используемых для решения различных задач; описание разновидностей местности и их тактических свойств, оценка местности как элемента боевой обстановки, порядок ведения рабочей карты командира.

В приложении Справочника помещены некоторые справочные данные, образцы топографических и специальных карт, таблицы условных знаков для топографических карт, некоторые условные обозначения и сокращения, применяемые в боевых документах.

При разработке Справочника использованы данные боевого устава Сухопутных войск, руководств по топографическим и картографическим работам, учебники и пособия по военной топографии и топогеодезическому обеспечению войск.

Справочник предназначен для офицеров всех родов войск и служб, особенно для молодых офицеров - командиров подразделений, а также для слушателей и курсантов военно-учебных заведений.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 2

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

Допустимые скорости движения войск в колоннах на автомобильных дорогах в зависимости от типа покрытия

Тип покрытия Средняя скорость движения, км/ч
  Новое покрытие Отремонтированное покрытие Покрытия с повреждениями
      до 10 % более 10%
Асфальтобетонное 40 - 50 20-35 10-20
Щебеночное и гравийное 30-40 20-30 10-20
Мостовая из брусчатки 30-40 20-30 10-20
Булыжное 25-35 15-25 10-20
Естественный грунт с добавками 20-30 10-20 5-12
Без покрытия (на естественном грунте) 15-25 8-15 5-10
Деревянное колейное 20-25 8-10 5-6

Допустимые скорости автомобилей при двустороннем движении в зависимости от ширины проезжей части

Ширина проезжей части, м 7,5 7,25 6,5 6-6,5
Допустимая скорость движения, км/ч

Предельные скорости движения машин на склонах разной крутизны

Тип машин Скорость движения (км/ч) при крутизне склона, град
  До 3 3-6 6-10 10-15 15-20
Автомобили Танки Тягачи 25-20 25-15 18 12 20-15 15-12 12 10 15-12 12-10 10 7 12-8 10-6 7-5 8-5 6-4 5-3

Виды склонов и их проходимость

Виды склонов Крутизна в град Проходимость склонов
Очень пологие до 5 Преодолеваются всеми видами боевых машин по дорогам и вне дорог
Пологие 5-10 Затрудняется движение, скорость снижается
Средней крутизны 10-20 Преодолевается с трудом, на малой скорости колесными машинами
Крутые 20-30 Предельные для всех видов колесных машин, с трудом преодолеваются гусеничными машинами
Большой крутости 30-40 Недоступны для колесных и гусеничных машин
Очень крутые 40-60 -
Обрывистые свыше 60 -


Предельная глубина брода для различных машин

Род войск и тип машин Глубина брода при скорости
  до 1 м/с до 2 м/с Более 2 м/с
Мотострелковые подразделения в пешем порядке 1,0 0,8 0,6
Автомашины 0.8 0,7  
Танки и САУ 1,2 1,1 1,0
Гусеничные тягачи 0,8 0,7 0,6

Классификация рек по скорости течения

Характер течения Скорость течения м/с
  равнинных рек горных рек
Слабое Менее 0,5 Менее 2,0
Среднее 0,5-1,0 2,0-4,0
Быстрое 1,0-2,0 4,0-6,0
Очень быстрое Свыше 2,0 Свыше 6,0

Зависимость характера грунта дна реки от скорости течения

Скорость течения, м/с ОД-0,25 0,25 - 0,5 0,5-1,0 1,0-1,5 Более 1,5
Грунт дна Илистый Песчаный Крупнозернистый песок Плотная глина, гравий Галька, глыбы камней

Проходимость машинами рек и озер по льду (температура ниже -5°С)

Виды машин Полный вес, т Необходимая толщина льда, см
Гусеничные машины (танки, БТР и др.)
 
 
 
 
 
 
 
Колесные машины (автомобили, БМП, БТР и др.)
 
 
 
 
Войска в пешем порядке: в колонне по одному в колонне по два в любом построении    
  -
  -
  -

Проходимость болот машинами зимой

Полный вес машины, т Необходимая толщина промерзшего слоя, см Дистанция между машинами, м
  травяные болота моховые болота  
Колесные машины
   
Гусеничные машины
   


Скорость движения войск без лыж по снегу, км/ч

  Глубина снежного покрова, см
  20-30 30-50 50-75 свыше 75
Войска До 3 до 2 ДО1 до 0,5

Человек проходит в час столько километров, столько шагов делает в 3 сек (при шаге длиной 0,85 м). Длина шага человека: где Р рост в см.

Видимость на дороге

Вид видимости Расстояния, м
Хорошая более 1800
Ограниченная 1800-400
Плохая 400-100
Очень плохая менее 100

Влияние тумана на видимость

Степень Характеристика Видимость, м
Слабый туман 1000-600
Умеренный туман 600-200
Средней плотности 200-50
Густой туман 50-20
Очень густой туман 20-10
Непроглядная мгла менее 10

Дальность прямой видимости

Дальность прямой видимостина равнинной местности с учетом кривизны Земли определяют по формуле:

где: D-дальность видимости, км;

h1 - высота поднятия наблюдателя, м;

h2 - высота цели, м.

Если одна из высот равна нулю, то дальность практических целей определяют по формуле:. .

Высота цели или поднятия наблюдателя h, м Дальность прямой видимости D, км Высота цели или поднятия наблюдателя h, м Дальность прямой видимости D, км

Угловые меры

Градусная мера.Основная единица - градус (1/90 прямого угла); 1° = 60'; 1' = 60"»

Артиллерийская мера.Основная единица - деление угломера (тысячная) центральный угол, стягиваемый дугой, равной 1/6 000 части длины окружности: 1-00 = 6°; 0-01 = 3,6'; 1°≈0-17; 10'≈0-03.

Радианная мера.Основная единица радиан - центральный угол, стягиваемый дугой, равной радиусу 1 радиан равен приблизительно 57°.

Морская мера.Основная мера- румб, равная 1/32 части окружности (11°1/4).

Часовая мера.Основная мера - угловой час (1/6 прямого угла, 15°); обозначается буквой h; 1°=60',1'=60".

Линейные меры

Аршин = 0,7112 м

Верста = 50саженей = 1,0668 км

Дюйм = 10линий = 2,54 см

Кабельтов = 0,1 морской мили = 185,2 м

Километр = 1000 м

Линия = 0,1 дюйма = 10точек = 2,54 мм

Лье (Франция) = 4,44 км

Метр = 100 см = 1000 мм = 3,2809 фута

Миля морская (США, Англия, Канада) = 10 кабельтовых = 1852 м

Миля статутная (США, Англия, Канада) = 1760 ярдов = 1,609 км = 1609 м

Сажень = 3 аршина = 48 вершков = 7 футов = 84 дюйма = 2,1336 м

Фатом (морская сажень) = 1,829м

Фут = 12дюймов = 0,3048 м = 30,48см

Ярд = 3 фута = 0,9144 м

Меры объема

Баррель (Англия) = 163,7 л

Баррель сухой (США) = 115,6 л

Баррель для нефтепродуктов = 159,0 л

Галлон (Англия) = 4,546 л

Галлон жидкостной (США) = 3,785 л

Галлон сухой (США) = 4,405л

Дюйм = 16,39 см3

Фут = 0,02832 м3

Ярд = 0,7646 м3

Площадные меры

Акр = 4046 м2

Дюйм = 6,451см2

Фут = 0,0929 м2

Ярд = 0,8361м2

Гектар = 100 арам = 10000 м2

Ар = 100 м2

Меры массы

Гран = 64,8 мг

Тонна или «длинная» тонна = 1016 кг

Тонна «короткая» = 907,185 кг

Тонна метрическая = 1000 кг

Унция = 28,35 г

Фунт = 453,6 г

Центнер или «длинный» центнер = 50,8 кг

Центнер «короткий» = 45,36 кг

Центнер метрический = 100 кг

Приложение 3

Обеспечение боя

  Разведывательный отряд с указанием номера (№ 1), принадлежности (мсп), времени и даты (другие отряды, состоящие из подразделений специальных войск, - с соответствующими надписями возле знака)
  Боевой разведывательный дозор с указанием его принадлежности, времени и даты (РД - разведывательный дозор, ОфРД - офицерский разведывательный дозор, РГ - разведывательная группа, ИРД - инженерный разведывательный дозор, ХРД - химический разведывательный дозор)
Подразделение (группа), проводящее поиск (налет), с указанием его принадлежности
  Дозорное отделение на БМП (на другой технике и дозорный танк - с соответствующими знаками и надписями)
  Место захвата пленного с указанием его принадлежности, времени и даты захвата
Место изъятия документов убитого с указанием его принадлежности, времени и даты изъятия документов
Пешие дозорные (2-3 военнослужащих)
  Секрет с указанием принадлежности
Пешие патрульные (пунктиром указывается маршрут патрулирования)
Сторожевой пост
Район (зона) пожара и направление его распространения. Участок задымления - черным цветом
  Рубеж постановки аэрозольной завесы с указанием подразделения, осуществляющего постановку аэрозольной завесы, времени и даты постановки
  Применение зажигательного оружия с указанием средства применения, типа зажигательного вещества, времени и даты применения
  Ядерный удар с указанием мощности взрыва (40 кт), вида взрыва (В - воздушный, Н - наземный или надводный, П - подземный или подводный), времени и даты взрыва. Радиус внутреннего круга - сплошных разрушений, внешнего круга - поражения открыто расположенного личного состава
Рубеж безопасного удаления (выступы - в сторону ядерного взрыва)
Зоны радиоактивного заражения по данным радиационной разведки (А - умеренного, Б - сильного, В - опасного, Г - чрезвычайно опасного) с указанием мощности, вида, времени и даты взрыва
Район разрушений от ядерного взрыва противника с указанием границ: сплошных разрушений (внутренняя окружность), сплошных завалов в лесах и населенных пунктах (средняя окружность), слабых разрушений (внешняя окружность) и при необходимости зоны нейтронного воздействия на открыто расположенный личный состав (пунктирной линией)
Точка замера уровня радиации с указанием уровня радиации, времени и даты замера
  Ядерная мина противника с указанием мощности заряда (2 кт), глубины установки (10 м) или вида взрыва, времени и даты обнаружения (взрыва)
Поле химических фугасов противника с указанием времени и даты обнаружения. Поле подорванных фугасов закрашивается желтым цветом
Участок местности (район), зараженный противником отравляющими веществами, с указанием средства применения (Ав. - авиация, Р - ракеты, А - артиллерия, Ф - фугасы), типа ОВ, времени и даты применения (обнаружения), направления распространения зараженного воздуха (облака)
Участок местности (район), зараженный противником биологическими средствами, с указанием возбудителя (чума), числа заболевших (90), времени и даты применения (обнаружения)
Район специальной обработки с указанием его номера, времени и даты функционирования
Дегазированный проход с указанием его номера и ширины (3,7 м)
Рубеж минирования
  Проволочное заграждение (количество штрихов - число рядов)
  Участок заграждений из ежей с указанием количества рядов (2) и протяженности (400 м)
  Десантная переправа с указанием количества (3) и типа переправочно-десантных средств (ПТС - плавающий транспортер средний)
Переправа танков под водой с указанием глубины (3 м), ширины водной преграды (180 м), ширины трассы (40 м), характера дна (П - песчаное, Т - твердое, К - каменистое) и скорости течения реки (0,8 м/с)
  Паромная переправа с указанием количества паромов (3), грузоподъемности (60 т), типа парка (ПМП) или переправочного средства (ГСП - гусеничный самоходный паром, ПММ – паромно-мостовая машина)
  Мост на жестких опорах с указанием его вида (Н - низководный, В - высоководный, П - подводный, Д - деревянный, К - каменный, М - металлический, ЖБ - железобетонный), длины (120 м), ширины (4 м) и грузоподъемности (40 т)
  Мост на плавучих опорах с указанием типа парка (ПМП), длины моста (120 м) и его грузоподъемности (60 т)
Брод с указанием его глубины (0,8 м), длины (120 м), характера дна (Т - твердое, П - песчаное, В - вязкое) и скорости течения реки (0,5 м/с)
Ледяная переправа с указанием ее номера (№ 5) и грузоподъемности (60 т)
Противотанковое минное поле (размеры - в масштабе карты)
Противопехотное минное поле (размеры - в масштабе карты)
Минные поля, установленные средствами дистанционного минирования: 1 - противотанковое; 2 - противопехотное
Фугасы: 1 - неуправляемый; 2 - управляемый по радио; 3 - управляемый по проводам
Проход в заграждении с указанием его номера (№ 7) и ширины (10 м)
Разрушенный противником мост (объект). Разрушенный (уничтоженный) объект (цель) противника перечеркивается красными линиями
Разрушенный (неисправный) участок дороги с указанием его протяженности (0,8 км) и объезда
Эскарп (контрэскарп) с указанием протяженности (0,5 км)
Малозаметное заграждение (проволочная спираль, сеть на низких кольях, проволока внаброс). Для обозначения электризуемых заграждений ставится знак молнии
Противотанковый ров с указанием протяженности (0,7 км)
Надолбы с указанием их вида {М - металлические, ЖБ - железобетонные), количества рядов (2) и протяженности (150 м)
Минированный завал с указанием протяженности (0,4 км)
Пункт водообеспечения (С - скважина, Р - родник, К - колодец) с указанием производительности (8 м3/ч)
Маршрут движения с указанием его номера (8) и расстояния (100 км) от исходного рубежа (пункта)
Сборный пункт поврежденных машин с указанием принадлежности (Д - дивизионный, П - полковой), номера и времени развертывания
Ремонтно-эвакуационная группа на БТР (на танковом тягаче, БМП или автомобиле - с соответствующим знаком) с указанием принадлежности (П - полковая, Б - батальонная)
Полковой склад с указанием его принадлежности (60 тп) и вида (Г - горючего, П - продовольственный, ВТИ - военно-технического имущества, АБТИ - автобронетанкового имущества, А - артиллерийский)
Медицинский пункт полка с указанием принадлежности (354 мсп)
Медицинский пункт батальона с указанием принадлежности (1 тб)
Медицинский пост роты с указанием принадлежности (3 мер)
Стрелок-санитар
Заправочный пункт батальона с указанием принадлежности (П - продовольственный пункт, Б - пункт боепитания)
Пункт боепитания роты с указанием принадлежности (3 мер)
Пункт обслуживания на маршруте движения (Г - заправки горючим, П - продовольственный, Т - технической помощи, О - отдыха и обогрева, с красным крестом - медицинский)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий Справочник содержит материал, систематизированный по следующим основным разделам: общие сведения об атмосфере Земли, погоде и климате, ветрах, понятия о времени и долготе дня; основные данные о топографических и специальных картах, используемых для решения различных задач; описание разновидностей местности и их тактических свойств, оценка местности как элемента боевой обстановки, порядок ведения рабочей карты командира.

В приложении Справочника помещены некоторые справочные данные, образцы топографических и специальных карт, таблицы условных знаков для топографических карт, некоторые условные обозначения и сокращения, применяемые в боевых документах.

При разработке Справочника использованы данные боевого устава Сухопутных войск, руководств по топографическим и картографическим работам, учебники и пособия по военной топографии и топогеодезическому обеспечению войск.

Справочник предназначен для офицеров всех родов войск и служб, особенно для молодых офицеров - командиров подразделений, а также для слушателей и курсантов военно-учебных заведений.

Глава 1. ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОГРАФИЧЕКОЙ СРЕДЫ

1.1. АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ

Атмосфера Земли -газовая оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с нею как единое целое. Она обеспечивает возможность жизни на Земле и оказывает большое влияние на разные стороны жизни человечества. Такие параметры атмосферы как давление, плотность, температура воздуха, скорость и направление ветра непосредственно влияют на военную деятельность.

Физические характеристики атмосферы более или менее закономерно изменяются по вертикали, поэтому ее принято делить на несколько слоев. По характеру распространения температуры по высоте атмосфера делится на: тропосферу (от 0 до 10 - 18 км), стратосферу (от 18 - 20 до 50 - 55 км), мезосферу (от 50 - 55 до 80 - 85 км), термосферу (от 80 - 85 до 1000 км) и экзосферу (от 1000 км и выше) (рис. 1). По составу воздуха делится на гомосферу (от 0 до 90 - 100 км) и гетеросферу (свыше 100 км).

Тропосфера -нижний слой атмосферы, прилегающий к Земле. Толщина его невелика и неодинакова на различных широтах. На экваторе он утолщается до высоты 16 - 18 км, в средних широтах достигает 10 - 12 км, а на полюсах составляет всего 7 - 8 км. В тропосфере содержится 3/4 всей массы воздуха и почти весь водяной пар атмосферы. В этом слое развиваются все метеорологические явления - образование облаков, выпадение осадков и др. Особенностью тропосферы является понижение температуры, давления и плотности воздуха по мере увеличения высоты. Так, температура понижается примерно на 6°С на каждый километр высоты и у верхней границы она бывает порядка - 50, - 60°С. На высоте 5,5 км плотность воздуха и атмосферное давление в 2 раза меньше, чем у Земли, а на высоте 22 км составляет всего 4% от их величины над уровнем моря. Поэтому уже на высоте 15 км невозможно дыхание человека, а на высоте 20 км и более закипает жидкость внутри организмов, находящихся в открытой среде.

Тропосфера по температуре неоднородна и по горизонтали: массы холодного воздуха сменяются более теплыми, а между ними формируются отчетливые переходные зоны - атмосферные фронты, на которых возникает мощная облачность, грозы, шквалы, метели и туманы.

Над тропосферой расположен слой тропопаузы мощностью от нескольких сот метров до 2 км и характеризующийся постоянством температуры или даже ее повышением на 10 - 15°.

Стратосфера -слой, в котором температура с высотой остается постоянной (около - 55° С), так как здесь приток тепла равен его оттоку. В пределах стратосферы находится слой повышенной концентрации озона. Этот слой, сильно поглощая ультрафиолетовое излучение, защищает Землю от его биологически вредного воздействия на дыхательные органы человека. Поэтому на высотных самолетах оборудуются приборы, изменяющие состав воздуха, взятого за бортом и предназначенного для дыхания летчика.

Мезосфера -слой, который можно разделить на два подслоя. Нижний, более теплый, отличается постоянством или даже инверсией температуры. Его высота от 40 до 60 км. В этом подслое (с высоты 35 км) температура начинает повышаться и на высоте 60 км достигает +67,+70°С. При этой высоте находится слой, отражающий звуковые волны, идущие от земной поверхности. Верхний подслой, более холодный, высотой от 60 до 80 км. Здесь температура воздуха вновь быстро понижается с высотой до - 70, - 80°С.

Термосфера (или ионосфера) -слой, отличающийся большими колебаниями температуры и особыми электрическими свойствами. На высотах более 80 км воздух под действием свободно проникающей солнечной радиации становится сильно ионизированным, образуются отрицательно заряженные частицы - электроны и положительно заряженные - ионы, существенно влияющие на распространение радиоволн различной длины. Воздух в термосфере очень разрежен, плотность его чрезвычайно мала, а поэтому здесь необходима серьезная защита экипажей от радиационной опасности.

Экзосфера -слой, где атмосферные газы рассеиваются в мировое пространство и где происходит постепенный переход от атмосферы к межпланетному пространству.

С точки зрения полетов летательных аппаратов атмосфера делится на: область, в которой по условиям плотности воздуха возможен полет аэродинамических летательных аппаратов, начинающуюся у поверхности Земли и простирающуюся до высоты 65 км; приземное космическое пространство (65 - 150 км), где возможны полеты авиационно-космических летательных аппаратов; ближний космос (150 - 1000 км) и дальний космос (свыше 1000 км) - область полетов космических летательных аппаратов.

    Рис.1. Схема атмосферы Земли Пояснения к рис.1: 1 - уровень моря; 2 - высшая точка Земли - Джомолунгма (Эверест, 8848 м); 3 - кучевые облака хорошей погоды; 4 - мощно - кучевые облака; 5 - ливневые (грозовые) облака; 6 - слоисто - дождевые облака; 7 - перистые облака; 8 - самолет; 9 - слой максимальной концентрации озона; 10 - перламутровые облака; 11 - стратостат; 12 - радиозонд; 13 - метеоры; 14 - серебристые облака; 15 - полярные сияния; 16 - самолет - ракета; 17, 18, 19 - радиоволны, отражающиеся от ионизированных слоев и возвращающиеся на Землю; 20 - звуковая волна, отражающаяся от теплого слоя и возвращающаяся на Землю; 21 - первый ИСЗ; 22 - межконтинентальная баллистическая ракета; 23 - геофизические исследовательские ракеты; 24 - метеорологические спутники; 25 - космические корабли «Союз - 4» и «Союз - 5»; 26 - космические корабли; 27,28 - ускальзывание атомов Н и Не; 29 - траектория солнечных протонов Р; 30 - проникновение ультрафиолетовых лучей.

1. 2. ПОГОДА И КЛИМАТ

Погода -физическое состояние нижнего слоя атмосферы в том или ином районе в данный момент времени. Изучение и предсказание (прогноз) погоды базируется на изучении и измерении метеорологических элементов: температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, облачности, осадков, ветра и влажности почвы. Для этого в каждой стране организуется сеть метеорологических станций, на которых ведутся систематические измерения элементов погоды. Полученные данные передаются на центральную станцию службы погоды, где они наносятся на специальную синоптическую карту -карту погоды. После нанесения на карту метеорологических элементов производят их анализ, в результате которого проводят изобары, обозначают атмосферные фронты (границы раздела масс теплого и холодного воздуха), выделяют зоны атмосферных осадков и т.д. и осуществляют прогноз погоды (рис.2).

Погода оказывает большое влияние на боевые действия войск. Дождливая погода летом, снегопады зимой, густые туманы и сильные ветры требуют внесения определенной коррективы в планирование боя, снижают темпы наступления, усложняют использование отдельных видов боевых средств и родов войск. Метеорологическую информацию войска получают в виде прогнозов погоды на различные сроки, прогнозов распределения среднего ветра по высоте в определенной полосе, штормовых предупреждений об ожидаемых опасных явлениях погоды (ураган, гроза, метель, ливневые осадки, густой туман и др.), а также гидрометеорологических сводок, справок, бюллетеней для артиллерийских и ракетных частей.

Климат -многолетний режим погоды, свойственный данной местности. Он является одним из важнейших элементов природных условий, влияющих на подготовку и ведение боевых действий. Климат зависит от географической широты местности, высоты над уровнем моря, характера рельефа, растительного, снежного и ледового покрова и т.д. В свою очередь климат оказывает влияние на растительность, почву, рельеф и гидрографию. Неравномерность распределения солнечного тепла к Земле и особенности общей циркуляции атмосферы определяют основное различие климата на Земле. По тепловому признаку выделяют следующие климатические пояса: экваториальный, два субэкваториальных, два тропических, два субтропических, два умеренных, субарктический, субантарктический, арктический и антарктический (рис. 3).

Характеристика климатов различных районов земного шара и их компонентов дается в специальных описаниях и на климатических картах.Все основные характеристики климатов на этих картах изображаются в виде изолиний, например на них показывают изотермы -линии одинаковых температур, изобары -линии одинаковых значений атмосферного давления, изогиеты -линии равного количества осадков, изонефы -линии одинаковой облачности, изотахи -линии равной скорости ветра и т.д.

Климат оказывает значительное влияние на условия жизни и здоровье личного состава, боевую технику и вооружение. Его влияние учитывается при разработке уставов и наставлений, образцов вооружения и оснащения войск. Климат обязательно учитывается при оценке обстановки и принятии решения командиром.

1.3. ВЕТРЫ

Ветер -движение воздуха относительно земной поверхности, возникающее вследствие неравномерного давления, обусловленного неравенством температур в атмосфере. Под воздействием перепада давления воздух испытывает ускорение, направленное от высокого давления к низкому. Он характеризуется направлением и скоростью движения воздуха. Направление ветра определяется точкой горизонта, откуда он дует. Для обозначения направления ветра используются 16 румбов, делящих окружность горизонта на равные части (один румб равен 22°30'). Скорость ветра выражают в метрах в секунду, в километрах в час или по международной шкале Бофорта (прил. 2).

Повторяемость направлений ветра изображается графически в виде розы ветров.Для построения розы ветров из одной точки проводятся оси, соответствующей направлениям 8 румбов: С - Ю, 3 - В, СЗ - ЮВ, СВ - ЮЗ. На этих осях откладывается в том или ином масштабе повторяемость ветра каждого румба, которая изображается в виде лучей или же отложенные точки соединяются линиями и получается круговая роза ветров (рис. 4).

Рис.2. Синоптическая карта (фрагмент)
Рис. 3. Климатические пояса

Знание розы ветров, то есть их повторяемости, скорости и направления в различные времена года, имеет важное значение для боевых действий войск.

Ветры у земной поверхности и на больших высотах весьма разнообразны по своей силе, преобладающим направлениям и времени действия. В нижних слоях тропосферы почти повсеместно распространены большие подвижные вихри, имеющие в поперечнике несколько сот, а иногда 2 - 3 тыс. км, называемые циклонами и антициклонами.

Циклон - система ветров в виде огромного вращающегося вихря, в центральной части которого наблюдается пониженное давление, благодаря чему воздух в нижнем слое движется к центру. При этом вихревое движение воздуха в циклоне направлено против хода часовой стрелки. В центральной части циклона воздух поднимается вверх и затем растекается к его периферии.

    Рис.4. Розы ветров  

Циклоны возникают главным образом при уменьшении давления воздуха в каком - либо месте по сравнению с окружающим пространством. Они являются подвижной воздушной системой и перемещаются вдоль земной поверхности, вызывая резкое изменение погоды. В районах, через которые проходит циклон, преобладает ненастная, ветреная погода со сплошной облачностью, прохладная и дождливая летом и с оттепелями и снегопадами зимой. В умеренных широтах циклоны перемещаются, как правило, с запада на восток со скоростью около 30 км/час (или около 700 км в сутки). В области экватора, а также под 10 - 15° северной и южной широты возникают и развиваются тропические циклоны (тайфуны, торнадо) с ураганными ветрами и сильными ливнями с грозами.

Антициклон -система ветров, в которой центральные части заняты областью повышенного давления, где ветры нередко совершенно отсутствуют. Ветры дуют по периферии в направлении движения часовой стрелки (в северном полушарии) и воздух растекается в приземном слое от центра области антициклона.

Для центральной части антициклона характерна безоблачная погода, жаркая сухая летом и морозная безветренная зимой.

Муссоны - устойчивые ветры, меняющие свое направление по сезонам года, как правило, зимой дуют с материка на океан, а летом в обратном направлении. Летние муссоны часто приносят влагу с океана и способствуют обильному выпадению осадков в приморской части материков.

Пассаты - ветры, постоянно дующие с северо-востока на юго-запад в северном полушарии и с юго-востока на северо-запад в южном полушарии.

В ряде мест земного шара часто наблюдается ветры местные, связанные обычно с особенностями местной циркуляции, характера рельефа местности и т.п.

Бризы -местные ветры, характерные для побережий морей и крупных озер, которые дважды в сутки меняют свое направление. Они возникают вследствие неодинакового нагревания и охлаждения суши и моря. Днем ветер дует с моря на сушу (морской бриз), а ночью - с суши на море (береговой бриз).

Фён -сухой прерывистый ветер в горных районах, возникающий при переваливании воздушными потоками горного хребта. Он возникает тогда, когда по одну сторону гор наблюдается повышенное давление, а по другую - сильно пониженное. Фены бывают чаще всего зимой и весной.

Бора -холодный ветер, дующий с большой силой вниз по горному склону. Бора, как и фён, возникает в горных районах при наличии разности давлений на прот

Наши рекомендации