Тема 6. Земельные, лесные и водные ресурсы мира
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Основные этапы развития науки и техники. Географические изменения, связанные с этим развитием
Примерный план:
1. Первый этап - от начала Великих географических открытий XVI в. (до первой половины XVIIв.).
2. Второй этап - первая половина XVIIв. - до 70-х гг. XIX в.
3. Третий этап - 70-е гг. XIX в. - начало XX в., до Первой мировой войны.
4. Четвертый этап - между Мировыми войнами (20 - 40-е гг. XX в.).
5. Пятый этап - послевоенное развитие науки и техники (с середины 40-х - начала 50-х гг. до конца 80-х гг. XX в.). Особое внимание уделить периоду нефтяного кризиса 70 -х гг. XX в. и созданию ресурсосберегающих технологий.
6. Шестой этап - 90-е гг. XX в. по настоящее время - распад социалистического лагеря, новые государства и новая геополитика. Обратить внимание на информационные технологии.
Практическое задание. Составить хронологию (с XI в. до XXI в.) важнейших технологических открытий и изобретений, определивших формирование современной политической карты (не более 25).
Вопросы для собеседования:
1. Технологические предпосылки эпохи Великих географических открытий.
2. Роль информационных технологий в современных геополитических процессах.
Тема 2. Современные классификации стран мира
Примерный план:
Провести классификацию стран по:
1. Размерам территории.
2. Численности населения.
3. Географическому положению.
4. По формам правления и государственного устройства.
5. Классификация и типология стран мира как важнейший раздел экономической и социальной географии.
Практическое задание. На контурной карте обозначить (окраской) страны по формам правления и государственному устройству, нанести 7 крупнейших стран по размерам территории, 10 - по численности населения.
Вопросы для собеседования:
1. Может ли меняться форма государственного устройства стран в наше время? Приведите примеры.
2. Что такое «исламское государство»? Какие исламские государства вы знаете.
Тема 3. Современная экономическая классификация стран
В основу классификации необходимо положить важнейшие социально-экономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в год, структуру занятости населения, производство электроэнергии на душу населения в год, структуру внешней торговли, а в ней - примерную долю наукоемкой продукции, сырьевую составляющую в экспорте, примерную долю сырья и готовой продукции в импорте. Вычислить ВВП одной из стран в каждой группировке на душу населения.
Примерный план:
1. Принципы экономической классификации стран.
2. Экономически развитые страны.
3. Развивающиеся страны.
4. Страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические.
Практическое задание. Нанести на контурную карту (или составить таблицу) группы указанных типов стран (по 5 каждой группе) с соответствующей окраской на карте.
Вопросы для собеседования:
1. Как влияют на степень развития страны показатели:
а. структура занятости населения,
б. положительное или отрицательное сальдо во внешней торговле,
в. структура первичного, вторичного, третичного и четвертичного (информационного) секторов экономики?
Тема 4. Современные международные организации (интеграционные группировки)
Примерный план:
1. Выделить важнейшие глобальные, региональные и субрегиональные организации мира.
2. Характеристика международных экономических и экономико-политических организаций (год создания, состав, цели и задачи организации, характер деятельности в прошлом и в наши дни)
Практическое задание. Нанести на контурную карту страны (или составить таблицу), закрасив разными цветами по принадлежности к каждой, избранных для анализа, международных организаций. Если страна входит в две или более организаций, дать соответственно в стране 2 - 3 окраски или штриховки.
Вопросы для собеседования:
1. Можно ли с помощью международных организаций предотвратить военные действия, решить экологические проблемы и т.п.? Приведите примеры.
2. Какие существуют ограничения на вступление в международные организации?
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Тема 5. Минеральные ресурсы мира
Примерный план:
1. Выделить и сгруппировать (по 10 -15 позиций) энергетические ресурсы (горючие, радиоактивные), рудные (черные, цветные, редкоземельные, благородные, радиоактивные металлы) и нерудные полезные ископаемые (химическое, металлургическое сырье, строительные материалы, драгоценные и поделочные камни), которые в наибольшей степени используются в мировом хозяйстве.
2. Дать краткое описание их использования в науке и технике.
3. В каких странах сосредоточены их запасы и добыча.
Практическое задание. На картосхему нанести месторождения важнейших групп и видов полезных ископаемых (составить таблицу).
Вопросы для собеседования:
1. Сущность различия понятий «природные ресурсы» и «экономические ресурсы» (сырье) применительно к минеральным ресурсам.
2. Минеральные ресурсы как фактор экологического загрязнения.
Тема 6. Земельные, лесные и водные ресурсы мира
Примерный план:
1. Структура земельного фонда мира. Сельскохозяйственные угодья. Почвы как ресурс.
2. Важнейшие лесные районы мира. В каких отраслях хозяйства используется древесина.
3. Дать описание водных ресурсов (наличие рек, количество выпадающих осадков, их распределение по сезонам) и распределение их в мире.
4. Различия в использовании земельных, лесных и водных ресурсов в экономически развитых и развивающихся стран.
Практическое задание. На картосхеме отразить основные закономерности распространения земельных, лесных и водных ресурсов мира.
Вопросы для собеседования:
1. Понятия ресурсосбережения применительно к использованию земельных, лесных и водных ресурсов.
2. Нагрузка на ресурсы земельные, лесные и водные ресурсы мира со стороны современных промышленных и сельскохозяйственных технологий. Возможна ли рациональная вырубка лесов? Примеры.