Направления в развитии географических знаний

Всю географическую науку пронизывают ряд направлений, позволяющие по-новому подойти к вопросу о её единстве, целостности. В основном выделяют четыре важнейших.

Во-первых, это гуманизация, которая связана с поворотом к человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. Это целое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния, рассматривающее жизнь людей и их общественные отношения. Гуманизация должна означать отход от рассмотрения природы, как «вещи в себе» или только как ресурсной базы экономики, а переносить акценты на роль природных объектов, зональности, поясности, стихийных бедствий в формировании общественной мозаики мира. Важным акцентом гуманизации рассматривается внимание к историческим личностям, внесшим вклад в поиск и развитие географического знания. Линия на гуманизацию позволяет подвести обучающих к выводу о том, что главное действующее лицо нашей цивилизации – человек.

С гуманизацией тесно связано и второе направление – социологизация, его суть – повышение внимания к социальным аспектам развития, усиление внимания к личностному фактору. Речь о том, чтобы по дисциплине полнее показать роль человека не только в экономической, но и социальной жизни общества, познакомить обучающихся с некоторыми чертами социального развития, особенно в территориальном разрезе, усилить внимание на такие социальные аспекты, как социальный состав, расовые, национальные, религиозные проблемы занятости, качества и уровня жизни. В современной географии социально – населенческая проблематика довольно последовательно проходит через содержание всех курсов. Как положительный фактор отмечается повышенный интерес к этнографическим сюжетам, что должно способствовать повышению уровня социальной культуры молодёжи. Но социологизация не должна ограничиваться лишь темами о населении.

Экологизация предполагает рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями воспроизводства жизни. Экологизация также характерна для всего междисциплинарного комплекса наук, который исследует взаимодействие общества производства и окружающей среды или «экоразвитие». Поскольку проблемы отношений со средой обитания затрагивают едва ли не весь социальный институт человеческого общества, то естественно произошла значительная экологизация и естественных и общественных наук, что усилило синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. И именно география, имеющая большой опыт такого синтеза, стала одним из главных плацдармов экологизации. Это направление стало главным «дирижирующим».

И четвертое направление – экономизация, характерно для многих наук. Зарождение и развитие экономизации было связано с «количественной революцией», наступившей в эпоху кибернетики и переходом к рыночной экономике. Долгое время география была головным предметом экономического образования обучающихся, воспитание у них навыков экономического мышления, особенно это было в 60-70 годы, но не получали никакого представления о робототехнике, электронике, чистых технологиях и т.п. В наши дни география продолжает уделять внимание экономическим вопросам, но это направление в современной географии, где-то на третьем плане. Это произошло и в результате создания специального курса по экономике, но это не очень оправданно, особенно на фоне происходящих реформ и общего огромного повышения интереса общества ко всему тому, что связано с финансово – экономической сферой деятельности.

Вопрос 5 Географическая культура и пропаганда географических знаний

Поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению - основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.

Географическая культура включает четыре основных компонента:

I. Географическую картину мира;

II. Географическое мышление;

III. Методы географии;

IV. Язык географии.

Географическое мышление

Географическая культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. По утверждению Н.Н. Баранского, - «это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли».

Методы географии

Все разнообразие методов географических исследований сводится к трем категориям: общенаучные, междисциплинарные и специфические для данной науки. Междисциплинарные методы - общие для группы наук. В географии - это математический, геохимический, геофизический методы и метод моделирования

Математический метод – важный метод в географии, но нередко тестирование, запоминание количественных характеристик подменяют развитие творческой, думающей личности. Геохимический и геофизический методы позволяют оценить потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы.

Модель- графическое изображение объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. К специфическим методам в географии относятся сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический, аэрокосмический.

Сравнительно-описательный и картографический методы - самые старые методы в географии. А. Гумбольд (1769-1859) в «Картинах природы» писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдельных стран и представлять результаты этих сравнений - благодарная задача географии. Аэрофотосъемкаиспользуется в географии с 30-х годов XX в., космические снимки появились сравнительно недавно. Они позволяют в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты.

Географический язык

Каждая наука и каждый школьный предмет обладают своим языком. Есть все основания говорить о существовании «географического языка», который имеет определенный набор терминов, географических имен, что придает ему индивидуальность и особый колорит.

Следовательно, язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географической культуры. Овладение географической культурой предполагает хорошее владение языком географии, который включает следующие компоненты:

1) понятия и термины; 3) географические названия и язык карты;

2) факты, цифры и даты; 4) географические представления (образы).

Формы пропаганды географических знаний:

1) Лекционная работа

2) Уголки природы

3) Экскурсии

4) Фильмы

5) Выставки фотомастеров-краеведов и путешественников

6) Статьи в газетах, журналах

7) Телевизионные передачи

Вопрос 6 Содержание современного школьного географического образования

Школьная география включает физическую (относящуюся к предметам естественнонаучным) и экономическую географию (относящуюся к гуманитарным наукам). Изучаются элементы других наук, тесно связанные как с землеведеньем, так и с региональной географией – климатологии, геологии, океанографии, палеогеография, демография и др. Объединяющий характер носят страноведенье и картография. Содержание курсов в основном разработано в 60-е годы, но постоянно совершенствуется, что находит отражение в новых учебниках и программах. В основе курса лежит логика, которая обеспечивает последовательность формирования научных знаний, их расширение и углубление, усвоение ЗУН. Логика учитывает взаимозависимость между науками, составляющими основу школьной географии. Поэтому физическая география изучается раньше экономической. Т.к. при изучении отдельных регионов исходят из общих закономерностей, то изучение общих положений землеведенья предшествует изучению региональной географии.

При изучении географии используется комплекс методов. Наиболее общим является диалектический. К комплексу методов относится картографический, наблюдение, экспедиционный, лабораторный анализ, эксперимент, математические и статистические методы.

В зависимости от учебного заведения, профильности и на основе вариативной части могут быть изменения учебного плана.

Курс географии насыщен практическими работами, обеспечивающими активность, самостоятельность учащихся, развивающих творчество и способствующих сознательному усвоению ЗУН.

Один из принципов построения курса географии – учёт широких межпредметных связей. Он позволяет не включать в содержание ряд сведений, известных из других дисциплин, а опираться на них. Но имеет место рассогласованность между программами разных дисциплин.

В современной географии при определении содержания делается упор на краеведческий материал и увеличение доли экологических вопросов (в основном из области природопользования и ресурсоведения).

В программы вводится региональный компонент, который обеспечивается выпуском учебных пособий и методических руководств.

Содержание географии также определяется принципами гуманизации, социологизации и экономизации.

Особенность традиционной программы – отражение структуры географической науки в структуре школьной географии. Она имеет линейно-ступенчатое построение. Каждый курс изучается в течении одного года. Обеспечивается преемственность между курсами, постепенное усложнение учебного материала и формирование системы знаний.

Подробно содержание курсов излагается в программах.

Программы различают традиционные, авторские (Просвещение 1993), профильные (Просвещение 1994)..

География – дисциплина, которая одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, она тесно связана с экономикой, демографией и социологией. Это позволяет говорить о значительной роли дисциплины в образовании, развитии и воспитании школьников.

Цели географического образования широки и многообразны. Они определяются тремя направлениями:

Образовательные Воспитательные Развивающие
Формирование знания основ географических наук, рационального природопользования Раскрытие роли географ. наук в решении народно-хозяйственных проблем Способствование экономич. и экологич. воспитанию, овладению методами учебной работы, самообразованию. Способствование нравственному воспитанию учащихся, воспитанию экологической культуры, чувства патриотизма. ответственности за судьбу родного края, страны. Способствовать формированию активной жизненной позиции, ориентации в выборе жизненного пути. Эстетическое воспитание. Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи, наблюдательности, др. интеллектуальных качеств, развитию познавательного интереса, умения решать геогр. проблемы, вырабатывать комплексный подход к явлениям и процессам, умение мыслить пространственно

Изучение географии должно быть максимально приближено к реальности, направлено на осмысление окружающей действительности, текущих событий, современного международного положения.

Одной из основных задач является осмысление природных и общественно-экономических закономерностей.

Важным является осмысление терминологии, развитие умения работать с картой.

Современное обучение ориентировано на ученика, поэтому в практике широко используются технологии дифференцированного обучения, элементы программированного, проблемного, индивидуальный подход, личностно ориентированное обучение.

Наши рекомендации